Логическое завершение теории потребления и спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 18:01, курсовая работа

Описание

"Новый подход..." предлагает следующую точку зрения на потребление. Товары, как таковые, не являются непосредственными объектами предпочтения, полезности или благополучия, но имеют некоторые характеристики, которые непосредственно связаны с интересами потребителя. Термин "характеристики" был выбран из-за своей нормативной нейтральности. Предполагается, что потребитель имеет упорядоченное предпочтение на множестве всех векторов характеристик и его цель - приобрести наиболее желательный набор характеристик при ограничениях, определяемых ситуацией. Спрос потребителя на товары возникает вследствие того, что у них есть определенные характеристики, и он является производным спросом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3
ПЕРЕМЕНЫ И НОВАТОРСТВО В ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ --------------------------------------------------- 4
АНАЛИЗ ПОЛЕЗНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДИ АЛЬТЕРНАТИВ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ РИСК --------11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------19

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 156.37 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРАЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 3

ПЕРЕМЕНЫ И НОВАТОРСТВО  В ТЕХНОЛОГИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ --------------------------------------------------- 4

АНАЛИЗ ПОЛЕЗНОСТИ ПРИ ВЫБОРЕ СРЕДИ АЛЬТЕРНАТИВ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИХ РИСК --------11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

        "Новый подход..." предлагает следующую точку зрения на потребление. Товары, как таковые, не являются непосредственными объектами предпочтения, полезности или благополучия, но имеют некоторые характеристики, которые непосредственно связаны с интересами потребителя. Термин "характеристики" был выбран из-за своей нормативной нейтральности. Предполагается, что потребитель имеет упорядоченное предпочтение на множестве всех векторов характеристик и его цель - приобрести наиболее желательный набор характеристик при ограничениях, определяемых ситуацией. Спрос потребителя на товары возникает вследствие того, что у них есть определенные характеристики, и он является производным спросом.

       Теория спроса Альфреда Маршалла замечательно иллюстрирует его "нетерпимость к строгому определению и чрезмерную тенденцию давать контекстное объяснение его значению"

       Принимая во внимание важность кривой спроса в маршаллианском анализе, другие экономисты, естественно, должны дать строгое определение, чтобы заполнить брешь, оставленную Маршаллом. Это и произошло в скором времени, по-видимому, без спора относительно интерпретации, намеченной в замечаниях Маршалла. Получившееся в результате определение кривой спроса является теперь настолько существенной частью современной экономической теории и так широко принято как определение именно Маршалла, что утверждение, что сам Маршалл не дал явного строгого определения. И все же то, почему именно эта интерпретация развивалась и почему она получила такое бесспорное одобрение, является тайной, которая требует объяснения. Общепринятая интерпретация может приписываться Маршаллу только при вольном и тенденциозном прочтении его замечаний, а ее одобрение косвенно ставит ему в вину логическую противоречивость и математическую ошибку в самом основании его теории спроса. Более важным является то, что альтернативная интерпретация кривой спроса, которая получается при буквальном прочтении его замечаний, не только избавляет его оригинальную работу по теории спроса от логической противоречивости и математической ошибки, но также является более полезной для анализа большинства экономических проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЕРЕМЕНЫ  И НОВАТОРСТВО  В ТЕХНОЛОГИИ

ПОТРЕБЛЕНИЯ (К.Ланкастер)

             Мы обычно думаем о технологии  скорее применительно к производству, чем к потреблению, и  первая задача - установить, что он подразумевает под термином "технология потребления".

           Здесь появляется аналогия с теорией производства. Мы рассматриваем

товары  в качестве вкладов в процесс, в котором эти характеристики являются выпуском. Схема потребительской деятельности существенно отличается от схемы производственной деятельности. В типичных производственных процессах мы делаем ряд совместных вкладов и получаем единый продукт, тогда как типичный процесс потребления – это единый вклад (товар) и совместный выпуск (ряд характеристик). Некоторые виды потребительской деятельности могут потребовать нескольких товаров или даже других вкладов. Например, деятельность, связанная с управлением машиной, требует использования потребителем средств производства, других товаров (бензин, масло), труда потребителя, - для того чтобы получить ряд характеристик, связанных с такой деятельностью. Если бы мы обсуждали теорию выносливости потребителя, мы бы стали развивать этот пример дальше, но в настоящем контексте мы будем рассматривать типичную потребительскую деятельность - использование какого-то товара и извлечение из него ряда связанных характеристик.

            Эта связанность характеристик - ядро всего подхода к проблеме. Когда

мы  едим яблоко, мы получаем удовольствие от ряда характеристик - аромата, мякоти, сочности. Другое яблоко может иметь тот же аромат, но другую мякоть, или другую - большую или меньшую - сочность. Один товар может иметь несколько характеристик, и одна характеристика может быть получена не только от одного товара. Товары, имеющие общую характеристику, могут иметь свои собственные характеристики, качественно отличные друг от друга, или могут иметь одинаковые характеристики, но в количественно различных комбинациях. Если бы отношения между товарами и характеристиками выражались бы только как один к одному в обоих направлениях (единственная характеристика яблока была бы "яблочность" и единственным источником получения "яблочности" было бы только яблоко), то не было бы принципиальной разницы между традиционным подходом к теории потребления и подходом, излагаемым здесь.

           Предположим, что характеристики, в принципе, являются существенными и объективными частями потребительской деятельности. Любая потребительская деятельность определяется тем, что в нее вкладывают (чаще всего предполагают, что это единичный товар), и вектором характеристик, которые представляют ее продукт. Далее мы предполагаем, что потребительская деятельность линейно однородна, поэтому удвоение вложения товаров дает удвоение характеристик. Важные психологические явления, такие, как относительная заинтересованность потребителя в различных характеристиках, или эффекты, сходные с убывающей предельной полезностью, будем полагать, проявят себя в упорядоченности предпочтений векторов характеристик, а не в отношении между товарами и характеристиками.

          Технология потребления связывает,  с одной стороны, товары, а с другой стороны, характеристики. В общем, нет причин считать, что количество характеристик и количество товаров связаны друг с другом (количество товаров и количество факторов взаимосвязаны лишь в производственной технологии).

            

              Рассмотрим простой пример потребителя в мире двух характеристик и

трех  товаров. Каждый товар характеризует  вектор двух характеристик, а технология потребления состоит из потребления каждого товара отдельно и в

линейной  последовательности. Если мы введем бюджетное  ограничение на

потребление товаров, мы сможем определить векторы  характеристик, доступные потребителю. Прилагаемая диаграмма представляет двухмерное пространство характеристик, и точки A и В обозначают характеристики, достижимые в случае, если весь бюджет целиком расходуется на товары A и В соответственно. Расходуя весь бюджет на комбинацию A и B, можно получить векторы характеристик, представленные точками на линии АВ. Теперь примем во внимание третий товар С, который дает характеристики в пропорциях, представленных линией ОС*. Цена С определяет, как далеко по ОС* сможет продвинуться потребитель, расходуя весь свой доход на С. Если это достаточно низкая цена, то эта точка может быть представлена С. Все доступные наборы характеристик для данной ситуации "цена - доход" даны точками A, B и С и их линейными комбинациями, то есть точками в пределах

треугольника АВС.

          Потребитель выбирает подходящие  для него наборы характеристик  из доступного множества. Заметьте, что значения эффективности возрастают - это радикальный отказ от традиционной теории - поскольку для любого набора характеристик, получаемых комбинациями A и B, можно достичь большего набора с теми же пропорциями - С, или комбинациями A и С, или B к С. Рациональный потребитель выберет комбинации на эффективной границе характеристик АВС. Какую именно точку он выберет – будет зависеть полностью от его предпочтений. Если потребитель обладает четко распределенными предпочтениями и ведет себя рационально, мы можем считать, что все три товара проданы, но ни один потребитель не приобрел одновременно A и B.

            В данной модели потребитель встречается с двойным выбором. Он

делает  эффективный выбор, отвергая комбинации товаров, которые не позволяют ему приблизиться к эффективной границе, а также свой личный выбор, находя предпочтительную для себя точку на этой границе. Если рынки конкурентны так, что все потребители встречаются с одинаковыми ценами, то при линейности потребительской деятельности форма границы эффективности одинакова для всех лиц. Различия в доходах возникают только как скалярные увеличения или уменьшения типичной границы. Таким образом, эффективный выбор - объективный и общий для всех лиц в данной ценовой ситуации.

            Однако граница эффективной области меняется вместе с относительными ценами. В данном примере, если цена С поднялась бы настолько, что вектор достигаемых характеристик при расходовании всего дохода на этот товар передвинулся бы к С", то АВ стала бы теперь границей эффективной области. Все комбинации с использованием С были бы неэффективными и С не имел бы уже покупателей при этой цене. Изменения цен могут привести к росту эффекта замещения товаров, целиком обусловленному действенностью самих эффектов и не связанному с выпуклостью структуры предпочтения. Значимость эффекта замещения подробно обсуждалась в "Новом подходе...". Общий характер технологии потребления теперь установлен, и оставшаяся часть этой работы будет посвящена ответу на вопрос: сможем ли мы изменить, обновить, технически усовершенствовать технологию потребления, как мы делаем это в производстве?  

             Что касается производственной технологии, рассматриваемой в форме анализа активности, то ее изменения можно проследить по следующим направлениям:

     (1) эффект "волшебной палочки", когда особая комбинация вкладов дает определенный выпуск в 1965 г. и более высокий выпуск в 1966 г.;

     (2) изменения существующих возможностей, или повышение эффективности тех фирм, чья производительность ниже известного технологического потенциала. .Строго говоря, это не изменения в технологии, однако они проявляются в фактах подобным же образом;

     (3) известные технические изменения, возникающие вследствие применения

новых технологий;

     (4) изменения в природе вкладов, такие, как введение новых средств производства, новой рабочей силы или новых методов управления.

            Анализируя производственную технологию, выпуск  можно измерить без особого труда, как и вклад при агрегированных факторах. Это еще более влияет на эффекты "волшебной палочки", как, например, необъяснимые остатки. С другой стороны, подробная информация о природе вкладов гораздо менее доступна, так что эффект изменений в природе вкладов несколько теряет значение. В технологии потребления ситуация противоположная; у нас есть информация об изменениях в товарах, которые формируют вклады, но нет информации о выпуске. Нас не интересует эффект "волшебной палочки", но три остальных эффекта могут быть для нас важны.

           Поскольку наша модель потребительского поведения представляет некоторый простор для эффективного выбора, и отсюда допускается возможность, что не все потребители эффективны в выборе, то имеется место для технического прогресса в особом значении повышения эффективности потребления, даже без изменения природы товаров или потребительской деятельности.

            В потреблении, как и в производстве, первая причина неэффективного

использования существующей технологии - незнание и недостаток

управленческих  навыков. Потребитель может не знать, что определенный товар обладает определенными характеристиками или  что определенные товары могут быть использованы в определенной комбинации для того, чтобы получить от них  определенный набор характеристик. Производители или продавцы могут использовать рекламу для того, чтобы все характеристики их товаров, которые они считают особенно важными, не остались незамеченными потребителями. Они будут также стараться, чтобы покупатели знали и о других характеристиках их продукции.

Информация о работе Логическое завершение теории потребления и спроса