Лекции по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 00:27, курс лекций

Описание

ЛЕКЦИЯ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (начало). Сущность и предмет национальной экономики.
Предмет курса «Национальная экономика Беларуси» и его место в системе экономических наук.
Целью настоящего курса является создание у слушателей системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, экономическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Работа состоит из  1 файл

КУРС ЛЕКЦИЙ для заочников.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

При закупке энергоносителей за рубежом важно обеспечить диверсификацию не только их видов, но и поставщиков. Энергобезопасность возрастает при развитой сети магистральных газо- и трубопроводов, линий электропередач, железных дорог, наличии резервов или хранилищ топлива.

Энергетическая безопасность Республики Беларусь — это комплекс условий, позволяющих осуществлять достаточное  и надежное снабжение страны топливно-энергетическими ресурсами для устойчивого функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности людей в нормальных и чрезвычайных ситуациях.

Беларусь после обретения суверенитета не была энергетически безопасным государством и в ближайшем будущем ей трудно стать таковой. Это обусловлено отсутствием в достаточном количестве на ее территории ископаемых видов топлива, низкой степенью диверсификации импортируемых видов топлива по видам и поставщикам, слабым уровнем развития возобновляемых источников энергии.

К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60 % валового потребления топливно-энергетических ресурсов. С учетом постоянной тенденции роста цен на газ в перспективе станет невыгодным производить электроэнергию на собственных электростанциях, использующих этот вид топлива.

К потенциальным внутренним угрозам  энергетической безопасности Беларуси также относятся: недостаточно надежная инфраструктура (линии электропередач, тепловые сети, системы газо- и нефтеснабжения), способная вызвать аварийную ситуацию в энергообеспечении; высокая энергоемкость отечественного производства.

К внешним угрозам энергетической безопасности страны относятся: повышение цен на нефть; монозависимость от импорта энергоресурсов; региональные конфликты в мировом сообществе; нештатные ситуации, вызванные невыполнением договоров внешними партнерами.

С целью предотвращения угроз необходимы: диверсификация импортируемых топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) по видам топлива и его поставщикам на основе разработки альтернативных вариантов энергообеспечения и увеличение их стратегических запасов; повышение доли собственных энергетических ресурсов в структуре топливно-энергетического баланса до 25—30 %; разработка совместных программ повышения коллективной энергетической безопасности с государствами мирового сообщества, прежде всего со странами—поставщиками энергоресурсов в Беларусь.

Для обеспечения энергетической безопасности в Европейском союзе введено правило — покупать не более 40 % газа, нефти и электроэнергии у одной страны.

В настоящее время Республика Беларусь в поставках энергоносителей практически полностью зависит от России, откуда импортируется 85—87 % топливных ресурсов. В пересчете на тонны нефтяного эквивалента 70 % потребляемых в Беларуси энергоносителей составляет российский природный газ.

Энергетическая безопасность Беларуси зависит и от эффективности энергосбережения, обеспечения строгого режима экономии топливно-энергетических ресурсов. В расчете на одного жителя республики природного газа используется в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире. Это говорит о чрезмерно энергоемкой структуре белорусской экономики, необходимости ее модернизации и внедрения энергосберегающих технологий.

Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2005 г. № 399 утверждены Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике местных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах.

Важнейшими факторами энергетической безопасности являются повышение уровня энергетической независимости (обеспечения потребностей в энергии за счет собственных энергоисточников), рост эффективности производства, преобразования и использования энергии, а также надежности систем энергосбережения.

В целях радикального укрепления энергетической безопасности страны начато строительство собственной атомной электростанции.

Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.

К инфраструктуре относятся отрасли, создающие условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура подразделяется на производственную и социальную. Производственная инфраструктура включает отрасли, которые непосредственно обслуживают производство (все виды транспорта, связь, электро-, газо-, водоснабжение и др.). К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.

Главная задача инфраструктурной безопасности — обеспечение устойчивого развития экономики и благоприятных условий жизнедеятельности населения.

Для Беларуси, учитывая открытый характер ее экономики и географическое положение, приоритетное значение имеют транспорт и связь. Основной задачей транспортно-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением.

Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.

Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте - (наукоемкость ВВП).

В Республике Беларусь в последние годы данный показатель составляет менее 1 % . Это, естественно, является сдерживающим фактором ускоренной разработки передовых отечественных технологий. Потребность же в технологической и структурной модернизации производства остается высокой. По данным Комплексной программы научно-технического прогресса Республики Беларусь на 2001—2020 годы, 48,2 % действующих технологий использовались еще до 1985 г. Из применяемых промышленными предприятиями 13 тыс. передовых производственных технологий 31,4 % внедрены до 1994 г.

Система высшего образования не в полной мере отвечает потребностям реального сектора экономики. Снижен престиж инженерной и научной деятельности.

Обеспечение экономической безопасности может быть достигнуто только при активизации инновационной деятельности, что требует соответствующей государственной научно-технической политики.

Необходимо также расширить  международное сотрудничество с научными организациями других странах для приоритетных национальных производств, не имеющих достаточного научного обеспечения в Беларуси.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести:

  • конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках;
  • объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП;
  • товарную диверсификацию экспорта и импорта;
  • долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции;

• внешнюю задолженность.

Серьезную угрозу внешнеэкономической  безопасности республики представляет низкая диверсификация экспорта и импорта товаров. Несмотря на то, что в 2004 г. белорусские товары поставлялись на рынки 142 государств, продукция импортировалась из 151 страны, основными торговыми партнерами Беларуси являлись: Россия, Германия, Великобритания, Польша, Украина, Нидерланды, Литва, Италия, Китай, Латвия, США. На долю этих государств приходится свыше 84 % белорусского экспорта и более 86 % импорта.

Безопасным уровнем внешнего долга в мировой практике принято считать такой, на обслуживание которого направляется не более 25 % общих валютных поступлений страны. Внешний государственный долг Республики Беларусь не представляет угрозы ее экономической безопасности.

Обеспечение внешнеэкономической  безопасности напрямую зависит  от конкурентоспособности производимой в республике продукции и умелого использования внеэкономических факторов развития мировой экономики в интересах национальной.

Для укрепления внешнеэкономической  безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.

Экономическая безопасность тесно  взаимосвязана с демографическими, социальными, экологическими, информационными и оборонными аспектами национальной безопасности.

Основные задачи обеспечения демографической безопасности состоят в стабилизации рождаемости и ее повышении в перспективе до уровня. Республикой Беларусь, единственной из всех стран мира, принят Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь».

Главной задачей усиления социальной безопасности является повышение материального благосостояния граждан на основе реформы оплаты труда, обеспечения социальной защиты и соблюдения социальных гарантий.

Решение проблем экологической безопасности является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития и отражает состояние защищенности жизни и здоровья человека и среды обитания от возможных вредных воздействий экономической или иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи.

Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы.

Система экономической  безопасности характеризуется совокупностью критериев и показателей, которые определяют угрозы устойчивому развитию и пороговые значения функционирования национальной экономики.

Угрозы экономической  безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека.

Показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность.

Пороговые значения экономической  безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.

3. Институциональные  основы системы экономической  безопасности.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную постоянную деятельность институтов государства.

Для реализации системы жизненно важных интересов Республики Беларусь решающее значение имеют достижение сбалансированности интересов граждан и государства, а также поддержка обществом проводимой руководством страны внутренней и внешней экономической политики.

Во внутренней политике социально-экономические интересы заключаются в обеспечении стабильного и эффективного социально-экономического развития, роста национального богатства и повышения благосостояния населения, совершенствовании производственного и научно-технического потенциалов.

Внешние социально-экономические интересы Республики Беларусь как небольшой страны с открытой экономикой состоят в максимализации использования выгод от глобализации и международного разделения труда, повышении конкурентоспособности национальной экономики.

Объектами экономической безопасности выступают как экономическая система страны в целом, так и ее составляющие: производственный и научно-технический потенциалы, финансовая система, агропромышленный комплекс, производственная и социальная инфраструктуры, регионы, население и трудовые ресурсы и др.

Субъектами экономической безопасности является государство, его законодательные и исполнительные институты, предприятия, учреждения и организации как государственного, так и частного секторов экономики, а также общественные объединения и граждане.

Система обеспечения  экономической безопасности представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных социально-экономических интересов государства, которые осуществляют согласованную деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и действующим законодательством.

Общее руководство системой обеспечения  национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь наделен следующими полномочиями:

• формировать Совет безопасности Республики Беларусь и руководить его деятельностью;

 

  • определять стратегии внутренней и внешней безопасности, меры по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в обществе; организовывать деятельность по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной целостности;
  • контролировать и координировать деятельность государственных органов по обеспечению безопасности;
  • издавать декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь; обеспечивать их исполнение.

Информация о работе Лекции по "Экономике"