Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:28, курсовая работа
Ключевые слова: КОРПОРАЦИЯ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ИННОВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, НИОКР
Объект исследования: крупные корпорации и их роль в современной экономике.
Предмет исследования: крупные предприятия в экономике Республики Беларусь и реализация ими преимуществ крупного бизнеса.
Методы исследования: анализ, синтез, статистический метод, метод сравнения.
Цель исследования: проанализировать место крупных предприятий в экономике Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Задачи исследования:
- проанализировать процесс создания и становления крупных корпораций;
- раскрыть основные преимущества крупных корпораций;
- исследовать существующее положение крупного бизнеса в Республике Беларусь;
- проанализировать реализацию крупными предприятиями РБ преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Процесс становления корпораций 6
2 Преимущества крупных предприятий 13
2.1 Эффект масштаба, как фактор преимущества крупных предприятий 13
2.2 Сфера НИОКР в обеспечении конкурентных преимуществ крупного предприятия 15
2.3 Накопление социального капитала 18
3 Крупные корпорации в экономике Республики Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29
Можно выделить несколько тенденций, которые получили развитие или ускорились во время рецессии. Как правило, компании в этот период сосредоточились не на прикладных исследованиях, а на продуктовых инновациях и инжиниринге. Обычно компании тратят на базовые исследования и перспективные разработки менее 20% своих инновационных бюджетов. Во время рецессии эта доля заметно возросла. Компании надеются таким образом вывести на рынок новые продукты с началом экономического оживления. Кроме того, рецессия подтолкнула многие компании к интенсивному поиску путей повышения эффективности инноваций. Изменению подверглись критерии, по которым новым продуктам открывают дорогу на рынок; более тесными стали контакты с потребителями, а процесс мониторинга конкурентов и изменений на рынке стал более тщательным.
Начиная с 1950-х гг. в мировой управленческой литературе, прежде всего американской, было разработано множество релевантных концепций, среди которых наибольшую известность получили «социальная ответственность бизнеса», «социальная ответственность бизнесменов», «корпоративная социальная ответственность», «корпоративная социальная восприимчивость», «корпоративная социальная деятельность», «корпоративная социальная добросовестность». Последовательно развиваясь, указанные концепции не столько замещали друг друга, сколько аккумулировали в себе предыдущие достижения. В 1980-е гг. указанный ряд продолжили концепции «заинтересованных сторон» и «этики бизнеса», пережившей второе рождение в применении к более широкому контексту социальной ответственности. К началу XXI в. пришел черед теорий «устойчивого развития» и «корпоративного гражданства» [9, c. 6].
Вполне
аргументированным
Представляется, что именно этот подход позволяет перевести проблему из общих рассуждений о роли бизнеса в общественном развитии к анализу деятельности конкретного делового предприятия, строго говоря, не обязательно относящегося к корпоративному сектору.
Подход А. Керолла, позднее воплотившийся в детально проработанной модели, получил наибольшее распространение, стал во многом определять рамки современных исследований в области социальной ответственности корпорации. Согласно модели А. Керолла, социальная ответственность корпорации являет собой многоуровневую ответственность, которую можно представить в форме пирамиды. Лежащая в основании пирамиды экономическая ответственность непосредственно определяется базовой функцией компании на рынке как производителя товаров и услуг, позволяющих удовлетворять потребности потребителей и, соответственно, извлекать прибыль. Иными словами, любая фирма, реализующая свою экономическую ответственность перед обществом, уже социально ответственна.
Правовая
ответственность подразумевает
необходимость
Следует также подчеркнуть, что корпоративная социальная ответственность не может рассматриваться по отношению к обществу в целом. Для каждой организации, ведущей бизнес, общество представляет собой систему заинтересованных сторон, включающую в себя индивидуумов, группы и организации, оказывающие влияние на принимаемые компанией решения и (или) оказывающиеся под воздействием этих решений. Таким образом, каждой компании приходится реагировать на сложнейшую систему противоречивых ожиданий, вырабатывая соответствующий рациональный отклик.
Соответственно,
корпоративная социальная ответственность
может быть определена как рациональный
отклик компании на систему противоречивых
ожиданий заинтересованных сторон, направленный
на устойчивое развитие компании. Таким
образом, корпоративные социальные
программы в первую очередь следует
рассматривать с позиции
Долгосрочные
социальные программы представляют
собой не что иное, как инвестиции.
Понятие корпоративных
Корпоративные социальные инвестиции – это материальные, технологические, управленческие, финансовые и иные ресурсы компании, направляемые на реализацию корпоративных социальных программ, осуществление которых в стратегическом отношении предполагает получение компанией определенного экономического эффекта.
Определение корпоративных социальных инвестиций ложится в концепцию рациональности и выгоды компании от вложений в социальную сферу.
Корпоративная социальная ответственность, включающая в себя активное социальное инвестирование, по идее приводит к получению долгосрочных конкурентных преимуществ, в том числе и за счет снижения рисков нанесения ущерба заинтересованным сторонам в краткосрочной перспективе. Таким образом, происходит формирование социального капитала (взаимного доверия) как внутри компании, так и во взаимодействии с внешними заинтересованными сторонами.
Многие компании, хотя и ориентируются на «стратегическую корпоративную социальную ответственность», но не оценивают его стратегически. Появляется реагирующая корпоративная социальная ответственность, которая приводит к идеологизации процесса принятия решений и существенному разбросу в критериях выбора направлений социальных инвестиций. Таким образом, не достигается конечной цели инвестиции, из-за низкой результативности наблюдается перерасход средств, что негативно влияет на финансовые показатели компании.
В настоящий момент можно выделить три основных концепции по отношению к КСО [9].
Концепция «корпоративного эгоизма». Сформировалась на основе классической формулировки нобелевского лауреата М. Фридмана, согласно которой «единственным бизнесом для бизнеса является максимизация прибыли в рамках соблюдения существующих правил игры». В интерпретации либералов корпоративная социальная ответственность заключается в выполнении социальных обязательств, которые государство предъявляет к бизнесу. Потом из этой концепции появился термин «компания собственников» (подход Минфорда). Таким образом, корпоративная социальная ответственность стала пониматься как обеспечение экономических и финансовых интересов собственников и получение компанией высокой прибыли. Подобная концепция характерна для фирм англосаксонской модели капитализма.
Концепция «корпоративного альтруизма». Корпоративная социальная ответственность в данном случае трактуется расширительно и наряду с социальными обязательствами включает в себя участие бизнеса в благотворительности и социальных проектах. Используется концепция «компании участников». Таким образом, компания понимается как социальная общность, в рамках которой собственники сотрудничают с менеджерами, поставщиками, персоналом, потребителями, представителями общественности, а социальная ответственность становится результатом их совместных действий. Характерна для континентальной модели капитализма и распространена в Японии.
Концепция «разумного эгоизма». В данной концепции подчеркивается, что социальная ответственность бизнеса – это просто «хороший бизнес», потому что это помогает уменьшить долгосрочные потери прибыли. Реализуя социальные программы, корпорация сокращает свои текущие прибыли, но в долгосрочном периоде времени формирует благоприятную социальную среду для своих работников и территорий своей деятельности, создавая при этом условия для стабильности собственной прибыли. Данная концепция укладывается в теорию рационального поведения экономических агентов.
Важным представляется разделение социальной политики корпорации в соответствие с её адресатам на внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для работников своей компании, а потому ограниченная рамками данной компании.
Внешняя корпоративная социальная политика – социальная политика, проводимая для местного сообщества на территории деятельности компании или ее отдельных предприятий [9, c. 13].
Внутренняя корпоративная социальная политика основывается на сложившемся мнении общества о необходимости компании не только обеспечивать прибыль и платить налоги, но и заботиться о своих работниках. Однако общество посылает бизнесу не совсем четкие сигналы, относительно своих пожеланий. Поэтому компания зачастую формирует социальную политику исходя из собственных представлений о данном процессе.
Обычно программы «внутренних» инвестиций не выходят за рамки следующих расходов:
Внутренняя корпоративная политика направлена, как правило, как на развитие социального капитала, путем укрепления связей, в том числе и неформальных, между работниками, а также между руководством компаний и работниками, так и на увеличение человеческого капитала (здоровье, образование) сотрудников.
Все больше компаний участвует в различных внешних социальных проектах (федеральных и региональных), инициируемых как властью, так и самостоятельно. Основные направления социального партнерства бизнеса и власти:
Наибольшее значение и распространение имеют программы внешних социальных инвестиций в моногородах. Проводятся они, соответственно, градообразующими предприятиями, в основном на дополнительные средства, кроме налоговых платежей в местные бюджеты. С учетом того, что на градообразующих предприятиях работает большинство населения территорий присутствия крупных компаний, происходит фактически смыкание внутренней и внешней социальной политики.
В
некоторых случаях внешняя
Бизнес Республики Беларусь представлен преимущественно крупными предприятиями, что связано с несколькими основными факторами. Во-первых, находясь в составе СССР, республика специализировалась на машиностроении, где действие эффекта масштаба особенно сильно выражено. Во-вторых, командно-административная система изначально направлена на высокую концентрацию производства.
В Беларуси не ведется официальная статистика по крупным предприятиям, однако определенные выводы можно сделать по статистике малых предприятий:
Таблица 3.1 - Удельный вес числа субъектов малого предпринимательства по отраслям экономики (в процентах к итогу)
Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономи-ке