Лизинг в инвестиционной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание

Данная работа базируется на законодательных актах Республики Беларусь, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных документах. При написании работы были использованы результаты исследований Левковича А.О., Томковича Р., Егорова А., Шимановича С. и др. авторов. В частности, в своих трудах Левковичем А.О. рассмотрены теоретические аспекты лизинговых отношений, представлены схемы участия банков в лизинговых проектах, проанализирована практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………….………….............
Теоретические основы лизинга как эффективного инструмента финансирования инвестиций……………………………………………….
1.1. Сущность и виды лизинга….......................................……..…………...
1.2. Преимущества и недостатки использования лизинга………………...
Механизм реализации лизинговых операций в банке………..……………
2.1. Организация и порядок осуществления лизинговой деятельности.....
2.2. Значение лизинга в инвестиционной деятельности предприятия …..
Развитие и совершенствование лизинговой деятельности в Республике Беларусь………………
3.1. Проблемы лизинга в современных условиях………………….………
3.2. Перспективы и направления развития лизинга в Республике Беларусь……………………………………………………………................
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………
Приложения……………………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

Курсовая лизинг 2011.doc

— 383.50 Кб (Скачать документ)

Действительно, белорусское  лизинговое законодательство по возможности применения различных видов лизинга является более демократичным, дает возможность получить существенные налоговые льготы, например, свободную амортизацию. Но на практике лизинг с последующим выкупом пока не занимает достойного места в Республике Беларусь в структуре финансовых инвестиционных инструментов, как в странах с рыночной экономикой. 

  Еще одной проблемой,  которая препятствует развитию лизинга в нашей республике, является низкая рентабельность предприятий реального сектора экономики.  При низкой рентабельности невозможно приобрести долгосрочные активы с рассрочкой выплат на 2-3 года, как это практикуется при лизинге, поскольку просто не будет обеспечен необходимый доход у лизингополучателя. Лизинг оправдывает себя в специфических случаях воспроизводства долгосрочных активов, когда они обеспечивают повышенную рентабельность. При развитии таких производств формируются точки экономического роста. Именно поэтому государство идет на налоговые льготы для лизингополучателей. Финансируя лизинговую компанию, банк  осознает, что компания приобретает имущество для высокорентабельных проектов с повышенным риском. При этом собственные активы компании оказываются в несколько раз меньше заемных ресурсов. Возврат  имущества  лизингополучателем при его банкротстве еще не означает стопроцентный возврат его остаточной стоимости. Продать имущество, уже использованное в производстве, можно значительно ниже его рыночной стоимости.

 Не менее важным  является состояние и банковской  системы. Исследуя ситуацию, сложившуюся  в банках Республики Беларусь, некоторые авторы публикаций  сделают вывод о том, что  они не в полной мере способны  удовлетворить экономически обоснованные потребности предприятий, особенно крупных, в источниках финансирования инвестиционных проектов, в том числе с использованием лизинга. Обусловлено это низкой капитализацией банков республики и недостатком внутренних долгосрочных кредитных ресурсов. Выход предприятий на международные финансовые рынки  напрямую, как правило, ограничен, вследствие низкого странового кредитного рейтинга и отсутствия кредитного рейтинга самих предприятий. Выходом из данной ситуации является привлечение внешних инвестиций через создание  новых банков  с  участием иностранных банковских учреждений. Это позволит привлечь источники финансирования не только за счет средств, внесенных иностранным банком в качестве взноса в уставный фонд, но и за счет ресурсов самого учредителя.

В Республике Беларусь, где  для большинства фирм долгосрочные кредиты недоступны, их обращение к лизингу, как методу финансирования активов, зависит от налоговых льгот.  Для лизинга очень важны размеры налога на добавленную стоимость и порядок его зачета. В Республике Беларусь особенности отраслей экономики и форм собственности субъектов хозяйствования определяют различия в налогообложении, что влияет на эффективность применения тех или иных форм привлечения ресурсов. Например, основные банковские операции не облагаются НДС, поэтому при привлечении активов (за собственные средства или на условиях лизинга) банки не могут поставить уплаченный НДС к зачету, что увеличивает фактические расходы по их приобретению. Кроме банков, существует ряд субъектов хозяйствования,  которые имеют льготу по налогу на добавленную стоимость в размере от 50 до 100%. Следовательно, они также не начисляют данный налог на стоимость реализуемой продукции, оказанных работ и услуг и не являются плательщиками налога. К таким субъектам хозяйствования относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, оказывающие медицинские услуги или ориентированные на экспорт, сельскохозяйственные предприятия и т.д. Заключая договор лизинга с лизинговой компанией или банком, вышеуказанные субъекты обязаны уплатить налог, начисленный на лизинговые платежи. Это сумма реально увеличивает стоимость лизинговой услуги, так как лизингополучатели не могут зачесть уплаченный по договору  лизинга НДС.  Большинство таких предприятий будет либо накапливать необходимые средства на покупку объектов, либо брать кредиты,  либо обратятся за этими услугами  к иностранным лизинговым компаниям, предлагающим лизинговые услуги без НДС. В Российской Федерации возникшая в такой ситуации разница направляется на  погашение обязанностей компании-лизингополучателя по уплате других налогов или сборов, которые подлежат зачислению в федеральный бюджет. Если по истечении трех месяцев налогоплательщик все еще не полностью компенсировал уплаченный НДС, то бюджет должен вернуть эту разницу налогоплательщику [43, с. 38].

 В Республике Беларусь  лизинг, как экспортная услуга  не имеет льгот по налогу  на добавленную стоимость. Это  обстоятельство не дает возможности  конкурировать с западными лизинговыми  инвесторами на международном рынке лизинговых услуг.     

В случае приобретения объекта  лизинга у нерезидента за иностранную  валюту НДС, уплаченный банком-лизингодателем при таможенном оформлении объекта лизинга, возмещается лизингополучателем в течение срока действия договора лизинга не полностью в силу обесценения белорусского рубля по отношению к иностранной валюте.  Рублевый эквивалент уплаченного в иностранной валюте НДС, зачитывается налогом, приходящимся в составе лизинговых платежей, ранее срока окончания лизинга, вследствие чего оставшийся к уплате по графику  НДС в большем или меньшем объеме (в зависимости от степени обесценения иностранной валюты) будет подлежать перечислению в бюджет до возмещения его уплаченного валютного эквивалента. Одним из способов компенсации потерь банка-лизингодателя в данном случае может быть более высокая, чем при кредите процентная ставка, что в свою очередь не может не снижать конкурентоспособность банковского лизинга [32, с. 19].

В целях создания условий  для дальнейшего развития лизинга  в нашей стране, обороты по реализации услуг по сдаче имущества в лизинг должны быть исключены из перечня объектов, облагаемых НДС, как это имеет место в некоторых странах, заинтересованных в развитии этого вида экономической деятельности (например, в Латвии).

В лизинговой деятельности белорусских банков также имеется  ряд обстоятельств, негативно влияющих на конкурентоспособность банковского лизинга как формы финансирования активов.

В связи с тем, что  законодательством Республики Беларусь с 1999 года банкам разрешено приобретать оборудование в лизинг за счет привлеченных средств, а не только за счет чистой прибыли, лизинговые операции участвуют в расчете норматива ликвидности, а остатки по счетам лизинга включаются в общую сумму кредитной задолженности субъектов хозяйствования при определении совокупной суммы требований банка к клиенту для расчета максимального размера риска на одного клиента.

В данном случае проявляется  двойственность банковского лизинга: с одной стороны, с точки зрения финансирования - использование привлеченных средств - он приравнивается к кредиту, что создает такие же, как для кредита, возможности его развития; с другой стороны, такой же, как для кредита порядок регулирования риска потери ликвидности в случае возникновения проблемной задолженности по лизингу влечет за собой создание резервов, тем самым, сводя на нет преимущества лизинга для банков. Эта ограниченность банковского лизинга неизбежно приводит к необходимости создания  дочерних банковских лизинговых компаний.

В то же время, платежи лизингополучателя по договору лизинга согласно Указу Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями относятся ко второй группе очередности совершения платежей. Такой порядок не способствует дисциплине расчетов по договорам лизинга, своевременности поступления платежей.

Специалисты, занимающиеся проведением лизинговых операций в  банках, считают, что подход, согласно которому при осуществлении лизинговых операций банками, объект лизинга должен отражаться в бухгалтерском учете также как и задолженность по кредиту, - по счетам второго класса «Кредитные операции с клиентами», являются не совсем верным.  В Российской Федерации, например, учет объекта лизинга ведется на счетах группы основных средств, переданных в лизинг.

Неоднозначно оценивается  банковскими работниками отнесение  лизинговых платежей к разряду процентных. Лизинг, как финансовая аренда предполагает фиксированную в договоре величину дохода (вознаграждения) лизингодателя. Если же доход лизингодателя считать процентным доходом, неизбежно следующее следствие: его величина, а вместе с ней и цена договора лизинга, будет подвержена и подвергается на практике постоянным изменениям в зависимости от времени уплаты лизинговых платежей лизингополучателем (например, при досрочной уплате), как это имеет место с процентным доходом в кредитном договоре. 

Отношение к доходу лизингодателя  как к процентному вызывает  необходимость изменения порядка учета просроченных доходов (процентов) по договорам лизинга.  Банк обязан относить не полученный в срок доход на счета просроченных процентов не позднее последнего рабочего дня месяца. В соответствии с действующими Правилами бухгалтерского учета по лизинговым операциям, так же как и по кредитным, необходимо наращивать доходы по правилам наращивания процентных доходов. Это требует введения в договор лизинга такого понятия как «расчетный период уплаты процентов», так как наиболее часто встречается ситуация, когда расчетный период по договору лизинга не совпадает с отчетным периодом, принятым в банке, и необходимо производить наращивание доходов.

Согласно белорусскому банковскому законодательству коммерческие банки нашей республики имеют право осуществлять лизинг в иностранной валюте. Так как стоимость кредитов в иностранной валюте по сравнению с кредитами в белорусских рублях значительно ниже, в итоге значительно ниже получается совокупная ставка по договору лизинга. Однако необходимо отметить несовершенство нормативной базы  как в части бухгалтерского учета и налогообложения, так и в части валютного регулирования договоров лизинга, заключенных в иностранной валюте. У лизингодателя – лизинговой компании налогооблагаемой базой для исчисления НДС и платежей из выручки является вся курсовая и суммовая разница, возникшая в связи с переоценкой дебиторской задолженности лизингополучателя, которая фактически не является доходом лизингодателя,  так как направляется на погашение кредиторской задолженности по валютным кредитам. Трактовка одних и тех же вопросов, связанных с валютным регулированием и переоценкой валютных обязательств и активов, как и многих других норм законодательства, существенно отличается у различных органов государственного управления, аудиторских организаций. Кроме того, данная трактовка часто изменяется с течением времени, что для договоров лизинга, заключаемых на длительный срок, недопустимо [38, с. 11].

Иногда при эксплуатации объектов лизинга, приобретенных у  нерезидентов Республики Беларусь, возникает необходимость замены частей оборудования по гарантии продавца. В связи с этим при их поставке на территорию Республики Беларусь их нужно растаможивать. Требования Таможенного комитета  таковы, что этим грузом должна заниматься сторона – держатель контракта, то есть банк, несмотря на то, что в контрактах на поставку и в договорах финансового лизинга право предъявлять претензии по количеству и качеству груза непосредственно продавцу предоставлено банком лизингополучателю. Поскольку данный вопрос носит циклический характер, банку неэффективно заниматься дополнительно растаможиванием частей оборудования, так как это требует значительных трудовых и временных затрат и не относится к основным видам деятельности банков. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательную базу Республики Беларусь в части предоставления прав лизингополучателям самостоятельно проводить операции по растаможиванию объектов лизинга и комплектующих частей [34, с.11].

Одного совершенствования  нормативно-правовой базы недостаточно для развития рынка лизинговых  услуг. Необходимо, прежде всего, проведение целенаправленной макроэкономической политики по реализации потенциала лизинга в экономике. Основная функция лизинга как инструмента экономической политики заключается в его использовании как средства активизации процесса обновления основного капитала через создаваемую органами экономического управления систему преференций, способствующих его развитию.

В России, например, в  сфере лизинговых отношений, хотя и имеются некоторые ужесточения по сравнению с Республикой Беларусь, тем не менее, на уровне федерации определен ряд мер по стимулированию развития этой области. Это проявляется в разработке и реализации федеральных и региональных программ развития лизинговой деятельности; выделении предприятиям, пользующихся лизингом, государственного заказа на поставку товаров для государственных нужд; предоставлении банкам, финансирующим лизинговые проекты, льгот по налогам и т.д.

В Литве одним из наиболее востребованных инструментов является приобретение товаров в лизинг физическими лицами. Данный продукт предлагается специализированными компаниями, учредителями которых являются банки. Оформление товара в лизинг осуществляется работником компании непосредственно на предприятии  торговли (сервиса). Основным документом, подтверждающим платежеспособность клиента, является трудовая книжка.  Физические лица приобретают в лизинг мебель, транспортные средства, недвижимость, сейфы, бытовую технику, видео- и аудиоаппаратуру, компьютерную технику, сауны, оборудование для бассейна, спортивные тренажеры, строительные материалы. Данный опыт мог бы быть применен и в нашей республике. Предложения о внесений изменений в Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, которое давало бы возможность физическим лицам выступать в качестве лизингополучателей, вносятся на рассмотрение Министерства экономики, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов и Национального банка [32, с. 21]. 

Таким образом, относительная  невостребованность лизинга в нашей стране свидетельствует о несогласованности нормотворческой деятельности различных министерств и ведомств, либо об отсутствии эффективного спроса на лизинг со стороны субъектов хозяйствования вследствие недостаточно последовательного проведения реструктуризации экономики.  Только при внимательном и заинтересованном отношении всех участников и государства лизинг может стать формой инвестирования, которая благодаря ряду льгот будет способствовать развитию реального сектора экономики.

 

3.2  Перспективы и  направления развития лизинга   в  Республике           Беларусь

 

Оценивая современный  рынок лизинговых услуг, можно сделать  вывод о том, что лизинговые отношения  в Республике Беларусь имеют достаточно высокий потенциал для развития. В настоящее время вместе со стабилизацией экономического положения улучшилась ситуация на рынке лизинговых услуг, увеличились объемы лизинговых операций. Усилилось внимание к лизингу как одной из форм финансирования в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов со стороны государственных структур. Белорусским предприятиям надо обновить до 80 % основных фондов, и без лизинга, эта задача не может быть успешна решена. 

Официальная статистика объемов лизинговых операций действует  в республике с 2004 года. Анализ структуры лизинговых операций за 2004 год показывает, что 75 % их обеспечивается средствами государства и белорусских банков, направляемыми на поддержку сельхозпроизводителей. А что касается чистого лизинга, осуществляемого профильными государственными и негосударственными компаниями, то существенного роста не наблюдается. Если, по данным статистики, в развитых странах лизинг занимает около 30 % общего объема инвестиций, то в нашей стране, по данным Белорусского союза лизингодателей, на его долю приходится 3-4%, несмотря на то, что государственное регулирование в направлении развития лизинга можно считать образцовым. Причины этого в первую очередь связаны с низкой рентабельностью белорусских предприятий и дефицитом ресурсов в банковском секторе. Спрос на них значительно превышает предложение. В этой ситуации большинство банков применяет  протекционистские меры и выделяет ресурсы только дочерним лизинговым структурам. Ограниченность кредитных ресурсов и соответственно низкая конкуренция на рынке капитала обусловлена преимущественно слабостью отечественной банковской системы.

Выделение в сфере  банковского сообщества группы уполномоченных банков, пользующихся определенными  преференциями со стороны государства, препятствует развитию здоровой конкуренции между банками, повышению эффективности их деятельности, выходу на международный рынок. Следует также отметить, что два банка (ОАО «АСБ Беларусбанк» и ОАО «Белагропромбанк») контролируют от 39 % в 1999 году до 56,5 % в 2003 году предоставляемых кредитов (не включая кредиты населения, 98 % которых приходится на долю ОАО «АСБ Беларусбанка») [25, с.144].

Информация о работе Лизинг в инвестиционной деятельности предприятия