Макроэкономическая нестабильность и безработица. Особенности безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
- выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
- рассмотреть особенности безработицы в Республике Беларусь;
- изучить методы государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ.
1.1 Понятие безработицы и причины образования……………………
1.2 Виды и формы безработицы………………………………………..
1.3 Инфляция и безработица……………………………………….
1.4 Политика государства в сфере занятости………………………….
2 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Особенности безработицы в Республике Беларусь………………
2.2 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь…………..
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………
Приложение…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

титульник к курсовой1.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

,            (1.2) 
 

где YF-объем ВНП в условиях занятости;

Y-фактический объем ВНП;

UF-нормы безработицы в условиях полной занятости (естественный уровень безработицы);

U-фактическая норма безработицы;

а – коэффициент  Оукена (≈ 2,5)

     В соответствии с законом Оукена превышение циклической безработицы над  естественной на 1% ведет к снижению фактического уровня ВНП на 2,5% по сравнению с потенциальным (рис.1.4). Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере равном 2,5%.

     Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

            

    Y

Y0  
 
 

Y 1 

Y 2

       

              U0      U 1           U2                                                                                            U 

Рис.1.4 Кривая Оукена,

гдеY - национальный доход; Y0 - национальный доход при полной занятости; U - уровень безработицы 
 

     Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд  других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного  спроса - это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.

     Падение доходов населения вследствие безработицы  вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.

     Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов  производства, получает меньше налоговых  поступлений в бюджет. Увеличивается  бюджетное бремя на сглаживание  последствий безработицы: выплату  пособий, открытие и содержание центров занятости населения, социальную реабилитацию безработных, создание за счет государства новых рабочих мест, переориентацию в налоговой политике, усилению защиты собственности , охрану закона и т.д. Еще одним негативным последствием безработицы является углубляющееся расслоение населения страны.

     Как известно, безработица оказывается  выше среди тех групп населения, которые в принципе подвергаются более сильной дискриминации  на рынке труда: молодежь, только что  закончившая учебные заведения и находящаяся в поиске работы, меньшинства, женщины.

     Кроме того, безработица также является социально-экономическим явлением. К социальным издержкам безработицы  следует отнести:

     - нарастание социального пессимизма;

     - рост психологической напряженности;

     - увеличение всплесков социальной  активности (забастовки, митинги);

     - рост преступности и т.п. 

     Выброшенность человека "за борт" часто ведет  к потере квалификации, моральных  устоев, деградации личности, росту  преступности и смертности людей. Результаты исследований, проведенных в Финляндии, говорят о том, что среди безработных и в их семьях смертность в два раза выше, чем среди работающих.

     Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние

     Выделяя позитивные моменты, обратим внимание на то, что безработные, которые готовы в любой момент включиться в процесс труда, выполняют функцию резервной армии труда. В период временной незанятости открывается возможность организовать переквалификацию рабочей силы, переезд работника в другой регион страны. Кроме того, безработица выступает как фактор, который способствует повышению трудовой дисциплины активной армии труда.

Государство в  условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную  комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических  проблем.

     Различные взгляды на рынок труда и проблему безработицы приводят к различным выводам в отношении государственной экономической политики по регулированию безработицы.

     Представители классической школы выступают за слабое вмешательство государства  в деятельность рынка труда: пассивность государства дает возможность в полной мере реализоваться рыночным силам саморегулирования.

     Представители кейнсианской школы, допуская гистерезис и затруднения на рынке труда, выступают за активное вмешательство  государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решение проблемы занятости в экономике.

     Итак, государство может использовать в отношении безработицы два  типа регулирующего воздействия: пассивный  и активный.

     Общими  принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:

     -добровольность  занятости;

     -равные  возможности занятости для всех  граждан;

     -содействие  трудовой мобильности;

     -социальное  партнерство как осуществление  государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;

     -обеспечение  социальной защиты в сфере  безработицы.

     При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств  на определенное возмещение безработным  их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах.

     Первая - социальное страхование по случаю потери работы.

Оно предусматривает  пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка  и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи в случае потери работы.

     Вторая  форма - воспомоществование - применяется  чаще по отношению к длительно  безработным в виде материальной помощи.

Конкретные размеры выплат пособий по безработице различны в различных странах. Так, например, в Японии они составляют 60-80% от заработка, во Франции – 40%, в США- 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, также разный: в США - 7 мес., в Германии - 14. [9,149]

     Активный  тип регулирования занятости  и воздействия на безработицу  означает активное воздействие на состояние  рынка труда.

     Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения  спроса на рабочую силу и метод  сокращения предложения рабочей силы.

     Первый  метод осуществляется как через  меры общеэкономического характера, так  и через меры по созданию нетипичной занятости.

     Общеэкономическими  мерами повышения спроса рабочей  силы являются:

     - установление большей свободы  и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, графики работ и т.п.);

     - становление льготного налогообложения  там, где необходимо, увеличение  спроса на рабочую силу;

     - кредитные льготы для тех предприятий,  которые повышают спрос на рабочую силу;

     - государственные выплаты предприятию  за новые рабочие места;

     - становление дотаций при обеспечении  занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);

     - обучение и переобучение.

     Мерами  по созданию нетрадиционной занятости являются:

     - общественные работы;

     - надомные работы;

     - разделение рабочего места;

     - занятость по вызову и др.

     Общественные  работы, используемые все шире, берут  свое начало с "великой депрессии". Они появились в США, там, где  существовала необходимость в трудоемких работах, не требующих специальной квалификации. Затем общественные работы стали применяться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель - включение безработных в активную трудовую деятельность.

     Общественные  работы - это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие  специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового  договора и содействующие включению  безработного в сферу трудовой активности.

     Второй  метод, применяемый при активном типе регулирования занятости, включает меры по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Они проводятся по следующим направлениям:

     - расширение программ по подготовке  кадров, включая общеобразовательную  и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры - один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответствующими вложениями в подготовку кадров.

     - повышение пособий и сроков  отпуска по уходу за детьми.

Это также должно способствовать некоторому оттоку рабочей  силы с рынка труда.

     - введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.

     - увеличение пенсий. Повышение материального  благосостояния людей пенсионного  возраста оттягивает с рынка  труда определенную долю рабочей  силы старшего возраста.

     - введение частичных и досрочных  пенсий при сокращенном режиме  работы или досрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.

     Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции N 142 и  Рекомендации N 150. Их эффективная реализация особенно важна просоциально ориентированном подходе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 БЕЗРАБОТИЦА В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.

2.1 Особенности безработицы  в Республике Беларусь

     Становление рыночных отношений всегда затрагивает  одну из важнейших сфер экономики  – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»).

     Иными словами, все трудоспособное население  страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться  человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.

     Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает  решение о том, работать ему или  нет. Государство не вправе заставить  его трудиться, что закреплено в Законе «О занятости населения Республики Беларусь».

     Стремление  обеспечить практически стопроцентную  занятость трудоспособного населения  в ущерб экономической эффективности  производства привело к тому, что  на многих предприятиях имел место  не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.

     Реформирование  экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления  рынка труда как одной из подсистем  всего рыночного механизма. С  началом реформ многие предприятия  стали сокращать излишнюю рабочую  силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и безработица. Особенности безработицы в Республике Беларусь