Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 21:28, курсовая работа
Ключевые слова: КОРПОРАЦИЯ, АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ЭФФЕКТ МАСШТАБА, ИННОВАЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ, НИОКР
Объект исследования: крупные корпорации и их роль в современной экономике.
Предмет исследования: крупные предприятия в экономике Республики Беларусь и реализация ими преимуществ крупного бизнеса.
Методы исследования: анализ, синтез, статистический метод, метод сравнения.
Цель исследования: проанализировать место крупных предприятий в экономике Республики Беларусь на основе изучения мирового опыта.
Задачи исследования:
- проанализировать процесс создания и становления крупных корпораций;
- раскрыть основные преимущества крупных корпораций;
- исследовать существующее положение крупного бизнеса в Республике Беларусь;
- проанализировать реализацию крупными предприятиями РБ преимуществ.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Процесс становления корпораций 6
2 Преимущества крупных предприятий 13
2.1 Эффект масштаба, как фактор преимущества крупных предприятий 13
2.2 Сфера НИОКР в обеспечении конкурентных преимуществ крупного предприятия 15
2.3 Накопление социального капитала 18
3 Крупные корпорации в экономике Республики Беларусь 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 29
Корпорация на сегодняшний день является доминирующей формой бизнеса, причем она уже не умещается в рамках отдельных государств. Мир свободной конкуренции и торговли во все большей мере замещается миром транснациональных корпораций (ТНК), поделивших между собой более трети рынка труда, половины рынка капитала, двух третей общего объема продаж наукоемкой продукции и основную массу финансового капитала. Поскольку ТНК представляют преимущественно страны «золотого миллиарда», последние получают возможность аккумулировать у себя через соответствующие финансовые механизмы и институты подавляющую часть добавленной стоимости, создаваемой в остальных регионах земного шара [5, c. 17]
Фирмы отличаются друг от друга, в частности, своей производственной мощностью, т. е. они ориентированы на выпуск различных объемов продукции. Наряду с достаточно крупными фирмами, насчитывающими десятки тысяч работников, существуют средние по размеру, мелкие и мельчайшие фирмы. Фирма может состоять и из одного работника или из членов одной семьи.
Каждая действующая фирма стремится выпускать продукцию в таком объеме, когда средние издержки минимальны. Но в коротком периоде фирма ограничена существующей производственной мощностью, прежде всего величиной своего капитала. Между тем на предприятиях различной производственной мощности, действующих в рамках одной и той же отрасли, объемы выпуска продукта, при которых минимизируются средние издержки, различны, т. е. каждая фирма имеет свою кривую средних издержек. Она может выбирать оптимальный выпуск продукции в рамках своей кривой средних издержек.
Любая фирма, функционируя в рамках краткосрочного периода, а значит, будучи ограничена своей производственной мощностью, планирует свою деятельность на перспективу. Это значит, что она исходит из того, что в долгосрочном периоде она может неограниченно изменять свою производственную мощность. Планируя свою деятельность, фирма моделирует кривые средних издержек при различных вариантах производственной мощности. Это позволяет установить такой объем продукции, при котором средние издержки окажутся минимальными, и, следовательно, выбрать такой вариант производственной мощности, который позволит минимизировать средние издержки.
Иногда полагают, что чем крупнее предприятие, тем более дешевую продукцию оно выпускает. Но это не так. Существуют различные эффекты масштаба производства: положительный, отрицательный и неизменный.
В одних случаях рост общих издержек отстает от роста выпуска продукта. В результате возникает положительный эффект масштаба производства. Если рост общих издержек опережает рост выпуска продукта, то возникает отрицательный эффект масштаба производства. Если рост общих издержек равен росту выпуска продукции, то наблюдается неизменный эффект масштаба производства.
Тот или иной вид эффекта масштаба производства обусловливает размеры минимально эффективного размера предприятия. Минимально эффективный размер предприятия — это такой его размер, при котором объем производства позволяет минимизировать средние издержки. В разных отраслях наблюдаются различные минимально эффективные размеры предприятия.
В одних отраслях они характеризуются довольно значительными объемами выпуска продукции. Это главным образом отрасли тяжелой промышленности, такие, как металлургия и машиностроение. В этих отраслях сложилась олигополистическая структура. Нельзя представить себе конкурентоспособное небольшое предприятие в этих отраслях.
Но наряду с такими отраслями существуют отрасли, в которых минимально эффективный размер предприятия невысок. К ним относятся, прежде всего, отрасли сферы услуг, розничная торговля, легкая, хлебопекарная промышленность, строительство. В них преобладают предприятия малого бизнеса, которые здесь часто бывают более жизнеспособными, чем крупные фирмы.
Имеются и такие отрасли, в которых сосуществуют как небольшие, так и крупные фирмы. Это деревообрабатывающая, мебельная промышленность, производство тары.
Какие факторы определяют положительный эффект масштаба производства?
Во-первых,
специализация, позволяющая отдельные
производственные операции выполнять
на различных видах
Во-вторых,
положительный эффект масштаба производства
достигается благодаря
В-третьих, крупные фирмы обладают существенными преимуществами на рынке. Покупка сырья и продажа продукции крупными партиями обычно связаны с меньшими средними издержками, чем мелкими партиями. Крупные фирмы также значительно расширяют границы рынка своей продукции, они часто реализуют ее не только на национальном, но и на мировом рынке.
В-четвертых, как правило, крупные фирмы имеют преимущества при получении банковских ссуд, которые предоставляются им под более низкие ставки процента, чем мелким фирмам, так как они обычно имеют репутацию надежных заемщиков.
В
последнее время инновации
В 2009 г. общий объем корпоративных инвестиций в НИОКР, осуществленный крупнейшими компаниями мира, составил 503 млрд. долл., что на 2% ниже уровня 2008 г. Это небольшое сокращение в результате тяжелого финансово-экономического кризиса прервало устойчивый рост в течение последних пяти лет [6].
Отраслевая структура корпоративных затрат на исследования и разработки представлена в таблице:
Таблица 2.1 - Отраслевая структура корпоративных затрат на НИОКР
Отрасль | Объем инвестиций в НИОКР, млрд. долл. | Доля, % | |
1 | Производство компьютерного оборудования и программного обеспечения | 132,5 | 26,3 |
2 | Фармацевтика и биотехнологии | 112,8 | 22,4 |
3 | Автомобильная промышленность | 73,1 | 14,5 |
4 | Общее машиностроение | 50,7 | 10,1 |
5 | Электронная промышленность | 37,7 | 7,5 |
6 | Химическая промышленность | 36,6 | 7,3 |
7 | Аэрокосмическая промышленность | 21,7 | 4,3 |
8 | Производство потребительских товаров | 19,5 | 3,9 |
9 | Телекоммуникации | 10,5 | 2,1 |
10 | Прочие* | 8,3 | 1,6 |
Всего | 503,4 | 100 | |
Примечание – Источник: [7] |
Отрасли, представленные в таблице, состоят в основном из крупных корпораций.
В
число пятидесяти крупнейших инновационных
компаний мира входят 19 американских,
18 европейских и 12 японских корпораций.
Развивающиеся и новые индустриальные
страны представлены в этом списке лишь
одной – южнокорейской Samsung Electronics, занимающей
двенадцатое место в мире по объемам инвестиций
в НИОКР. В списке двадцати крупнейших
инновационных корпораций – 9 американских,
7 европейских и 3 японские компании
Таблица 2.2 - Корпорации-лидеры в области инноваций в 2009 году
№ | Компания | Страна | Отрасль | Объем инвестиций в НИОКР, млрд долл. |
1 | Roche Holding | Швейцария | Фармацевтика | 9,1 |
2 | Microsoft | США | Программное обеспечение, компьютерные услуги | 9,0 |
3 | Nokia | Финляндия | Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования | 8,2 |
4 | Toyota | Япония | Автомобильная | 7,8 |
5 | Pfizer | США | Фармацевтика | 7,7 |
6 | Novartis | Швейцария | Фармацевтика | 7,5 |
7 | Johnson & Johnson | США | Фармацевтика | 7,0 |
8 | Sanofi - Aventis | Франция | Фармацевтика | 6,4 |
9 | GlaxoSmithKline | Великобритания | Фармацевтика | 6,2 |
10 | Samsung Electronics | Южная Корея | Электронная промышленность | 6,0 |
11 | General Motors | США | Автомобильная | 6,0 |
12 | IBM | США | Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования | 5,8 |
13 | Intel | США | Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования | 5,6 |
14 | Merck | США | Фармацевтика | 5,6 |
15 | Volkswagen | Германия | Автомобильная | 5,4 |
16 | Siemens | Германия | Электронная промышленность | 5,3 |
17 | Cisco Systems | США | Производство вычислительной техники и компьютерного оборудования | 5,2 |
18 | Panasonic | Япония | Электронная промышленность | 5,1 |
19 | Honda | Япония | Автомобильная | 5,0 |
20 | Ford | США | Автомобильная | 4,9 |
Примечание – Источник: [7] |
В списке ведущих глобальных инновационных компаний – 7 фармацевтических и 5 автомобильных. Представители электронной промышленности и производители компьютерного оборудования занимают более скромные позиции, чем мог бы предположить неискушенный читатель. Современное значение фармацевтики особенно подчеркивается тем фактом, что 6 из 10 крупнейших инновационных компаний мира относятся к этой отрасли.
Эксперты отмечают три главные причины, по которым компании стремятся не сокращать инвестиции в инновации даже в периоды кризисов.
Во-первых, инновации стали ключевым компонентом всей корпоративной стратегии. Если учесть ожесточенную конкуренцию последних лет на мировых рынках, сокращение инновационных инвестиций было бы сродни одностороннему разоружению во время войны.
Во-вторых, компании в большей части отраслей экономики обычно вовлечены в процесс разработки продуктовых инноваций, цикл которых составляет несколько лет и значительно превышает длительность экономической рецессии. Срок разработки нового инновационного продукта варьируется от отрасли к отрасли, но всегда составляет годы, а не месяцы. Например, на разработку модели нового автомобиля требуется, как правило, четыре года, нового лекарства – более десяти лет. В то же время экономическая рецессия в среднем длится не более одного года. Это соотношение всегда выступает существенным фактором сохранения объемов инвестиций в НИОКР во время финансово-экономических кризисов. Например, в производстве компьютерного оборудования и электронных систем длительность разработки новых продуктов часто превышает жизненный цикл самого продукта на рынке, что требует новых подходов к инновационному процессу. По данным McKinsey, чем более инновационной является компания, тем более оптимистично она смотрит в будущее: свыше 82% опрошенных компаний, работающих в наукоемких отраслях экономики, завили, что окажутся успешнее своих конкурентов в ближайшие два года [8]. Если такие компании являются поставщиками товаров и услуг, они, как правило, заключают длительные контракты с производителями на разработку новых моделей и продуктов. Если же компании продают свои инновационные продукты напрямую потребителям, потеря темпа в инновационном цикле может означать полное выбытие из игры.
В-третьих, многие компании рассматривают рецессию в качестве возможности использовать свои преимущества по сравнению с конкурентами, особенно более слабыми, которые экономят на инвестициях в НИОКР из финансовых соображений. Если компании продолжают поддерживать темпы инноваций на достаточно высоком уровне, они в состоянии быстро завоевать дополнительные рыночные ниши при возобновлении экономического роста.
Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономи-ке