Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
- выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
- рассмотреть особенности безработицы в Республике Беларусь;
- изучить методы государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ.
1.1 Понятие безработицы и причины образования……………………
1.2 Виды и формы безработицы………………………………………..
1.3 Инфляция и безработица……………………………………….
1.4 Политика государства в сфере занятости………………………….
2 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Особенности безработицы в Республике Беларусь………………
2.2 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь…………..
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………
Приложение…………………………………………………………….
где YF-объем ВНП в условиях занятости;
Y-фактический объем ВНП;
UF-нормы безработицы в условиях полной занятости (естественный уровень безработицы);
U-фактическая норма безработицы;
а – коэффициент Оукена (≈ 2,5)
В соответствии с законом Оукена превышение циклической безработицы над естественной на 1% ведет к снижению фактического уровня ВНП на 2,5% по сравнению с потенциальным (рис.1.4). Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере равном 2,5%.
Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.
Y
Y0
Y
1
Y 2
U0
U 1
U2
Рис.1.4 Кривая Оукена,
гдеY - национальный
доход; Y0 - национальный доход при
полной занятости; U - уровень безработицы
Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса - это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.
Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения - это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.
Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет. Увеличивается бюджетное бремя на сглаживание последствий безработицы: выплату пособий, открытие и содержание центров занятости населения, социальную реабилитацию безработных, создание за счет государства новых рабочих мест, переориентацию в налоговой политике, усилению защиты собственности , охрану закона и т.д. Еще одним негативным последствием безработицы является углубляющееся расслоение населения страны.
Как известно, безработица оказывается выше среди тех групп населения, которые в принципе подвергаются более сильной дискриминации на рынке труда: молодежь, только что закончившая учебные заведения и находящаяся в поиске работы, меньшинства, женщины.
Кроме
того, безработица также является
социально-экономическим
-
нарастание социального
-
рост психологической
-
увеличение всплесков
- рост преступности и т.п.
Выброшенность человека "за борт" часто ведет к потере квалификации, моральных устоев, деградации личности, росту преступности и смертности людей. Результаты исследований, проведенных в Финляндии, говорят о том, что среди безработных и в их семьях смертность в два раза выше, чем среди работающих.
Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние
Выделяя позитивные моменты, обратим внимание на то, что безработные, которые готовы в любой момент включиться в процесс труда, выполняют функцию резервной армии труда. В период временной незанятости открывается возможность организовать переквалификацию рабочей силы, переезд работника в другой регион страны. Кроме того, безработица выступает как фактор, который способствует повышению трудовой дисциплины активной армии труда.
Государство в условиях безработицы сталкивается с необходимостью решать сложную комплексную задачу, направленную на урегулирование целого ряда социально-экономических проблем.
Различные взгляды на рынок труда и проблему безработицы приводят к различным выводам в отношении государственной экономической политики по регулированию безработицы.
Представители классической школы выступают за слабое вмешательство государства в деятельность рынка труда: пассивность государства дает возможность в полной мере реализоваться рыночным силам саморегулирования.
Представители кейнсианской школы, допуская гистерезис и затруднения на рынке труда, выступают за активное вмешательство государства, направленное на регулирование платежеспособного спроса через создание рабочих мест и решение проблемы занятости в экономике.
Итак, государство может использовать в отношении безработицы два типа регулирующего воздействия: пассивный и активный.
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:
-добровольность занятости;
-равные
возможности занятости для
-содействие трудовой мобильности;
-социальное партнерство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзами и союзом работодателей;
-обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.
При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах.
Первая - социальное страхование по случаю потери работы.
Оно предусматривает пособия по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи в случае потери работы.
Вторая форма - воспомоществование - применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи.
Конкретные размеры выплат пособий по безработице различны в различных странах. Так, например, в Японии они составляют 60-80% от заработка, во Франции – 40%, в США- 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, также разный: в США - 7 мес., в Германии - 14. [9,149]
Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда.
Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.
Первый метод осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы являются:
- установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема-увольнения, графики работ и т.п.);
-
становление льготного
-
кредитные льготы для тех
-
государственные выплаты
-
становление дотаций при
- обучение и переобучение.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются:
- общественные работы;
- надомные работы;
- разделение рабочего места;
- занятость по вызову и др.
Общественные работы, используемые все шире, берут свое начало с "великой депрессии". Они появились в США, там, где существовала необходимость в трудоемких работах, не требующих специальной квалификации. Затем общественные работы стали применяться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель - включение безработных в активную трудовую деятельность.
Общественные работы - это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности.
Второй метод, применяемый при активном типе регулирования занятости, включает меры по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда. Они проводятся по следующим направлениям:
-
расширение программ по
- повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми.
Это также должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
- введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.
-
увеличение пенсий. Повышение материального
благосостояния людей
-
введение частичных и
Все
эти методы проведения активной политики
широко поддерживаются со стороны МОТ,
в частности в Конвенции N 142 и
Рекомендации N 150. Их эффективная реализация
особенно важна просоциально ориентированном
подходе.
2 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Особенности безработицы в Республике Беларусь
Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»).
Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.
Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе «О занятости населения Республики Беларусь».
Стремление
обеспечить практически стопроцентную
занятость трудоспособного
Реформирование экономики Беларуси со всей остротой поставило проблему становления рынка труда как одной из подсистем всего рыночного механизма. С началом реформ многие предприятия стали сокращать излишнюю рабочую силу, то есть «скрытая» форма безработицы перешла в «открытую». Уже к концу 1991 г. в стране появились первые безработные.