Лекции по экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:05, курс лекций

Описание

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Содержание

1. Введение
2. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
3. Понятие о предпринимательстве. Понятие о предприятии
как объекте предпринимательства
4. Организационно-правовые формы предприятий
5. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
6. Производственный процесс и принципы его организации
7. Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
8. Сущность и значение нормирования труда
9. Формы и системы оплаты труда
10. Производственная мощность и загрузка оборудования
11. Производительность труда
12. Персонал предприятия
13. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
14. Бизнес-план предприятия
15. Комплексная подготовка производства
16. Обоснование выбора варианта конструкции и технологического процесса
17. Планирование себестоимости продукции
18. Рентабельность производства
19. Маркетинговая деятельность организации
20. Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
21. Инновационная политика предприятий
22. Инвестиционная политика предприятий
23. Изобретательство и патентоведение
24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лекции.rtf

— 1.65 Мб (Скачать документ)

     К XX веку сложились «стандартные» задачи и методы промышленного шпионажа. Промышленный шпионаж применяется как для уточнения потребностей рынка (в данном случае он сводится к анализу маркетингового поведения конкурента), так и для расширения технологических возможностей фирмы.

     Промышленный шпионаж состоит из следующих этапов:

  1. Определение объектов - какие организации стоят изучения;
  2. Отбор методов получения информации, в том числе:

     Этичные методы:

  • Анализ опубликованных материалов;
  • Раскрытие секретов сотрудниками фирмы - конкурента;
  • Обзор рынков и использование отчетов консультантов, в том числе консультантов, имеющих опыт услуг для конкурентов;
  • Анализ финансовых отчетов, аналитических обзоров брокерских контор (если акции конкурента котируются на бирже);
  • Посещение ярмарок, выставок и сбор печатных материалов конкурентов;
  • Анализ продукции конкурентов (так называемое «обратное конструирование»);
  • Анализ отчетов сбытовых и закупочных агентов.

     Малоэтичные методы:

  • Интервью при приеме на работу лиц, ранее работавших у конкурентов;
  • Замаскированные вопросы и «потрошение» сотрудников конкурентов во время технических совещаний;
  • Прямые наблюдения секретных действий и производственных процессов;
  • Сманивание и найм квалифицированного персонала от фирмы - конкурента.

     Абсолютно неэтичные методы:

  • Фальшивые интервью с сотрудниками фирм - конкурентов (когда нет реального намерения нанять на работу);
  • Фальшивые переговоры с конкурентами о покупке лицензий;
  • Использование услуг специальных агентств для получения особо скрываемой информации;
  • Подкуп поставщиков или сотрудников фирм - конкурентов;
  • Инкорпорация секретного агента в состав фирмы - конкурента;
  • Подслушивание телефонных переговоров фирмы - конкурента;
  • Инсталляция подслушивающих устройств в помещении фирм- конкурентов;
  • Кража чертежей, образцов, технической документации и тому подобного, в том числе с использованием вскрытия электронных баз данных;
  • Шантаж и вымогательство.

     С конкуренцией неразрывно связана конкурентоспособность товара, фирмы - производителя. Важнейший показатель конкурентоспособности экономического объекта любого уровня - наличие у него конкурентных преимуществ, т. е. качеств, которые отсутствуют или менее выражены у соперников.

     Конкурентоспособность фирмы (предприятия) - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Российские хозяйственные руководители все еще явно недооценивают роль маркетинга в решении проблемы конкурентоспособности (КСП) товаропроизводителя и его продуктов. КСП - это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения использовать свой научно-технический, производственный, финансовый, кадровый и маркетинговый потенциал. Иначе говоря, КСП - это отражение итогов работы практически всех подразделений фирмы, а также ее реакции на изменение внешних факторов воздействия.

     Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных (ценовых) характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.

     Конкурентоспособен тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т. е. его способность быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену конкурирующих товаров - аналогов. Так как КСП - это ключ к рыночному успеху товара и его производителя, а решение проблемы КСП - самая сложная задача в деятельности любой фирмы - товаропроизводителя, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений при лидирующей роли службы маркетинга, особым направлением деятельности фирмы является разработка стратегических подходов к решению этой проблемы.

     Для установления достоинств и недостатков фирм - конкурентов используется «многоугольник конкурентоспособности».

     Особое внимание при разработке КСП уделяется:

  • созданию конкурентных преимуществ;
  • достижению экономического превосходства над конкурентами посредством снижения издержек производства, сбыта, транспортировки, повышения эффективности проводимых НИОКР, рекламы, маркетинговой деятельности в целом.

     Качество продукции - важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

     Качество продукции - совокупность полезных потребительских свойств продукта труда, определяющих его способность удовлетворять определенные потребности человека и общества. С понятием качества тесно связано понятие «технологический (технический) уровень продукции» - относительная характеристика качества продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих технологическое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями и их значениями. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества.

 

      Рис. 7. Многоугольник конкурентоспособности.

                                      Качество   

       Концепция      Цены 

    

    

    

      

    Послепро-

     дажная          Финансы 

    подго-

    товка    

      

    

    

    Внешняя эконо-        Сбыт

    мическая поли-

    тика        

                 Сервис 

    Рис. 7. Многоугольник конкурентоспособности 
 

                          - фирма А - имеет явные конкурентные преимущества в области послепродажной подготовки, внешней экономической политики, финансов и цен.    

                         - фирма  Б - имеет конкурентные преимущества в области сервиса

                         - фирма В - имеет конкурентные преимущества в области сбыта и качества.

     На этой же схеме видны недостатки в деятельности каждой из трех фирм.

     В современной практике используются определенные группы показателей качества продукции, важнейшими из которых являются:

  1. Показатели назначения - характеризуют параметры продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения (напряжение и мощность электроприбора; масса и габаритные размеры изделия; концентрация и содержание примесей и др.);
  2. Показатели надежности  - характеризуют свойство изделия выполнять заданные функции, сохраняя при этом свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки. Надежность - комплексное качество, характеризуемое следующими составляющими свойствами: безотказность (средняя наработка до первого отказа, вероятность безотказной работы в течение определенного срока), долговечность (средний ресурс, средний срок службы до капремонта, средний срок службы до списания);
  3. Показатели безопасности - характеризуют свойства изделия, гарантирующие безопасность человека и других объектов при его эксплуатации, обслуживании, транспортировании и хранении: вероятность безопасной работы человека в течение определенного времени, быстродействие при срабатывании защитных устройств, сопротивление изоляции токоведущих частей, электрическая прочность высоковольтных частей;
  4. Эргономические показатели - характеризуют приспособленность изделия к эксплуатации: гигиенические (освещенность, температура, влажность), антропометрические (соответствие конструкции размерам тела человека), психофизиологические (соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и прочим возможностям человека);
  5. Эстетические показатели - характеризуют художественную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, соответствие моде и т.д.;
  6. Показатели транспортабельности - характеризуют пригодность продукции к транспортным операциям: средняя продолжительность подготовки к транспортировке, средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида, средняя трудоемкость подготовки к транспортировке, коэффициент использования объема транспортного средства, средняя продолжительность разгрузки продукции;
  7. Экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции: количество вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений и т.п.;
  8. Показатели стойкости к внешним воздействиям: пылезащищенность, влагозащищенность, водонепроницаемость, ударопрочность, вибропрочность, устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля и т.п.

     В современных условиях стало недостаточным контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Необходимым условием выживания в конкурентной борьбе стало создание системы качества, охватывающей все стадии производства, которые оказывают влияние на качество готового изделия: от заключения контракта с поставщиками материалов до сбыта готовой продукции. Реализация политики в области качества происходит через сформированную систему качества, главной функцией которой является управлением качества.

     Управление качества продукции - это взаимоувязанный комплекс мер по установлению, обеспечению и поддержанию необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации или потреблении, осуществляемых путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество продукции.

     Управление качеством продукции должно осуществляется системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции.

     Система качества - совокупность организационной методики, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции. Действие системы качества распространяется на все этапы жизненного цикла продукции, образуя так называемую петлю качества. «Петля качества» - модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения (рис. 7).

     Система качества разрабатывается с учетом конкретной деятельности предприятия, но в любом случае она должна охватывать все стадии «петли качества».

     В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО 9000, в которых отражен концентрированный опыт международной практики по управлению качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяются политика в области качества, система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

     Государственная система управления качеством продукции в Российской Федерации включает в себя:

  1. Законы и нормативные акты, регламентирующие права и обязанности производителей и потребителей продукции в объеме разработки, создания, реализации и эксплуатации (потребления) продукции;
  2. Государственную систему стандартизации;
  3. Государственную систему надзора за соблюдением стандартов и состоянием измерительной техники;
  4. Государственную статистическую отчетность предприятий по качеству продукции;
  5. Заводские (внутрифирменные) системы управления качеством продукции.

     Выбор системы управления качеством на предприятии обусловлен многообразными факторами: сложностью продукции, степенью допустимых параметров точности обработки, организацией технологического процесса и пр. В связи с практической невозможностью определения брака в собранной готовой продукции (особенно в сложных, состоящих из множества узлов изделиях) заказчики перед заключением договоров подробно изучают систему стандартов и контроля за качеством на рабочих местах, измерительные приборы и пр. Управление качеством продукции выдвигается в экономике на первое место и в связи с конкурентоспособностью на рынке. 

     Инновационная политика предприятий 

     Эффективным инструментом устойчивого развития предприятия в условиях рынка являются инновации. В практике экономического анализа и исследований используют ряд терминов, которые дают представление об инноватике, инновациях и инновационном процессе.

     Инноватика - это область науки, которая изучает различные теории нововведений - формирование новшеств, их распространение, факторы, противодействующие нововведениям, адаптацию к этим противодействиям человека и инновационных организаций, выработку инновационных решений.

     Инновационная деятельность - это процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок  либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

     Инновации (нововведения) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

     Инновационный потенциал предприятия (отрасли, региона, государства) - это совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

     Инновационная сфера - область деятельности производителей  потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Информация о работе Лекции по экономике отрасли