Лекции по экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:05, курс лекций

Описание

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Содержание

1. Введение
2. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
3. Понятие о предпринимательстве. Понятие о предприятии
как объекте предпринимательства
4. Организационно-правовые формы предприятий
5. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
6. Производственный процесс и принципы его организации
7. Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
8. Сущность и значение нормирования труда
9. Формы и системы оплаты труда
10. Производственная мощность и загрузка оборудования
11. Производительность труда
12. Персонал предприятия
13. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
14. Бизнес-план предприятия
15. Комплексная подготовка производства
16. Обоснование выбора варианта конструкции и технологического процесса
17. Планирование себестоимости продукции
18. Рентабельность производства
19. Маркетинговая деятельность организации
20. Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
21. Инновационная политика предприятий
22. Инвестиционная политика предприятий
23. Изобретательство и патентоведение
24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лекции.rtf

— 1.65 Мб (Скачать документ)
n="justify">     Основными критериями классификации инноваций являются:

  1. По значимости и уровню экономического эффекта:
  • Базисные (первичные, радикальные) - это нововведения, создающие основу для появления новых отраслей промышленности и образования новых рынков;
  • Улучшающие инновации возникают в процессе «доводки» новых товаров и технологий, их максимального приспособления к требованиям рынка;
  • Псевдоинновации - это те инновации, которые реализуются в мини-измерениях, скорее ассоциирующихся с совершенствованием, модификацией, нежели с техническим процессом.
  1. По направленности воздействия на процесс производства:
  • Расширяющие инновации нацелены на более глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций (например, компьютеризация от ограниченного использования больших ЭАМ к массовому применению персональных компьютеров);
  • Рационализирующие инновации близки к видоизменениям;
  • Замещающие инновации предназначены для замены одних (старых) продуктов или технологий другими (новыми), основанными на выполнении тех же функций.
  1. По глубине вносимых изменений:
  • Инновации нулевого порядка - регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;
  • Инновации первого порядка - изменение количественных свойств системы;
  • Инновации второго порядка - перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;
  • Инновации третьего порядка - адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;
  • Инновации четвертого порядка - новый вариант , простейшее качественное изменение, выходящее за рамки просты адаптивных изменений; первоначальные признаки системы не меняются, т.е. происходит некоторое улучшение их полезных свойств;
  • Инновации пятого порядка - новое поколение; меняются все или большинство свойств системы, но базовая структура концепции сохраняется;
  • Инновации шестого порядка - новый вид качественного изменения первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;
  • Инновации седьмого порядка - новый род, высшее изменение в функциональных свойствах системы и ее части, которое меняет ее функциональный принцип.
  1. По отношению к разработке:
  • Инновации, реализованные силами данного предприятия;
  • Инновации, реализованные внешними силами.
  1. По масштабам распространения:
  • Инновации, ставшие основой для новой отрасли, производящей однородный продукт;
  • Инновации, которые находят применение во всех отраслях и сферах народного хозяйства.
  1. По месту и роли в процессе производства:
  • Основные инновации - они создают новые рынки и лежат в основе новых отраслей, а также составляют базис крупных технологических систем;
  • Дополняющие инновации - они расширяют рынок в соответствующих областях или развивают имеющиеся базисные технологии.
  1. По характеру удовлетворяемых потребностей:
  • Инновации, ориентированные на существующие потребности;
  • Инновации, ориентированные на создание новых потребностей.
  1. По степени новизны:
  • Инновации, основанные на новых открытиях;
  • Инновации, созданные на основе нового способа, примененного к новым открытиям.
  1. По времени выхода на рынок:
  • Инновации - лидеры;
  • Инновации - последователи.
  1. По причинам возникновения:
  • Реактивные инновации - эти инновации, обеспечивающие выживание фирмы. Они являются реакцией на нововведения,  осуществленные конкурентом, т.е. реактивные инновации производятся вслед за конкурентами с целью ведения целенаправленной борьбы на рынке;
  • Стратегические инновации - это инновации, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.
  1. По предмету и сфере приложения инноваций предполагается их деление на:
  • Продуктовые инновации (новые продукты и новые материалы);
  • Рыночные инновации (инновации, открывающие новые сферы применения продукта; инновации, позволяющие реализовывать продукт на  новых рынках);
  • Инновации - процессы (технологии, организация процесса производства и управленческие процессы).

     Инновационная политика предприятий должна быть направлена на увеличение производства принципиально новых видов продукции и технологий, расширение сбыта отечественных товаров, а это требует формирования и развития инновационного предпринимательства.

     Различают классическую и инновационную модели предпринимательства.

     Классическая модель - это предпринимательство традиционное, рутинное, репродуктивное. Предприниматель в рамках такой модели приводит в действие внутренние резервы предприятия для увеличения прибыли, повышения рентабельности.

     Инновационная модель - предполагается поиск таких путей развития предприятия, в основу которых положены инновации или новшества, доведенные до стадии конечного использования.

     В зависимости от преобладающего типа инноваций предприятия могут быть разбиты на определенные классы.

      1. Инноваторы - лидеры и инноваторы - последователи.

     Инноваторы - лидеры - это предприятия, являющиеся инициаторами инноваций, которые затем подхватываются другими предприятиями. Они работают в условиях повышенного риска, но при удачной реализации инноваций, носящих упреждающий (стратегический) характер, имеют запас «экономической прочности», который выражается в наличии портфеля новой конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними удельных издержек производства.

     Инноваторы - последователи рискуют меньше, так как их инновации являются, как правило, реакцией на инновации лидеров, но имеют более низкие экономические показатели и показатели конкурентоспособности.

      1. Предприятия, ориентирующиеся на новые научные открытия или пионерные изобретения, и предприятия, создающие инновации на основе нового способа применения ранее сделанных открытий.
      2. Предприятия - инноваторы, создающие новые потребности (например, создание таких товаров как радиоприемник, магнитофон, телефон, телевизор и др.), и предприятия, способствующие развитию и более полному удовлетворению существующих потребностей (например, инновации по реализации новых поколений товаров).
      3. Предприятия, создающие базовые инновации, и предприятия, деятельность которых направлена на создание инноваций-видоизменений. Базовые инновации могут быть реализованы как на основе новых открытий, так и посредством применения новых способов к предыдущим открытиям. Этот вид инноваций связан с созданием новых поколений техники, которые впоследствии будут совершенствоваться путем разработки инноваций-видоизменений.
      4. Предприятия, создающие инновации с целью последующего их применения в одной отрасли, и предприятия, реализующие инновации для всего народного хозяйства или АПК.
      5. Предприятия, реализующие инновации-продукты, и предприятия, реализующие инновации-процессы.
      6. Предприятия, создающие инновации для новых рынков, и предприятия, ориентирующиеся на инновации, создающие новые сферы применения на старых рынках.
 

     Инвестиционная политика предприятий 

     Поступательное движение экономики непосредственно связано с воспроизводством основных фондов, так как удовлетворение возникающих общественных потребностей требует реконструкции, технического перевооружения существующих основных фондов или создания новых, способных давать требуемую продукцию. Для достижения этой цели нужны дополнительные ресурсы, капитал (инвестиции).

     В экономике предприятия инвестиции рассматриваются только как инвестиции в основные средства. Инвестиционные расходы подразделяются на амортизационные, направляемые на замену изношенного оборудования, зданий, и сооружений, и чистые инвестиции, добавляющие и расширяющие существующий физический капитал и тем самым способствующие экономическому росту предприятия.

     Источники инвестиций на предприятии делятся на следующие группы:

  • Собственные источники инвестиций:
  • Собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховым компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий;
  • Иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок);
  • Привлеченные средства в результате выпуска предприятием и продажи акций;
  • Средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными обществами, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;
  • Благотворительные и другие аналогичные взносы.

      Внешние (заемные) источники инвестиций:

  • Ассигнования из федерального, региональных и местных бюджетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;
  • Иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального или нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий, а также в форме прямых вложений (в денежной форме) международных организаций и финансовых институтов, государств, предприятий (организаций) различных форм собственности и частных лиц;
  • Различные формы заемных средств, в том числе кредиты, предоставляемые государством и фондами поддержки предпринимательства на возвратной основе (в том числе на льготных условиях), кредиты банков и других институциональных инвесторов (инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов), других предприятий, векселя и другие средства.

     Реальные инвестиции в производство являются результатом взаимодействия целого комплекса условий хозяйствования. Не всегда это взаимодействие благоприятно для предприятия. Поэтому необходимые средства для инвестирования найти зачастую бывает проблематично. Эффективным средством активизации инвестиционной деятельности предприятия являются арендные механизмы. В мировой практике существуют следующие арендные механизмы: аренда, лизинг, франчайзинг.

     Аренда - это основанный на договоре имущественный наем, предполагающий срочное возмездное владение и пользование или временное пользование имуществом путем передачи его арендодателем арендатору за плату. В аренду может сдаваться как движимое, так и недвижимое имущество. В договоре аренды участвуют две стороны:

  1. Арендодатель - собственник имущества, сдающий его в аренду (в качестве арендодателя могут выступать также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду);
  2. Арендатор - получатель имущества, использующий его в своих целях в соответствии с назначением имущества или согласно условиям, зафиксированным в договоре.

     Лизинг - это сделка, при которой одна сторона (лизингодатель), по поручению (спецификации) другой стороны (предприятия), вступает в соглашение о поставке с третьей стороной (производителем), по условиям которого лизингодатель приобретает машины, средства производства или другое оборудование на условиях, одобренных лизингополучателем (предприятием), так как они затрагивают его интересы, и вступает в соглашение (лизинговый контракт) с лизингополучателем, предоставляя последнему право использовать оборудование в обмен на уплату лизинговых платежей (т.е. это особый вид аренды различных машин, техники, оборудования, средств транспорта, строительства, компьютеров, производственных сооружений и др., как правило, с последующей передачей их в собственность лизингополучателю). Классическая схема лизинга предполагает трех участников: предприятия - производитель оборудования, арендодатель - лизинговая фирма (компания) и арендатор - лизингополучатель.

     Субъектами лизинга являются:

  1. Лизингодатель - это физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных  или собственных денежных средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных  условиях во временное владение и пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет;
  2. Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга;     
  3. Продавец (поставщик) - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продает лизингодателю в обусловленный срок производимое (закупаемое) им имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии с условиями договора купли-продажи.

Информация о работе Лекции по экономике отрасли