Лекции по экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:05, курс лекций

Описание

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Содержание

1. Введение
2. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
3. Понятие о предпринимательстве. Понятие о предприятии
как объекте предпринимательства
4. Организационно-правовые формы предприятий
5. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
6. Производственный процесс и принципы его организации
7. Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
8. Сущность и значение нормирования труда
9. Формы и системы оплаты труда
10. Производственная мощность и загрузка оборудования
11. Производительность труда
12. Персонал предприятия
13. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
14. Бизнес-план предприятия
15. Комплексная подготовка производства
16. Обоснование выбора варианта конструкции и технологического процесса
17. Планирование себестоимости продукции
18. Рентабельность производства
19. Маркетинговая деятельность организации
20. Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
21. Инновационная политика предприятий
22. Инвестиционная политика предприятий
23. Изобретательство и патентоведение
24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лекции.rtf

— 1.65 Мб (Скачать документ)

     В последний раздел плана развития предприятия включают следующие направления:

  • Охрана и рациональное использование водных ресурсов;
  • Охрана воздушного бассейна;
  • Охрана и рациональное использование земель;
  • Охрана и рациональное использование минеральных ресурсов.
 

     Бизнес-план предприятия 

     Бизнес - план - это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем. Этот план необходим для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес - план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество. Бизнес-план является одним из ключевых элементов стратегического планирования, поэтому охватывает достаточно длительный период, обычно 3-5 лет, иногда больше. Бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием (таблица 3). 

     Таблица 3 . Примеры задач бизнес-планирования.

     
Сотрудники предприятия Внешний менеджмент Инвесторы и партнеры
Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения Организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка предприятия Определение намеченного источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов
Координация действий всех подразделений предприятия при достижении целей бизнес-плана Выявление потенциальных возможностей предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности Выявление и оценка рисков, которые могут помешать выполнению бизнес-плана
Мотивация сотрудников на выполнение задач бизнес-плана Формирование инвестиционных целей на планируемый период Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности
Обоснование общих и специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка Выработка стратегии и тактики конкуренции  
  Оценка финансовых, трудовых, материальных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия  
 

     При подготовке бизнес - плана следует обратить внимание на следующие условия:

  1. Бизнес - план должен быть профессиональным. По содержанию, внешнему виду судят о компетенции предпринимателя, разработавшего этот бизнес  - план. Этот документ должен быть простым, понятным и доступным для пользователя;
  2. Бизнес - план должен быть разделен на главы (разделы). Он должен быть составлен таким образом, чтобы любой инвестор мог легко отыскать в плане интересующие его разделы, части, пункты. С этой целью необходимо предусмотреть функциональное подразделение каждой главы. Для более полного и наглядного восприятия информации рекомендуется использовать таблицы, графики, схемы, диаграммы;
  3. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. Прежде всего, необходимо ознакомить с ним всех членов предпринимательского коллектива. Бухгалтер или главный бухгалтер должен тщательно проверить все финансовые расчеты. При возможности заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. Т.е. ни один потенциальный инвестор не должен обнаружить какой-либо ошибки в бизнес-плане;
  4. Необходимо контролировать распространение бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о бизнесе предпринимателя или группы предпринимателей. Следует нумеровать каждый экземпляр и при первом знакомстве с потенциальным инвестором следует предоставлять ему краткий обзор или сводку данных. Если инвестор выразил свою заинтересованность, только в этом случае можно предоставить ему детальный план.

     Независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

  1. Заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитал, интерес которого - реализация проекта и получение дохода;
  2. Инвестора, интерес которого - возврат вложенных средств и получение дивидендов;
  3. Потребителей, использующих продукцию, интерес которых - удовлетворение потребностей в товарах;
  4. Органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых - удовлетворение общественных потребностей.

     Оптимальным по структуре и содержанию считается бизнес-план, включающий следующие разделы:

  1. Цели и задачи предпринимательской сделки;
  2. Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана;
  3. Характеристика продуктов, товара, услуг, предоставляемых потребителю;
  4. Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж;
  5. План (программа) действий и организационные меры;
  6. Ресурсное обеспечение сделки;
  7. Эффективность сделки.
 

     Цели и задачи предпринимательской сделки (проекта) 

     Главная цель предпринимательства - получение прибыли. Планируя намеченную сделку, следует, прежде всего, разобраться, на какую сумму прибыли можно рассчитывать, и убедиться в том, что проект способен принести желаемую прибыль.

     Наряду с главной, определяющей целью, составители бизнес-плана должны отразить другие цели и задачи:

  1. Социальные цели - преодоление дефицита товаров  и услуг; оздоровление экологической обстановки; улучшение психологического климата в стране; создание новых духовных и культурных целей; развитие научно-технического и творческого потенциала; расширение деловых контактов; международных связей;
  2. Повышение статуса предпринимателя - развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, духовный);
  3. Специальные цели и задачи - развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.;
  4. Особые задачи предпринимательства - в частности, благотворительность, проявляющаяся в отчислении части, а иногда и всей остаточной прибыли в пользу других предпринимателей, благотворительных организаций, фондов, бюджета. Такие действия ориентированы обычно на достижение известности, получение льгот.
 

     Обобщенное резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана 

     Это сводный раздел бизнес-плана, представляющий основные идеи и содержание плана в миниатюре. Он должен быть наиболее четким, лаконичным и убедительным, так как ознакомление с ним должно дать относительно полное представление о содержании всего бизнес-плана. Поскольку этот раздел основной, он создается и уточняется по мере проработки плана, а завершается лишь после составления бизнес-плана в целом.

     В сводном разделе бизнес-плана необходимо представить:

  1. Генеральная цель проекта (сделки);
  2. Краткая характеристика предпринимательского продукта;
  3. Пути и способы достижения поставленных целей;
  4. Сроки осуществления проекта  (сделки);
  5. Затраты, связанные с его реализацией;
  6. Ожидаемая эффективность и результативность;
  7. Область использования результатов.

     В этом разделе приводятся следующие показатели:

  1. Общие сводные показатели: объемы производства и реализации продукции; выручка, собственные и заемные средства, прибыль, рентабельность;
  2. Специальные показатели: качество реализуемых товаров и услуг, их отличительные свойства, приспособленность к особым вкусам и запросам потребителя, срок окупаемости вложений, низкая степень риска, гарантированность получения планируемого результата.
 

     Характеристики продуктов, товара, услуг, предоставляемых предпринимателем потребителю 

     В этом разделе должны быть зафиксированы:

  1. Наглядные данные, позволяющие с требуемой полнотой «осязать» предпринимательский продукт (опытный образец, его характеристики, описания, модели, фотографии и т.д.);
  2. Сведения о круге потребителей предпринимательского товара и потребностях, которые он будет удовлетворять;
  3. Прогноз цен, по которым предполагается реализовывать продукт предпринимательской деятельности (продукция, товар, работы, услуги). С учетом высокого уровня инфляции предвидение цены продукта предпринимательства представляет самый трудный элемент составления большинства бизнес-планов.
 

     Анализ и оценка конъюнктуры рынка сбыта, спроса, объемов продаж 

     Этот раздел - непосредственное продолжения изучения потребностей и прогнозирования цен. Он предопределяет объемы производства и продаж товаров по временным периодам реализации предпринимательского проекта.

     Исследование, анализ, оценка рынка в процессе подготовки бизнес-плана опирается, с одной стороны, на предположения, т.е. носят прогностический характер, а с другой, - на предварительную договоренность с потенциальным покупателем или с торговыми, сбытовыми организациями. Наряду с расчетно-аналитической оценкой рынка сбыта бизнес-план должен предусматривать также способы активизации рынка посредством маркетинговой и других видов деятельности.

     При разработке этого раздела необходимо учитывать конкурентов, их возможности, способности и ценовую политику. Поэтому работа над бизнес-планом должна включать корректировку прогнозируемого объема продаж с учетом конкуренции. 

     План (программа) действий и организационные меры 

     Содержание этого раздела во многом зависит от вида предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, финансовое). Программа предпринимательских действий обычно включает:

  1. Маркетинговую деятельность (реклама, определение рынка сбыта, контакты с потребителем, учет его запросов);
  2. Осуществление производства продукции (производственное предпринимательство);
  3. Закупку, хранение, транспортировку, реализацию товаров (особенности в коммерческом предпринимательстве);
  4. Обслуживание покупателя, в том числе, послепродажное.
 

     Ресурсное обеспечение сделки 

     В этом разделе приводятся сведения о видах и объемах ресурсов, необходимых для осуществления предпринимательского проекта, источниках и способах получении ресурсов.

     Ресурсное обеспечение охватывает:

  1. Материальные ресурсы;
  2. Трудовые ресурсы;
  3. Финансовые ресурсы;
  4. Информационные ресурсы.
 

     Эффективность сделки (проекта) 

     Это завершающий раздел бизнес-плана, содержащий характеристику эффективности предпринимательской сделки. К числу основных сводных показателей эффективности относятся показатели прибыли и рентабельности сделки. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективности (получение новых научных результатов). Здесь же целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки. 

     Комплексная подготовка производства 

     Комплексная подготовка производства включает в себя следующие этапы:

  1. Научно-исследовательская подготовка;
  2. Техническая подготовка:
  3.      
  4. Конструкторская подготовка;
  5.      
  6. Технологическая подготовка;
  7. Организационно плановая подготовка.

Информация о работе Лекции по экономике отрасли