Лекции по экономике отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:05, курс лекций

Описание

В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.

Содержание

1. Введение
2. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
3. Понятие о предпринимательстве. Понятие о предприятии
как объекте предпринимательства
4. Организационно-правовые формы предприятий
5. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
6. Производственный процесс и принципы его организации
7. Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
8. Сущность и значение нормирования труда
9. Формы и системы оплаты труда
10. Производственная мощность и загрузка оборудования
11. Производительность труда
12. Персонал предприятия
13. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
14. Бизнес-план предприятия
15. Комплексная подготовка производства
16. Обоснование выбора варианта конструкции и технологического процесса
17. Планирование себестоимости продукции
18. Рентабельность производства
19. Маркетинговая деятельность организации
20. Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
21. Инновационная политика предприятий
22. Инвестиционная политика предприятий
23. Изобретательство и патентоведение
24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

лекции.rtf

— 1.65 Мб (Скачать документ)
 

     

     

     

     

     

       

     Рис. 9. Схема лизинга 

     Франчайзинг - это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение. Наибольшее распространение франчайзинг получил в таких сферах, как рестораны быстрого обслуживания, закусочные, розничная торговля, автосервис, помощь в ведении бизнеса, туристический бизнес и др.

     Выделяют товарный, производственный, сервисный франчайзинг, франчайзинг бизнес-формата.

     Товарный франчайзинг - франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и, по сути, является составным элементом контролируемой франчайзером системы сбыта.

     Производственный франчайзинг - франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера, используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырье и материалы.

     Сервисный франчайзинг - распространен в сфере услуг. Франчайзи получает право осуществлять определенный вид деятельности под торговой маркой франчайзера.

     Франчайзинг бизнес - формата предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса. Он полностью идентифицируется с франчайзером и становится элементом общей коммерческой системы. При этом франчайзер может быть предприятием - производителем, оптовым или розничным торговцем или оказывать услуги.

     Преимущества франчайзинга:

  1. Фирма - франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования;
  2. Фирма - франчайзи экономит средства на маркетинговых исследованиях, консультациях и других услугах профессионалов;
  3. Фирма - франчайзи имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов;
  4. Фирма - франчайзи открывает свое дело с меньшим риском;
  5. Фирма - франчайзи получает советы и поддержку от своего партнера - крупной фирмы.

     Также очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие и отдельные рынки, и следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.

     Недостатки франчайзинга:

  1. Необходимость учета интересов партнера - крупной компании и других держателей акций, что может создавать стрессовые ситуации у франчайзи;
  2. Необходимость регулярных отчислений от прибыли крупной компании;
  3. Размер регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж может поставить держателя лицензии в трудные финансовые условия;
  4. Наличие права у продавца лицензии проверять финансовую документацию, обязательность придерживаться методов ведения бизнеса, изложенных в инструкции партнерской компании, могут сдерживать инициативу и ограничивать возможности маневра;
  5. Выкуп (по требованию компании - партнера) всего необходимого оборудования и материалов может ограничить в действиях держателя лицензии.

     Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой вложение инвестиций, т.е. инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций.

     Инвестиции - долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получение прибыли.

     Инвестиционная политика - определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависит повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.

     При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. В объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных,  транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов, на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство, на прочие капитальные работы и затраты. Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.

     Субъектами инвестиционной политики являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, различные предпринимательские организации - банковские, страховые и посреднические.

     Инвестор - осуществляет вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в виде инвестиций.

     Заказчики - это инвесторы, а также физические или юридические лица, уполномоченные на то инвесторами,  которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.

     Подрядчики - это физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию.

     Пользователи объектов инвестиционной деятельности - это инвесторы, а также другие физические и юридические лица, в том числе иностранные, государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности.

     Объектами инвестиционной политики в Российской Федерации являются:

  1. Вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех отраслях народного хозяйства Российской Федерации;
  2. Ценные бумаги;
  3. Целевые денежные вклады;
  4. Научно-техническая продукция;
  5. Другие объекты собственности;
  6. Имущественные права;
  7. Права на интеллектуальную собственность.
 

     Изобретательство и патентоведение 

     Генерация идей - единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. "Производством" идей занимаются изобретатели: в широком смысле - это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый. Как работает "промышленность изобретений" и какова ее эффективность? Удивительно, но это единственная "отрасль" в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое - общество получает идею, не захотел - не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и... не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: "А если сделать так?. Нет, так не получается, попробуем иначе... А может быть зайти с другой стороны?. И так не получается. Попробуем еще раз..." Продолжаются эти поиски до тех пор, пока "яркая вспышка озарения" не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти - не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.

     Для определения понятия «творчество» существует много различных определений. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Творчество -- деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности;
  2. Творчество -- это особый вид интеллектуальной деятельности человека, направленной на создание качественно новых ценностей;
  3. Творчество -- это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Из этой формулировки ясно, что критерием творчества является не качество результата специфической деятельности человека, а характеристики и процессы, активизирующие его творческую продуктивность.
  4. Творчество можно определить как успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые небыли известны ранее. Правда, иногда творчески сконструированные технические устройства бывают построены из известных элементов или основаны на известных принципах, сочетаемых каким-либо новым, оригинальным способом.

     Творческий процесс, особенно изобретательство, связан с активным поиском и генерированием новых идей, с анализом уже известных и выбором альтернативных, поэтому дадим следующее определение:

     Идея -- это форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Идеи включают в себя сознание целей дальнейшего познания и практического преобразования мира, удовлетворения возникших новых потребностей человека, создания новых технических устройств и технологий, новых веществ и материалов, а также их новых применений.

     Изобретательство - одна из форм творческой деятельности человека. Каждый образованный человек имеет право на эту деятельность, и поэтому он должен испытать себя в этой области интеллектуального труда, чтобы узнать, не здесь ли проявляется его одаренность. Ведь подлинная цель образования -- дать человеку возможность раскрыть свои возможности, познать себя. Изобретательство -- одно из самых больших удовольствий, известных человеку, поскольку эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий и умений делать многое своими собственными руками, например, создавать физические модели и образцы, испытывать их, проводить на них эксперименты.

     Под объектом творческой или изобретательской деятельности подразумевается любое устройство (машина, система, ее элемент или узел), способ (изготовления, сборки, организации какой-либо деятельности и т. п.), вещество (материал с новыми свойствами и т. д.) или совершенно новое, до сего неизвестное применение уже известных устройств, веществ или способов.

     Изобретение -- это юридически признанный и официально подтвержденный государственным документом (патентом) акт о создании нового, доселе неизвестного объекта, обладающего определенной совокупностью оригинальных и неочевидных свойств, а также практической полезностью и возможностью использования в промышленности и других областях деятельности.

     Патенты и свидетельства на полезные модели -- это, по сути дела, документы, закрепляющие и охраняющие право человека или авторского коллектива на принадлежащую ему (или им) интеллектуальную собственность. Существуют и другие виды юридических государственных документов, защищающих приоритет и права авторов творческих разработок. Среди них авторское право на вновь созданные литературные, художественные и музыкальные произведения, на алгоритмы и машинные программы, на методики, теоремы и расчетные формулы, товарные знаки и многие другие продукты интеллектуальной собственности.

     Хотелось бы поразмышлять о том, можно ли вообще научить человека творчеству и изобретательству? Возможно, кое-кому этот вопрос может показаться неуместным и некорректным. Человечество накопило в течение многих столетий богатый и убедительный опыт приобщения людей к творческой деятельности и их обучения изобретательству. Достаточно вспомнить, что древнегреческий ученый Архимед, автор известного всем школьникам «закона Архимеда», живший за два века до нашей эры, создал школу, в которой он обучал своих учеников изобретательству. Эта его работа была весьма успешной, так как ученики, так же как и их гениальный учитель-изобретатель (Архимед изобрел винт, рычажный подъемник тяжелых грузов, катапульту для метания боевых ядер, способ определения состава металлических сплавов взвешиванием в воде и т. д.), внесли огромный вклад в развитие техники того времени. Тем не менее, на историческом пути развития науки, техники и педагогики находились люди и даже именитые ученые, которые не только сомневались, но и отрицали возможность приобщения к творчеству и изобретательству через учебу. Видимо, один из первых, кто допустил такую ошибку, был французский психолог Теодюль Рибо, сказавший: «...Если бы мыслительному творчеству можно было бы учить, то изобретателей было бы больше, чем сапожников». 
Заблуждения и сомнения некоторых философов, психологов и педагогов в возможности обучения творчеству и изобретательству проистекали из того, что одни из них считали, что талант дается человеку один раз и навсегда Богом, другие -- что талант творчества закладывается в мозг человека самой природой, третьи -- что творческий интеллект имеет генетическое начало и передается детям от их родителей и предков. Даже такие теоретики изобретательства, как профессора английских колледжей Мередит Тринг и Эрик Лейтуэйт, считали, что «творчеству научиться нельзя, однако творческими способностями наделено поразительно много людей, и эти люди могут научиться эффективно применять свой талант к решению поставленной задачи». В последние десятилетия XX в. и в начале XXI в. во всем мире стали уделять большое внимание воспитанию творческих личностей, обучению изобретательству.

Информация о работе Лекции по экономике отрасли