Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 20:54, контрольная работа
Задание: Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
Увеличение дохода потребителей на спрос на товар низкого качества;
Дайте характеристику поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Какова эффективность рынка монополистической конкуренции? (представьте графическую иллюстрацию).
Р
исунки 1a и 1b показывают, что рыночный
механизм в отрасли с монополистической
конкуренцией является не эффективным.
Это происходит по двум причинам. Во-первых,
в отличие от цен на совершенно конкурентном
рынке равновесная цена рынка монопольной
конкуренции превышает предельные издержки.
Это означает, что цена, которую платят покупатели за потребление дополнительных единиц продукции, превышает издержки на их производство. Если бы объем производства увеличился до точки, где кривая спроса пересекает кривую предельных издержек, совокупный излишек мог бы быть увеличен на величину, равную заштрихованной площади на рисунке 1b. Это не удивительно, монопольная власть приводит к чистым убыткам, а фирмы на рынках монополистической конкуренции обладают монопольной властью.5
Во-вторых,
как следует из рисунков 1a и 1b, фирмы
на рынке монополистической
Такая
неэффективность уменьшает
Во-первых, на большинстве рынков монополистической конкуренции монопольная власть не велика. Обычно конкурирует достаточное число фирм, фирменные марки товаров которых вполне взаимозаменяемы, и поэтому не одна из фирм не будет обладать существенной монопольной властью. Следовательно, любые чистые убытки от монопольной власти будут также невелики. А так как кривые спроса фирмы достаточно эластичны, их резервные производственные мощности будут также невелики.7
Во-вторых,
неэффективность рыночного
Рассмотрим,
как устанавливаются
Промежуточное положение между монополией и совершенной конкуренцией определяет высокоэластичный спрос на продукцию фирмы (степень эластичности ниже, чем при монополии, и выше, чем при совершенной конкуренции, когда спрос является совершенно эластичным). Степень эластичности спроса и определяемый ею наклон кривой спроса зависят от количества фирм-конкурентов и степени дифференциации продукции. Чем больше конкурентов имеется в отрасли и чем меньше степень дифференциации, т. е. чем меньше заменителей имеет продукт, тем монополистическая конкуренция находится ближе к совершенной конкуренции и, следовательно, тем эластичнее спрос и меньше наклон кривой спроса. 8
Как и в условиях чистой монополии, при монополистической конкуренции фирмы сталкиваются со спросом, который представлен кривой, имеющей наклон вниз, и тем не менее, обладают некоторой монопольной властью. Но это не означает, что при монополистической конкуренции фирмы зарабатывают большие прибыли. Монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции. В условиях свободного доступа на рынок потенциальная возможность получить прибыль привлекает новые фирмы с конкурирующими марками товаров, снижая прибыли до нуля.
На рис. 2 изображена ситуация, в которой находится фирма, функционирующая в условиях монополистической конкуренции в коротком периоде.
Руководствуясь
правилом MR = МС,
фирма определяет объем производства
Q и цену на свою продукцию Р.
При данном уровне средних общих издержек,
выраженном кривой АТС,
фирма получает прибыль, величина которой
выражена площадью прямоугольника СРАВ.
Рис.
2. Краткосрочное равновесие фирмы
в условиях монополистической конкуренции.
Спрос на продукцию фирмы, функционирующей в условиях монополистической конкуренции, более эластичен, чем на продукцию монополиста. Поэтому кривая спроса является более пологой.
Фирма на основе правша MR = МС устанавливает объем выпуска продукции Q и цену Р. Прибыль фирмы — площадь фигуры СРАВ.9
В
длительном периоде фирмы могут
свободно покидать отрасль и входить
в нее, в зависимости от того, получают
ли они прибыль в рамках короткого
периода, или, наоборот, терпят убытки.
Поэтому в длительном периоде
наблюдается тенденция к
Говоря
о совершенной конкуренции, мы показали,
что в длительном периоде конкурентная
фирма, находясь в положении равновесия,
обычно получает нулевую («нормальную»)
прибыль, когда Р
= АТС. Точно так же обстоит дело и в
условиях монополистической конкуренции.
На рис. 3 изображено положение долгосрочного
равновесия фирмы. Кривой спроса DD
соответствует кривая предельного дохода
MR. В результате этого производится
Q единиц продукта, реализуемых по цене
Р. При этом обратите внимание на то,
что кривая спроса является касательной
к кривой средних общих издержек АТС
и точка касания А
— общая для обеих этих кривых. Это говорит
о том, что цена равняется средним общим
издержкам (Р = АТС)
и, следовательно, прибыль фирмы равна
0.
Рис. 3. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции.
В долгосрочном периоде фирма получает нулевую прибыль, так как соблюдаются условие Р = АТС. Кривая АТС является касательной к кривой спроса DD в точке А.11
Разумеется, здесь обрисована упрощенная модель рыночной ситуации. В реальной действительности отдельные фирмы могут и в длительном периоде получать прибыль или нести убытки. Так, некоторые фирмы могут выпускать такую продукцию или оказывать такие услуги, которые позволяют им оставаться монополистами. Например, закусочная на вокзале или бензозаправочная станция на оживленном перекрестке, вероятно, всегда будет получать прибыль. Наоборот, врач, живущий в небольшом населенном пункте и по каким-либо соображениям не желающий менять места жительства, может смириться с тем, что он из-за отсутствия достаточной клиентуры постоянно несет убытки, имеет меньшие доходы, чем его коллеги, практикующие в другом месте. Но напомним, что в данных случаях речь идет об экономической прибыли. Бухгалтерскую прибыль получает любой хозяйствующий субъект, иначе он не сможет осуществлять свою деятельность.12
Каковы
социально-экономические
Уникальность российских условий – несомненный факт. Дело в том, что вплоть до 90-х годов в России было централизованное управление экономикой. Предприятия не задавали себе вопросы: что производить? Как производить? Какую назначать цену? Все эти вопросы решало государство. К тому же Россия вступала на путь рыночных реформ, в то время как в большинстве западных странах уже были развитые рыночные отношения. Поэтому российские предприятия испытали огромные трудности в адаптации к условиям рыночной экономики.
Внимательный наблюдатель развития российского рынка не может не заметить, что проникновение на него новых товаров, раз за разом осуществляется по одному и тому же сценарию дифференциации продукта. С некоторой условностью его можно назвать «циклом йогурта», поскольку история этого полезного молочного продукта в нашей стране прошла все фазы развития большинства российских рынков монополистической конкуренции.
В нашей стране пили кефир, простоквашу, ацидофилин — родственные йогурту напитки, имеющие, однако, иной вкус. В 1992 г., когда Россия переживала первый шоковый период реформ, и большинство населения считало каждую копейку в своем кошельке, в магазинах появились немецкие йогурты Frutties и Zott, почти сразу же завоевавшие широкую популярность.
Другими словами, была проведена успешная дифференциация продукта. Среди слагаемых успеха были и особенности самого йогурта (вкус, консистенция и т.д.), и никогда прежде не виданные у нас добавки свежих фруктов в молочные продукты, и важная для торговли неприхотливость в хранении, и ориентация на детей как главных потребителей — даже в трудные времена родители балуют своих чад.
В
итоге по скорости завоевания российского
рынка с йогуртами могли
Словом, сегмент рынка, первоначально занятый фирмами-первопроходцами, стал дробиться на более мелкие сегменты: потребители получили возможность выбирать уже не между йогуртом и кефиром, а среди многочисленных разновидностей йогуртов. Ожесточилась конкуренция. Экономические прибыли стали исчезать — торговля йогуртами все больше превращалась в обыденный бизнес, приносящий только среднюю прибыль.
Примерно такую же эволюцию прошли и другие товары, успешно внедрившиеся на наш рынок: компьютеры и видеотехника, мобильные телефоны и малые домашние электроприборы, импортные строительные материалы и небьющаяся посуда. Сначала происходил прорыв нового для России товара. При этом первыми часто приходили второстепенные или малоизвестные на родине марки. Потом экономические прибыли привлекали на наш рынок чуть ли не всех заметных мировых производителей. Степень дифференциации росла, и рентабельность бизнеса резко снижалась.
Но в истории с йогуртами есть еще один этап, который прошли и некоторые другие товары. Выпуск йогуртов, не уступающих средним западным сортам, освоили отечественные производители. Имея более низкие издержки, чем импортеры, заводы-пионеры на какое-то время вновь оказались в зоне экономических прибылей, что опять послужило приманкой для последователей. Через некоторое время в Москве и других крупных городах производством йогуртов занялись многие молокозаводы. Сработал нормальный рыночный механизм: в погоне за ускользающей экономической прибылью отечественные производители йогуртов в честной конкурентной борьбе заметно потеснили импортный товар.