Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 20:54, контрольная работа
Задание: Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
Увеличение дохода потребителей на спрос на товар низкого качества;
Дайте характеристику поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Какова эффективность рынка монополистической конкуренции? (представьте графическую иллюстрацию).
Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.
Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.
В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.
Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России.
Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.
Как нам уже известно, отсутствие совершенных и полных рынков ведет к рыночным провалам.
Ни рынок, ни демократия не являются идеальными системами, но это лучшее из реально существующих и работающих механизмов, доступных человеку. В истории человечества нет ни одного примера построения долгосрочной системы, обеспечивающей генерацию богатства, высокий уровень благосостояния и высокие стандартны социальной защиты на основании авторитарных социалистических практик. Данный эмпирический факт сам по себе является достаточным доказательством преимущества демократической рыночной модели. Однако чистые формы в природе редки. Переход от плана к рынку также не совершается в течение одной недели или даже года. Строительство формальных и неформальных институтов требует реализации последовательной, системной, скоординированной политики на протяжении десятилетий. Добиться этого – самый серьезный вызов для национальных интеллектуальных элит, полисимейкеров и гражданского общества. После развала советской системы централизованного правления полисимейкеры столкнулись с целым рядом вызовов переходного периода. Одним из них было определение параметров взаимодействия института демократии и рыночной экономики. Это были новые институты для постсоветских стран, поэтому экспертное сообщество, номенклатура и «красные директора», тем более простые люди не обладали знаниями и опытом для формирования рациональных ожиданий на предмет взаимодействия по оси «демократия–рынок». Одни считали, что для реализации программ системных рыночных реформ необходимо ограничить действие демократических институтов ввиду их слабости и доминирования ярко выраженных антиреформистских сил. Как показала практика трансформационных процессов, ограничения институтов
демократии
не привело к построению более
эффективной социально-
Список
использованной литературы.
1.М. Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 1994 год.
2.Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год.
3. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.
4.Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год.
5.Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1999 год.
6. Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”,2000 год.
7. Макроэкономика.
Учебное пособие. М.К.Бункина,
В.А.Семенов. Издательство “
8. Микроэкономика.
Учебное пособие. Науч.ред.
Рыночное
равновесие – ситуация на рынке, когда
спрос (D) и предложение (S) находятся
в состоянии равновесия, которое
характеризуется равновесной
.
Равновесная
цена – единая цена, по которой продается
и покупается равновесное количество
товара.
Рис.
1. Рыночное равновесие
Но состояние равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.
Если реальная рыночная цена (Р1) выше Ре, то объем спроса (QD) будет меньше объема предложения (QS), т.е. возникает избыток товара (DQS). Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.
Чтобы избежать изменения цены, производители могут сократить предложение (S,S1), что приведет к сокращению объема до QD (рис. 1,а).
Если реальная рыночная цена (P1) оказывается ниже цены равновесия Pe, то объем спроса (QD) превышает объем предложения QS, возникает дефицит товара (DQD). Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым (DQD=0).
Закон убывающей предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса (D). То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.
Цена
спроса на товар (РD) определяется
предельной полезностью каждой единицы
товара, а рыночная цена товара – взаимодействием
спроса (D) и предложения (S). В результате
этого взаимодействия товар продается
по рыночной цене (Рe) (рис. .2).
Рис.
.2. Излишек потребителя и
Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 2).
Знание
предельных издержек (МС) позволяет
определить выигрыш производителя.
Дело в том, что минимальная цена,
по которой фирма может без
потерь продавать единицу продукции,
не должна быть ниже предельных издержек
(МС) (прирост затрат, связанный с производством
каждой последующей единицы продукции)
(рис. 2). Любое превышение рыночной цены
единицы продукции над ее МС будет означать
рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш
производителя – это величина превышения
цены реализации (рыночная цена) над предельными
издержками производства. Такой излишек
фирма получает от каждой продаваемой
единицы товара по рыночной цене (Рe),
превышающей предельные издержки (МС)
производства данной единицы. Таким образом,
продавая объем товара (Qe) (при разных
МС на каждую единицу продукции от 0 до
QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш,
равный заштрихованной площади РeЕРS.
Да, согласны,
кривая сместится вправо, соответственно
при росте предложения и
Прямая эластичность
спроса по цене характеризует относительное
изменение спроса на готовый товар при
изменении его цены. Коэффициентом прямой
эластичности спроса по цене называют
отношение относительного изменения объема
спроса в процентах к относительному изменению
цены:
Поскольку, как
правило, объем спроса с увеличением цены
снижается, AQi/ДР, < 0. Чтобы избежать отрицательных
чисел, перед правой частью (4.3) часто вводят
знак минус.
Если кривая
спроса задана линейной функцией, например
Qi = cti—bpi, наклон ее, очевидно, будет dQi/dPi
— —Ь. Подставляя последнее выражение
в (4.4), получим
Это означает, что коэффициент эластичности будет различным в разных точках такой кривой, несмотря на один и тот же ее наклон.
Е = 500 /10 *40/2000 =
50*0.02 = 1
Qs=-50+2p. Определить:
Рыночное равновесие наступает при равновесной цене Р*=4,29 и
равновесном объёме
Q*=1437,47
При рыночном равновесии Qd = Qs, т.е.
70 – 30 Р-= 2Р-50, следовательно Р*=546,99, тогда
В соответствии с формулами функций
Qs(P*) = Qd(P*) = 58,58
Qs=-50+2p. Определить:
Рыночное равновесие наступает при равновесной цене Р*=4,29 и
равновесном
объёме Q*=58,58
При рыночном равновесии Qd = Qs, т.е.
70 – 30 Р-= 2Р-50, следовательно Р*=1,32, тогда
В соответствии с формулами функций
Qs(P*) = Qd(P*) = 58,58
Величину расходов
правительства, необходимых для
поддержания равновесия на рынке
при фиксированной цене 80 руб.
Qd=70-0.4p*80
Представьте график и расчет.
Олигополия – это рыночная структура, характеризуемая наличием на рынке нескольких продавцов. Иными словами, к олигополистическим структурам можно отнести такие рынки, на которых сосредотачивается от 2 до 24 продавцов. Если два продавца, то это дуополия, или частный случай олигополии, т.к. это уже не монополия. Верхний предел условно ограничен 24 хозяйствующими субъектами, так как с числа 25 начинается отсчет структур монополистической конкуренции. К моделям количественной олигополии основанным на некооперативной стратегии принято относить модели Курно, Штекельберга и Чемберлина.