Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:58, курсовая работа
Данная работа базируется на законодательных актах Республики Беларусь, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных документах. При написании работы были использованы результаты исследований Левковича А.О., Томковича Р., Егорова А., Шимановича С. и др. авторов. В частности, в своих трудах Левковичем А.О. рассмотрены теоретические аспекты лизинговых отношений, представлены схемы участия банков в лизинговых проектах, проанализирована практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………….………….............
Теоретические основы лизинга как эффективного инструмента финансирования инвестиций……………………………………………….
1.1. Сущность и виды лизинга….......................................……..…………...
1.2. Преимущества и недостатки использования лизинга………………...
Механизм реализации лизинговых операций в банке………..……………
2.1. Организация и порядок осуществления лизинговой деятельности.....
2.2. Значение лизинга в инвестиционной деятельности предприятия …..
Развитие и совершенствование лизинговой деятельности в Республике Беларусь………………
3.1. Проблемы лизинга в современных условиях………………….………
3.2. Перспективы и направления развития лизинга в Республике Беларусь……………………………………………………………................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложения……………………………………………………………………….
НКСндс - фактический остаток невозмещённой контрактной стоимости объекта лизинга с учетом НДС;
ЛС - величина лизинговой ставки, в процентах годовых;
Д - количество дней, за которые рассчитывается платеж;
360 - количество дней в году.
Величина лизинговой ставки устанавливается Банком с учетом всех расходов Банка, связанных с приобретением объекта лизинга, административных издержек Банка, и маржи, обеспечивающей прибыльную деятельность с учетом уплаты налогов.
Лизинговая ставка может устанавливаться плавающей и изменяться по решению Банка, что оговаривается условиями договора лизинга.
После расчета объема лизинговых платежей и выкупной стоимости объекта лизинга (все вместе – цена услуги) банк дополнительно к цене услуги обязан согласно Особенной части Налогового кодекса РБ предъявить к лизингополучателю к оплате сумму налога на добавленную стоимость по установленной для лизинговых операций налоговой ставке.
В случае применения в соответствии с условиями договора поставки (купли-продажи) предварительной формы оплаты, которая осуществляется в строгом соответствии с законодательством, банком взимается плата за услугу по отвлечению ресурсов, размер которой зависит от срока отвлечения средств (количество дней от даты перечислении я средств за объект лизинга до даты фактической передачи лизингополучателю объекта лизинга), их объема и уровня лизинговой ставки по договору лизинга (при расчете платы за услугу применяется формула 2.1.). Плата за услугу по отвлечению ресурсов включается в состав первого лизингового платежа в части дохода банка.
После уплаты лизингополучателем последнего лизингового платежа и перечисления выкупной стоимости объекта лизинга банку, лизингополучатель приобретает (выкупает) у банка объект лизинга в собственность. Размер выкупной стоимости устанавливается с налогом на добавленную стоимость, ее перечисление производится одновременно с уплатой последнего лизингового платежа.
Передача объекта лизинга
оформляется актом приема-
Ответственный работник учреждения банка формирует досье, в которое помещается все документы и информация, касающаяся лизингополучателя и осуществляемой лизинговой операции.
Ответственные работники
кредитной службы с момента передачи
объекта лизинга
Следует обозначить, что в каждом конкретном случае показатели реального финансового состояния предприятия или индивидуального предпринимателя на момент заключения договора лизинга (если только оно не обременено долгами, которые не дадут впоследствии возможности рассчитываться по обязательствам в рамках договора лизинга) не могут служить определяющим фактором при принятии решения о целесообразности финансирования посредством лизинга. Лизинговая операция не предполагает изначально, что выплаты по договору лизинга будут осуществляться за счет сторонних источников (доходы от других видов деятельности, займы сторонних организаций и т.д.). Суть лизинга состоит в том, чтобы на полученном оборудовании заработать те средства, которые пойдут на уплату лизинговых платежей в полном объеме. Любые же сторонние источники возможного погашения лизинговых платежей рассматриваются постольку, поскольку они могут являться альтернативным источником выполнения обязательств в случае временных затруднений, не имеющих системного характера, обусловленного изначальной непроработанностью проекта. Так, в каком объеме следует проводить оценку финансового состояния предприятия-лизингополучателя, перспектив его развития в свете представленного им бизнес-плана, решается банком в зависимости от планируемого объема капитальных вложений рассматриваемого инвестиционного проекта. Существенное значение имеет анализ качества и реальности представленного предприятием бизнес-плана.
Для того чтобы определить привлекательность финансового лизинга для инвестиционной деятельности предприятий, рассмотрим достоинства и недостатки лизинговых операций по сравнению с традиционными формами финансирования инвестиций. Начнем с достоинств.
1. Лизинг предполагает финансирование в полной сумме аренды имущества и не требует немедленного начала платежей, что дает возможность обновлять основные производственные фонды при временной нехватке финансовых ресурсов.
2. Лизинговое соглашение более гибко, чем кредит, поскольку предоставляет возможность участникам сделки выработать наиболее удобную для них схему выплат.
3. Инвестирование в форме имущества в отличие от предоставления денежных ссуд снижает риск возврата средств, поскольку у лизингодателей сохраняются права собственности на передаваемое имущество.
4. Предприятию проще получить имущество по финансовому лизингу, чем ссуду на его приобретение, поскольку имущество, передаваемое в лизинг, выступает в качестве залога.
5. Риск морального и физического износа и устаревания имущества уменьшается для лизингополучателя, поскольку имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
1. Имущество, предоставленное в финансовый лизинг, не числится у лизингополучателя на его балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на имущество.
2. Лизинговые платежи относятся на издержки производства лизингополучателя и соответственно снижают налог на прибыль.
3. Производитель оборудования и другого имущества, передаваемого в финансовый лизинг, получает дополнительные возможности для сбыта своей продукции.
4. Амортизационные и налоговые льготы для лизингодателя способствует заключению оптимальных лизинговых соглашений с лизингополучателем путем уменьшения размера лизинговых платежей и установления взаимовыгодного графика их выплат.
5. Лизингодатель имеет льготное налогообложение не только по уплате налога на прибыль, полученную им от реализации договора лизинга, но и по налогу на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг.
Наряду с преимуществами лизинговых операций финансовому лизингу присущи и недостатки:
1. Не следует давать категорическую оценку налоговых аспектов лизинговых операций. Действительно, лизинговые платежи относят на себестоимость продукции и тем самым уменьшают налогооблагаемую прибыль, но те же самые платежи, будучи завышенными, способны привести к росту цены товара и снизить его конкурентоспособность.
2. Стоимость оформления договоров и другой документации для проведения лизинговой операции необходимо включать в калькуляцию расходов, хотя она относительно невысокая.
3. Изменение порядка исчисления налогооблагаемой базы (здесь нет стабильности) может неблагоприятно сказаться на лизинговых операциях даже при снижении налогового пресса в целом.
4. На лизингодателя ложится риск морального старения имущества и неполучения лизинговых платежей, а для лизингополучателя стоимость лизинга часто выше, чем цена, по которой можно приобрести имущество за счет собственных средств или банковского кредита.
Отмеченные недостатки, присущие финансовому лизингу в целом, не меняют общей положительной оценки применения этого эффективного метода инвестирования.
В отечественной экономике лизинговая деятельность активизировалась сравнительно недавно (начало 90-х годов). И это объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, которые предопределяют эффективное использование лизинговых операций, а с другой — стала остро проявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, приобретения конкурентоспособной техники и оборудования, поскольку существующая производственная база значительно устарела. Потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Лизинг же позволял получить дополнительный источник инвестирования.
В настоящее время в функционирует значительное число лизинговых компаний с различными направлениями деятельности. Среди лизинговых компаний имеются компании отраслевого, регионального, межрегионального, межгосударственного профиля. Постоянно возрастает объем лизинговых сделок.
Государство берет на себя целый ряд регулирующих функций, обеспечивая хозяйственный порядок в стране. Одним из регулирующих инструментов является Бюджет развития, который служит эффективным рычагом государственного стимулирования привлечения дополнительных к средствам федерального бюджета средств частных инвесторов, инвестиционных институтов и объединения указанных средств для финансирования инвестиционных проектов.
Бюджет развития позволяет осуществлять стимулирование инвестиционной деятельности в двух формах: в результате предоставления государственных гарантий и на основе размещения инвестиционных ресурсов в соответствующие проекты.
Следует добавить, что до последнего времени из-за отсутствия необходимой нормативно-правовой базы механизм Бюджета развития не функционировал. Государственные гарантии нацелены на стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов для развития экономики по ключевым направлениям.
Государственные гарантии являются поручительством Правительства РБ и предоставляются на конкурсной основе под заемные средства резидентом Республики Беларусь кредиторам лизингодателя. Гарантии осуществляются при условии более высокой отдачи от каждого рубля вкладываемых средств. Одним из условий предоставления государственных гарантий является подтверждение отсутствия просроченной задолженности и утвержденный претендентом бизнес-план.
Бизнес-планы инвестиционных проектов, предоставляемых претендентами, разрабатываются на период, превышающий срок действия государственных гарантий на один год. Бизнес-план разрабатывается с учетом особенностей лизинговых операций. К нему прилагаются данные о лизинговых платежах с поквартальной разбивкой на каждый год по следующим показателям: возмещение затрат на приобретение лизингового имущества, оплата процентов за привлекаемые заемные средства, оплата дополнительных услуг лизингодателя, комиссионные выплаты, НДС на лизинговые платежи.
В настоящее время
состояние экономики
Как показывает опыт зарубежных стран, лизинг дает возможность экономике быстрее выйти из кризисного состояния и обеспечить ее устойчивое развитие, поэтому увеличение объемов лизинговых сделок является одной из актуальных задач на современном этапе.
3. РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЗИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1. Проблемы лизинга в современных условиях
В Республике Беларусь лизинговая отрасль представляет одну из перспективно развивающихся областей финансовой деятельности. Особый интерес к ней проявляется из-за ее специфики, поскольку лизинг рассматривается как инструмент активизации инвестиционной деятельности, развития и обновления промышленного потенциала стран переходной экономики. Таким образом, на сегодняшний день лизинг в Республике Беларусь не является сугубо банковским инструментом. Однако некоторыми авторами отмечается перекос белорусской лизинговой отрасли в пользу группы банковского лизинга [37, с. 54]. Это явление связывают с тем, что принятые для банков в начале 90-х годов ограничения на диверсификацию деятельности в небанковский сектор были отменены. Теперь банк может иметь любую долю участия в дочерней компании. Кроме того, банковское законодательство позволяет вкладывать в лизинговую деятельность не только собственные и заемные ресурсы, как требует общая часть белорусского лизингового права, но и средства вкладчиков.
При анализе структуры источников финансирования лизинговых компаний отмечается их слабая собственная ресурсная база. Только 3,9% операций в стоимостном выражении финансируется за счет собственных средств лизинговых компаний. За счет банковского кредитования финансируется более 90 % операций. Для сравнения, в Российской Федерации собственные средства составляют 11,4 % в общем объеме средств, 53,9 % - банковские кредиты, остальное – авансы лизингополучателей (13,9 %), бюджетное финансирование (10,5 %), финансирование за счет средств поставщиков оборудования (3,6 %) [11, с. 34]. Таким образом, несмотря на то, что лизинг в Республике Беларусь не является специфическим банковским продуктом, банковский сектор контролирует сегодня почти 97 % совокупного предложения, что и подтверждает утверждения о том, что в белорусской лизинговой отрасли наблюдается уклон в пользу банковского лизинга. В Беларуси практически все свободные денежные ресурсы белорусских субъектов хозяйствования сконцентрированы в банках, и именно они выступают единственными кредиторами. Следствием этого является необходимость предоставления лизингополучателем дополнительного обеспечения на величину начисленных за срок действия договора процентов, а также невозможность в общем случае отсрочить уплату процентов до выхода на проектную мощность. При этом банки не идут по пути упрощения процедуры выдачи кредитов для тех заемщиков, которые имеют долгую и безукоризненную кредитную историю [38, с. 8].
Информация о работе Лизинг в инвестиционной деятельности предприятия