Крупные корпорации и их роль в современной экономи-ке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:28, курсовая работа

Описание

Ключевые слова: КОРПОРАЦИЯ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ИННОВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, НИОКР

Объект исследования: крупные корпорации и их роль в современной экономике.
Предмет исследования: крупные предприятия в экономике Республики Беларусь и реализация ими преимуществ крупного бизнеса.
Методы исследования: анализ, синтез, статистический метод, метод сравнения.
Цель исследования: проанализировать место крупных предприятий в экономике Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Задачи исследования:
- проанализировать процесс создания и становления крупных корпораций;
- раскрыть основные преимущества крупных корпораций;
- исследовать существующее положение крупного бизнеса в Республике Беларусь;
- проанализировать реализацию крупными предприятиями РБ преимуществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Процесс становления корпораций 6

2 Преимущества крупных предприятий 13

2.1 Эффект масштаба, как фактор преимущества крупных предприятий 13

2.2 Сфера НИОКР в обеспечении конкурентных преимуществ крупного предприятия 15

2.3 Накопление социального капитала 18

3 Крупные корпорации в экономике Республики Беларусь 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29

Работа состоит из  1 файл

15-10-2011-Асвета-БГЭУ-Крупные корпорации и их роль в современной экономике.docx

— 81.11 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Крупные корпорации и их роль в современной  экономике 

 

РЕФЕРАТ

Крупные корпорации и их роль в современной  экономике

Курсовая  работа, содержит 30 стр., 3 таблицы, 14 источников 

          Ключевые слова: КОРПОРАЦИЯ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ИННОВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, НИОКР 

    Объект  исследования: крупные корпорации и  их роль в современной экономике.

    Предмет исследования: крупные предприятия  в экономике Республики Беларусь и реализация ими преимуществ крупного бизнеса.

    Методы  исследования: анализ, синтез, статистический метод, метод сравнения.

    Цель  исследования: проанализировать место  крупных предприятий в экономике  Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.

    Задачи  исследования:

    - проанализировать процесс создания  и становления крупных корпораций;

    -  раскрыть основные преимущества  крупных корпораций;

    - исследовать существующее положение  крупного бизнеса в Республике  Беларусь;

    - проанализировать реализацию крупными  предприятиями РБ преимуществ.

 

     

    СОДЕРЖАНИЕ 

    ВВЕДЕНИЕ 4

    1 Процесс становления корпораций 6

    2 Преимущества крупных предприятий 13

    2.1 Эффект масштаба, как фактор преимущества крупных предприятий 13

    2.2 Сфера НИОКР в обеспечении конкурентных преимуществ крупного предприятия 15

    2.3 Накопление социального капитала 18

    3 Крупные корпорации в экономике Республики Беларусь 23

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

    СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29

 

    ВВЕДЕНИЕ

    Современную рыночную экономику отличает многообразие форм предприятий. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания различных типов фирм и использования ими своих преимуществ.

    Данная  работа посвящена исследованию роли крупных компаний в рыночной экономике, рассмотрению преимуществ, присущих им.

    Актуальность  темы исследования обусловлена, прежде всего, следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Занимая небольшую долю в общей численности компаний (от 0,1% во Франции до 2% в США), они создают значительную часть национального богатства страны (около 50% ВНП).

    Использование преимуществ, характерных для крупных  предприятий позволяет фирме-гиганту  не только занять лидирующее положение  в экономике, но и помогает удерживать лидерство в дальнейшем. Об этом свидетельствует стабильность списка корпоративной элиты, включающего на протяжении десятилетий почти один и тот же набор крупнейших фирм.

    Следует отметить, что роль крупных предприятий  в народном хозяйстве оценивается  в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная  фирма является сегодня ядром  экономики любого государства и  именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития. Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.

    Дискуссионной является и проблема источников преимуществ крупных предприятий. В западной экономической литературе конкурентное преимущество фирм-гигантов перед другими типами фирм традиционно объясняется получением ими эффекта масштаба. Однако, выделение экономии от масштабов производства в качестве единственного фактора, обеспечивающего конкурентоспособность крупной фирме, недостаточно. Крупной компанией пройден длительный путь развития, в процессе которого определился ряд новых факторов, способных повысить ее конкурентоспособность. Поэтому необходимо учитывать современные подходы к преимуществам крупных предприятий.

    Роль  крупных предприятий в экономике  привлекала внимание крупнейших теоретиков непосредственно с момента зарождения первых гигантских фирм. Еще А. Смит доказывал бесперспективность крупных предприятий, в частности, объяснял это снижением мотивации к труду у занятых на них работников. Дж.С.Миллем, одним из первых в экономической литературе, был поднят вопрос о силах, способствующих возникновению экономии на масштабах производства. При этом Милль обращал внимание не только на преимущества, связанные с увеличением размеров фирм (экономия на масштабах производства), но и указывал на негативные стороны укрупнения, а именно на возникновение монополизма.

    Дж.Робинсон и Э.Чемберлином рассмотрено поведение фирмы в условиях несовершенной и монополистической конкуренции с определением оптимальных размеров фирмы, объемов производства, величины получаемой прибыли. При этом Чемберлин, анализируя издержки, принимал во внимание издержки обращения. Им дается объяснение более высокой цены в условиях монополистической конкуренции по сравнению с простой конкуренцией.

    В качестве недостатков, характерных  для фирмы-гиганта выделяют следующие: Х-неэффективность, неуправляемость, неспособность динамично реагировать на состояние рынка, негибкость, игнорирование которых делает компанию уязвимой для конкурентов. Но, несмотря на наличие слабых сторон в своей деятельности, крупная фирма прочно удерживает доминирующие позиции в экономике.

    Объектом  исследования являются крупные предприятия, их роль в рыночной экономике. Предметом исследования выступает индустриальный сектор Республики Беларусь, представленный, преимущественно, крупными компаниями.

    Цель  исследования: проанализировать место крупных предприятий в экономике Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.

    Задачи  исследования:

    - проанализировать процесс создания  и становления крупных корпораций;

    -  раскрыть основные преимущества  крупных корпораций;

    - исследовать существующее положение  крупного бизнеса в Республике  Беларусь;

    - проанализировать реализацию крупными  предприятиями РБ преимуществ. 
 
 

 

  1.   Процесс становления корпораций

    Акционерные общества не существовали на протяжении всей истории человечества или с  начала появления товарного хозяйства. Они есть результат очень высокого уровня развития товарно-денежных отношений.

    Основными историческими предпосылками возникновения  акционерных обществ являются [1]:

    • развитие крупного производства на основе достижений научно-технического прогресса, превращение всех основных видов человеческой деятельности в полностью общественный процесс, в совместную деятельность многих людей;
    • развитие капиталистических отношений, которое приводит к превращению всех товаров и денежных сумм в формы существования капитала, или в активы, предназначение которых — производство любых форм доходов для их владельцев;
    • появление организационных возможностей объединения многих частных капиталов в единый и неделимый совокупный капитал;
    • возникновение рынка ценных бумаг в форме вексельного рынка и рынка государственных облигаций.

    Становление акционерных обществ — это  результат многовекового развития предпринимательства. По мере роста масштабов производственной деятельности и расширения торговли возникла объективная потребность как во все больших капиталах, так и в наличии совершенных форм их организации.

    Коллективные  формы организации труда известны с незапамятных времен. Издавна люди осознали, что тяжелые и трудоемкие виды работ лучше делать сообща. Однако такие объединения носили кратковременный характер, были нацелены на решение конкретной задачи, при этом участники зачастую не были связаны имущественными и финансовыми обязательствами как по отношению друг к другу, так и в отношениях с третьими лицами. В этих формах объединения преобладали личные трудовые начала. Только при наличии товарно-денежных отношений коллективные формы организации труда принимают формы объединения не самого труда, а формы объединения товарами, деньгами, имущественными правами, что в своем развитии ведет к развитию капиталистических отношений, а объединяемые ресурсы превращаются в капиталы.

    Организационной и правовой основой развития акционерных  обществ послужил опыт ведения совместных дел, который выработали в своей  многовековой деятельности различные виды предпринимательских объединений, существовавшие во многих странах Европы.

    Основными предшественниками современных  акционерных обществ принято считать:

    • средневековые мукомольные товарищества Франции;
    • горные товарищества Германии;
    • морские товарищества;
    • торговые гильдии и другие подобные объединения.

    Каждая  из средневековых форм объединения  предпринимателей и их капиталов  заложила в общую копилку свою частицу того неоценимого опыта, на основе которого, эволюционируя, появилась современная конструкция акционерного общества.

    Если  различные виды коммерческих товариществ  зародили организационные и правовые основы корпоративного устройства, то рынок ценных бумаг предложил механизм обмена паев и акций на наличные деньги и обратно, тем самым создав условия для свободного обращения частных капиталов при одновременном совместном задействовании их в самом процессе производства. Противоречие между производством и обращением капитала получило свое разрешение благодаря рынку ценных бумаг, поскольку капитал разделился на капитал, постоянно занятый в производстве, и на капитал, постоянно находящийся в сфере обращения [2, c. 26].

    Торговые  гильдии считаются одним из начальных  истоков возникновения корпораций. Они заложили основы ведения коммерческих дел сообща. В торговых гильдиях начинается процесс выработки отношений по поводу соединения личного труда и капитала и способов их управления.

    Гильдии торговцев в торговых сделках  не участвовали и торговых дел  самостоятельно не вели. Их общие издержки покрывались за счет членских взносов, вносимых участниками. Торговые гильдии  внешней торговли имели общее  имущество в виде складов или  представительств, но при этом общего капитала еще не было и каждый из участников вел дела за свой счет, на свой страх и риск. В отдельных случаях члены гильдии несли коллективную ответственность по обязательствам ее отдельных членов. Торговая гильдия — ассоциация, которая имела практически во всех странах одинаковую структуру управления, представленную руководителем и советом из числа членов гильдии, который решал наиболее важные вопросы, организовывал проведение общих собраний членов гильдии.

    Товарищества  по строительству и эксплуатации корабля, или морские товарищества, в отличие от торговых гильдий  требовали уже не столько личного участия в деле, сколько наличия большого совместного капитала. Поэтому в них начинают преобладать отношения по поводу формирования и управления общим капиталом, а роль личного участия резко снижается.

Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономи-ке