Лекции по экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:05, курс лекций

Описание

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Содержание

1. Введение
2. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
3. Понятие о предпринимательстве. Понятие о предприятии
как объекте предпринимательства
4. Организационно-правовые формы предприятий
5. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
6. Производственный процесс и принципы его организации
7. Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
8. Сущность и значение нормирования труда
9. Формы и системы оплаты труда
10. Производственная мощность и загрузка оборудования
11. Производительность труда
12. Персонал предприятия
13. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
14. Бизнес-план предприятия
15. Комплексная подготовка производства
16. Обоснование выбора варианта конструкции и технологического процесса
17. Планирование себестоимости продукции
18. Рентабельность производства
19. Маркетинговая деятельность организации
20. Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
21. Инновационная политика предприятий
22. Инвестиционная политика предприятий
23. Изобретательство и патентоведение
24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лекции.rtf

— 1.65 Мб (Скачать документ)
 

     Рентабельность производства 

     Рентабельность - один из основных качественных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к производственным фондам или текущим затратам, благодаря которым была получена прибыль.

     Существуют определенные показатели рентабельности.

     Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам.  Рассчитывается как отношение прибыли к затратам на ее производство и реализацию.  Показатели рентабельности продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность отдельного изделия учитывается при определении цены на него. Минимальной рентабельностью считается рентабельность, равная 1-5 %. Максимальная рентабельность - 80 - 100 %. Вполне удовлетворительной считается рентабельность 25 %. Исходя из этой рентабельности, предприятие прогнозирует финансовые результаты.

     Рентабельность определенного изделия принято определять по следующей формуле: 

     Рпр = (Пр / Сполн) * 100 %, 

     где, Рпр - рентабельность определенного изделия,

     Пр - прибыль от производства изделия,

     Сполн - полная себестоимость изделия.

     Рентабельность продаж (реализации) - это отношение прибыли от реализации продукции к выручке. 

     Рр = (Пр / В) * 100 %, 

     где, Рр - рентабельность продаж,

     Пр - прибыль от реализации продукции;

     В - выручка от реализации.

     Рентабельность производства (производственных фондов) показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Она может быть рассчитана по следующей формуле: 

     Роф = (Пр / (Ф + СО)) *100 %, 

     где Роф - рентабельность производства,

     Пр - прибыль,

     Ф - среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

     СО - среднегодовой остаток нормированных оборотных средств.

     Рентабельность собственных средств предприятия определяется по формуле: 

     Рсс = (ЧП / СК) * 100 %,

     где, Рсс - рентабельность собственных средств предприятия,

     ЧП - чистая прибыль предприятия,

     СК - собственные средства предприятия, определяемые по балансу. 

     Маркетинговая деятельность организации 

     Чтобы выжить в условиях рыночной экономики предприятиям необходимо активно использовать в своей работе маркетинг.

     Под маркетингом понимается такая система внутрифирменного управления, которая направлена на изучение и учет спроса и требований рынка для более обоснованной ориентации производственной деятельности предприятий на выпуск конкурентоспособных видов продукции в заранее установленных объемах и отвечающих определенным технико-экономическим характеристикам.

     Основные функции маркетинга:

  1. Аналитическая функция (функция расчленения и синтеза) - это изучение и оценка внешней и внутренней среды фирмы:
  • Внешняя среда;
  • Рынок, его состояние и составляющие;
  • Потребители;
  • Фирменная структура рынка;
  • Товар (товарная структура);
  • Внутренняя среда фирмы.
  1. Продуктово - производственная функция (созидательная функция) - это создание новых товаров, которые бы наиболее полно соответствовали требованиям потребителя:
  • Создание новых продуктов;
  • Организация производства новых продуктов;
  • Применение новых технологий;
  • Управление качеством и конкурентоспособностью в производственной сфере.
  1. Сбытовая функция (функция реализации) - она распространяется на три завершающих звена в цепи “производство - потребление” - “распределение - обмен - потребление”:
  • Формирование товарной политики;
  • Проведение ценовой политики;
  • Организация системы товародвижения;
  • Организация сервиса.
  1. Формирующая функция (функция убеждения и стимулирования) - это формирование спроса, его расширение и поддержание на высоком уровне, а также создание стимулирующего спроса у потребителей и заинтересованности в повышении результатов работы у посредников:
  • Формирование спроса;
  • Стимулирование спроса.
  1. Функция управления и контроля - это сосредоточение всего комплекса взаимосвязанных вопросов маркетинговой политики и практики в руках одного из высших должностных лиц фирмы:
  • Организация планирования;
  • Информационное обеспечение управления;
  • Коммуникационное обеспечение маркетинга;
  • Организация контроля маркетинга.

     Каждая функция маркетинга важна сама по себе, однако только в совокупности они обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности предприятия и реализации новых идей. Поэтому принято рассматривать маркетинг как генеральную хозяйственную функцию предприятия.

     Для оценки реальной ситуации на рынке необходимо проводить маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования - это систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг.

     Можно выделить следующие основные принципы проведения маркетинговых исследований:

  1. Тщательность;
  2. Точность;
  3. Объективность;
  4. Регулярность;
  5. Системность;
  6. Комплексность;
  7. Экономичность;
  8. Оперативность.

     Виды маркетинговых исследований:

     1. Реклама:

  • Исследование потребительских мотиваций;
  • Исследование рекламных текстов;
  • Изучение средств рекламы;
  • Изучение эффективности рекламных посланий.

     2. Коммерческая деятельность и экономический анализ:

  • Система информирования руководства;
  • Изучение тенденций деловой активности;
  • Изучение принципов расположения предприятий и складов;
  • Изучение товарной номенклатуры;
  • Изучение политики цен;
  • Изучение международных рынков.

     3. Ответственность фирмы:

  • Изучение проблем информирования потребителей;
  • Изучение характера воздействия на окружающую среду;
  • Изучение законодательных ограничений в области рекламы и стимулирования;
  • Изучение общественных ценностей и проблем социальной политики.

     4. Разработка товаров:

  • Изучение реакции на новый товар и его потенциал;
  • Изучение товаров конкурентов;
  • Тестирование товаров;
  • Изучение проблем создания упаковки.

     5. Сбыт и рынки:

  • Определение потенциальных возможностей рынка;
  • Анализ распределения долей рынка между фирмами;
  • Изучение характеристик рынка;
  • Анализ сбыта;
  • Определения квот и территорий сбыта;
  • Изучение каналов распределения и сбыта;
  • Пробный маркетинг;
  • Изучение стратегий стимулирования сбыта.

     Каждое предприятие выбирает для себя наиболее оптимальную структуру службы маркетинга. Независимо от того какую структуру выбирает предприятие, у них должны быть следующие отделы: отдел сбыта, отдел конъюнктуры рынка и спроса и отдел рекламы продукции.

     Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции

 

     Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его существования и развития. Конкурентные тенденции на развитом рынке, как показывает практика,  существенно устойчивее и сильнее, чем монополистические.

     Конкуренция - это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли.

     Конкуренцию в области маркетинга разделяют на несколько видов:

  1. Функциональная конкуренция - это конкуренция технических средств, предназначенных для выполнения одной и той же функции (перемещение грузов, перевозка людей и др.);
  2. Видовая конкуренция - это конкуренция товаров, предназначенных для одной и той же цели, но различающихся параметрами (например, автомобили с разными мощностями двигателей);
  3. Предметная конкуренция это конкуренция идентичных товаров;
  4. Ценовая конкуренция - она применяется для проникновения на рынок с новыми товарами:
  • Прямая ценовая конкуренция - применяется, когда фирма широко оповещает о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары;
  • Скрытая ценовая конкуренция - применяется, когда фирма вводит на рынок новый товар с улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимает не пропорционально увеличению свойств, а ниже;

     5. Неценовая конкуренция - это предоставление покупателю большего количества услуг, минимизация сроков поставки, снижение энергоемкости, зачет сданного товара;

     6. Недобросовестная конкуренция - к ней относятся следующие виды:

  • Демпинг - это продажа товаров по ценам ниже номинального уровня;
  • Промышленный шпионаж;
  • Переманивание специалистов, владеющих производственными секретами;
  • Выпуск поддельных товаров;
  • Использование чужих товарных знаков;
  • Распространение ложных сведений о конкурентах.

     Эта форма конкуренции является разрушительной.

     7. Созидательная конкуренция - этот вид конкуренции направлен на то, что конкуренты находят способы сотрудничества в области производства и маркетинга.

     С незапамятных времен в экономике существует понятие «промышленный шпионаж» - получение особо скрываемых от конкурентов данных об уникальных технологиях и способах производства. Возможно, одной из первых удачно проведенных операций промышленного шпионажа было путешествие в Китай под видом буддийских монахов двух византийцев в V в. н.э., которые спрятали в своих посохах коконы шелкопряда и по возвращении в Константинополь смогли организовать производство шелка - великого секрета Древнего Китая.

Информация о работе Лекции по экономике отрасли