Контрольная работа по «Микроэкономике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 20:54, контрольная работа

Описание

Задание: Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
Увеличение дохода потребителей на спрос на товар низкого качества;
Дайте характеристику поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Какова эффективность рынка монополистической конкуренции? (представьте графическую иллюстрацию).

Работа состоит из  1 файл

2 вариант микро.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     И все нее не только государству  необходимо вмешиваться в формирование конкурентного рынка труда. Особую роль здесь призван сыграть и  такой социальный институт, каким  являются профсоюзы. 
 

  1. Допустим, антимонопольный комитет принял решение о регулировании цены на продукцию фирмы, являющейся естественной монополией. Сопоставьте два возможных  варианта ценообразования:
  2. на основе общественно оптимальной цены;
  3. на основе цены, обеспечивающей справедливую прибыль (экономически обоснованная цена).

Покажите достоинства  и недостатки каждого варианта. Какому варианту вы отдали бы предпочтение? Почему? Ответ проиллюстрируйте графически.

     Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.

     Классическими примерами естественных монополий  на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

     Естественная  монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

     Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы, воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

     В случае рынка электрической и  тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике  высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

     К естественной монополии фактически приводит наличие у хозяйствующего субъекта уникального имущества (энергосистемы, трубопроводный и ж.-д. транспорт, уникальные природные ресурсы, почта), то есть необходимого для отраслей, где долгосрочные средние издержки (LAC) минимальны только в том случае, если рынок обслуживает один производитель.

     Есть  простой тест на естественность монополии - боится ли она конкуренции. Настоящая естественная монополия знает, что "размер имеет значение": если конкуренты и войдут на рынок, им не удастся отобрать большую долю. Типичный пример - железные дороги в Швеции. В этой стране было проведено классическое вертикальное разделение на инфраструктуру и железнодорожные перевозки, после чего разрешена свободная конкуренция на рынке перевозок. За 10 лет новым компаниям удалось отвоевать у монополии всего лишь около 10% рынка. Эффект масштаба защищает монополию лучше всяких ограничений на вход.

     Монополии имеют естественные преимущества на тех рынках, где важно действие всей отрасли как единого механизма. Таким образом, с одной стороны, — естественные монополии неустранимы. С другой стороны, — в отличие  от прочих виолентов они не имеют стимулов к самоограничению монополистических злоупотреблений, так как клиент не может уйти от них к конкурентам. Следствием этого становятся завышение цен, неэкономное отношение к затратам, безразличие к потребностям клиентов, искусственное занижение объема производства и полный набор других последствий монополизма, сопровождающийся к тому же получением сверхвысоких монополистических прибылей

     Это одно из классических "фиаско рынка", то есть противоречий, с которыми сам  рынок без вмешательства государства справиться не может. По этой причине во всех странах естественные монополии либо являются государственными компаниями, либо находятся под жестким государственным контролем

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1 

     Рисунок 1 иллюстрирует ситуацию естественной монополии. LAC и LMC - кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D - кривая спроса, MR - соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 "очень мал", а цена P1 "очень высока". Оптимальным для общества был бы выпуск Q3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3 < LAC (Q3) = GO3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q3, имела бы убыток, равный площади P3HGF. В таком случае фирма-монополист может уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P3HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества 

   Список  использованной литературы. 

   1.М.  Сажина. Рынки ресурсов (материалы  к лекции). Российский экономический  журнал № 4, 1994 год.

   2.Р.  Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя  в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год.

   3. Дж. Ф. Стенлейк. Экономикс для начинающих. Москва, издательство “Республика”, 1994 год.

   4.Кэмпбэлл  Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю.  Экономикс: принципы, проблемы, политика. Москва, издательство “Республика”, 1993 год.

   5.Эдвин  Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство  АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1999 год.

    6. Микро- и  макроэкономика, практикум. АО “Литера  плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”,2000 год.

    7. Макроэкономика. Учебное пособие. М.К.Бункина,  В.А.Семенов. Издательство “Эльф К - пресс”. Москва 1995.

    8. Микроэкономика. Учебное пособие. Науч.ред.акад. В.Г.  Тимирясов.

1 Современная экономика: Общедоступный учебный курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

2 Теоретическая экономика: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой.М.: ЮНИТИ,1997

3 Современная экономика: Общедоступный учебный курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

4 Никулина И.. Монополистическая конкуренция и олигополия //Экономика в школе, №4, 2002

5 Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич Л.С. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005

6 Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Добрынина А.С., Тарасевич Л.С. – СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005

7 Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е изд. перераб. и доп.. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004

8 Теоретическая экономика: Учебник / Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мильчаковой. - М.: ЮНИТИ, 1997

9 Современная экономика: Общедоступный учебный курс. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

10 Экономическая теория: Учебник/ Под ред. В.Д.Камаева. - 10-е изд. перераб. и доп.. - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2004

11 Белацкий Е. Недостатки антимонопольного регулирования //Экономист, №5, 2003

12 Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика Т.2. СПб.:Высшая школа, 2006.

13 Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск: Издательство ЮКЕА, 2005.

14 Емцов, Р.Г., Лукин, М.Ю. Микроэкономика. / Р.Г. Емцов, М.Ю. Лукин. - М.: Наука, 2003.С. 99.

15 Вэриан, X. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Современный подход / Х. Вэриан. - М.: Проспект, 2002. С.49.

48 

Информация о работе Контрольная работа по «Микроэкономике»