Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2011 в 21:05, курс лекций
В условиях рыночной экономики главным фактором повышения эффективности национальной экономики становятся уже не отдельные достижения науки и техники, а высокий научный и технологический уровень всего производства. Это уровень определяется в первую очередь состоянием машиностроения как отрасли, обеспечивающей потребности в технологическом оборудовании, которое должно обновляться непрерывно.
1. Введение
2. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения
3. Понятие о предпринимательстве. Понятие о предприятии
как объекте предпринимательства
4. Организационно-правовые формы предприятий
5. Основные фонды предприятия. Оборотные фонды и оборотные средства предприятия
6. Производственный процесс и принципы его организации
7. Производственный цикл. Пути сокращения его длительности
8. Сущность и значение нормирования труда
9. Формы и системы оплаты труда
10. Производственная мощность и загрузка оборудования
11. Производительность труда
12. Персонал предприятия
13. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия
14. Бизнес-план предприятия
15. Комплексная подготовка производства
16. Обоснование выбора варианта конструкции и технологического процесса
17. Планирование себестоимости продукции
18. Рентабельность производства
19. Маркетинговая деятельность организации
20. Конкуренция, конкурентоспособность и качество продукции
21. Инновационная политика предприятий
22. Инвестиционная политика предприятий
23. Изобретательство и патентоведение
24. Внешнеэкономическая деятельность предприятия
Список литературы
Рис.
9. Схема лизинга
Франчайзинг - это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет право мелкому предприятию (франчайзи) использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение. Наибольшее распространение франчайзинг получил в таких сферах, как рестораны быстрого обслуживания, закусочные, розничная торговля, автосервис, помощь в ведении бизнеса, туристический бизнес и др.
Выделяют товарный, производственный, сервисный франчайзинг, франчайзинг бизнес-формата.
Товарный франчайзинг - франчайзи осуществляет продажу товаров, производимых франчайзером, под его товарным знаком и, по сути, является составным элементом контролируемой франчайзером системы сбыта.
Производственный франчайзинг - франчайзи производит продукцию под торговой маркой франчайзера, используя для этого запатентованную им технологию и поставляемые франчайзером сырье и материалы.
Сервисный франчайзинг - распространен в сфере услуг. Франчайзи получает право осуществлять определенный вид деятельности под торговой маркой франчайзера.
Франчайзинг бизнес - формата предусматривает передачу франчайзи технологии организации и ведения бизнеса. Он полностью идентифицируется с франчайзером и становится элементом общей коммерческой системы. При этом франчайзер может быть предприятием - производителем, оптовым или розничным торговцем или оказывать услуги.
Преимущества франчайзинга:
Также очевидна заинтересованность крупных фирм в развитии франчайзинга. Они расширяют сферу сбыта своей продукции, проникая на небольшие и отдельные рынки, и следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.
Недостатки франчайзинга:
Инвестиционная деятельность предприятия представляет собой вложение инвестиций, т.е. инвестирование и совокупность практических действий по реализации инвестиций.
Инвестиции - долгосрочные вложения средств как внутри страны, так и за рубежом в целях создания новых и модернизации действующих предприятий, освоения новейших технологий и техники, увеличения производства и получение прибыли.
Инвестиционная политика - определение наиболее приоритетных направлений капитальных вложений, от которых зависит повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат.
При этом инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. В объем капитальных вложений включаются затраты на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, торговых и других предприятий, затраты на жилищное, коммунальное и культурно-бытовое строительство. К капитальным вложениям относятся затраты на строительные работы всех видов, на приобретение производственного инструмента и хозяйственного инвентаря, включаемых в сметы на строительство, на прочие капитальные работы и затраты. Затраты на капитальный ремонт в капиталовложения не включаются.
Субъектами инвестиционной политики являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, различные предпринимательские организации - банковские, страховые и посреднические.
Инвестор - осуществляет вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств в виде инвестиций.
Заказчики - это инвесторы, а также физические или юридические лица, уполномоченные на то инвесторами, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними.
Подрядчики - это физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию.
Пользователи объектов инвестиционной деятельности - это инвесторы, а также другие физические и юридические лица, в том числе иностранные, государственные органы и органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются объекты инвестиционной деятельности.
Объектами инвестиционной политики в Российской Федерации являются:
Изобретательство
и патентоведение
Генерация идей - единственный надежный способ продвижения вперед, не раз уже спасавший человечество. "Производством" идей занимаются изобретатели: в широком смысле - это люди, создающие новое в любой области жизни общества. Если у них есть приемы и правила получения новых, оригинальных идей, эти приемы должен знать каждый. Как работает "промышленность изобретений" и какова ее эффективность? Удивительно, но это единственная "отрасль" в нашем организованном мире, которая сохранила кустарный, почти неуправляемый способ производства. Общество вынуждено ждать милости от стихии изобретательства. Захотел кто-то придумать нечто новое - общество получает идею, не захотел - не получает. Но драма изобретательства заключается еще и в том, что можно очень хотеть изобрести, потратить годы, а то и жизнь, и... не решить поставленной задачи. И происходит это чаще всего потому, что большинство изобретателей пользуются традиционным методом проб и ошибок. Вспомните героев книг и фильмов в момент решения трудной задачи: "А если сделать так?. Нет, так не получается, попробуем иначе... А может быть зайти с другой стороны?. И так не получается. Попробуем еще раз..." Продолжаются эти поиски до тех пор, пока "яркая вспышка озарения" не высветит искомое решение. Это может произойти после двадцатой, сотой, тысячной пробы. А может и вообще не произойти - не хватит жизни. Эпоха собирательства случайно появляющихся идей подходит к концу, пора переходить к новой технологии творчества.
Для определения понятия «творчество» существует много различных определений. Рассмотрим некоторые из них:
Творческий процесс, особенно изобретательство, связан с активным поиском и генерированием новых идей, с анализом уже известных и выбором альтернативных, поэтому дадим следующее определение:
Идея -- это форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Идеи включают в себя сознание целей дальнейшего познания и практического преобразования мира, удовлетворения возникших новых потребностей человека, создания новых технических устройств и технологий, новых веществ и материалов, а также их новых применений.
Изобретательство - одна из форм творческой деятельности человека. Каждый образованный человек имеет право на эту деятельность, и поэтому он должен испытать себя в этой области интеллектуального труда, чтобы узнать, не здесь ли проявляется его одаренность. Ведь подлинная цель образования -- дать человеку возможность раскрыть свои возможности, познать себя. Изобретательство -- одно из самых больших удовольствий, известных человеку, поскольку эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий и умений делать многое своими собственными руками, например, создавать физические модели и образцы, испытывать их, проводить на них эксперименты.
Под объектом творческой или изобретательской деятельности подразумевается любое устройство (машина, система, ее элемент или узел), способ (изготовления, сборки, организации какой-либо деятельности и т. п.), вещество (материал с новыми свойствами и т. д.) или совершенно новое, до сего неизвестное применение уже известных устройств, веществ или способов.
Изобретение -- это юридически признанный и официально подтвержденный государственным документом (патентом) акт о создании нового, доселе неизвестного объекта, обладающего определенной совокупностью оригинальных и неочевидных свойств, а также практической полезностью и возможностью использования в промышленности и других областях деятельности.
Патенты и свидетельства на полезные модели -- это, по сути дела, документы, закрепляющие и охраняющие право человека или авторского коллектива на принадлежащую ему (или им) интеллектуальную собственность. Существуют и другие виды юридических государственных документов, защищающих приоритет и права авторов творческих разработок. Среди них авторское право на вновь созданные литературные, художественные и музыкальные произведения, на алгоритмы и машинные программы, на методики, теоремы и расчетные формулы, товарные знаки и многие другие продукты интеллектуальной собственности.
Хотелось
бы поразмышлять о том, можно ли вообще
научить человека творчеству и изобретательству?
Возможно, кое-кому этот вопрос может показаться
неуместным и некорректным. Человечество
накопило в течение многих столетий богатый
и убедительный опыт приобщения людей
к творческой деятельности и их обучения
изобретательству. Достаточно вспомнить,
что древнегреческий ученый Архимед, автор
известного всем школьникам «закона Архимеда»,
живший за два века до нашей эры, создал
школу, в которой он обучал своих учеников
изобретательству. Эта его работа была
весьма успешной, так как ученики, так
же как и их гениальный учитель-изобретатель
(Архимед изобрел винт, рычажный подъемник
тяжелых грузов, катапульту для метания
боевых ядер, способ определения состава
металлических сплавов взвешиванием в
воде и т. д.), внесли огромный вклад в развитие
техники того времени. Тем не менее, на
историческом пути развития науки, техники
и педагогики находились люди и даже именитые
ученые, которые не только сомневались,
но и отрицали возможность приобщения
к творчеству и изобретательству через
учебу. Видимо, один из первых, кто допустил
такую ошибку, был французский психолог
Теодюль Рибо, сказавший: «...Если бы мыслительному
творчеству можно было бы учить, то изобретателей
было бы больше, чем сапожников».
Заблуждения и сомнения некоторых философов,
психологов и педагогов в возможности
обучения творчеству и изобретательству
проистекали из того, что одни из них считали,
что талант дается человеку один раз и
навсегда Богом, другие -- что талант творчества
закладывается в мозг человека самой природой,
третьи -- что творческий интеллект имеет
генетическое начало и передается детям
от их родителей и предков. Даже такие
теоретики изобретательства, как профессора
английских колледжей Мередит Тринг и
Эрик Лейтуэйт, считали, что «творчеству
научиться нельзя, однако творческими
способностями наделено поразительно
много людей, и эти люди могут научиться
эффективно применять свой талант к решению
поставленной задачи». В последние десятилетия
XX в. и в начале XXI в. во всем мире стали
уделять большое внимание воспитанию
творческих личностей, обучению изобретательству.