Макроэкономическая нестабильность и безработица. Особенности безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
- выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
- рассмотреть особенности безработицы в Республике Беларусь;
- изучить методы государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ.
1.1 Понятие безработицы и причины образования……………………
1.2 Виды и формы безработицы………………………………………..
1.3 Инфляция и безработица……………………………………….
1.4 Политика государства в сфере занятости………………………….
2 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Особенности безработицы в Республике Беларусь………………
2.2 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь…………..
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………
Приложение…………………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

титульник к курсовой1.doc

— 279.50 Кб (Скачать документ)

     Согласно  Закону «О занятости населения Республики Беларусь», «безработный- трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости  социальной защите Минского городского исполнитього комитета, управлении (отделе по труду, занятости и социальной защите городского, районного исполнительного комитета в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.»

     Согласно  Закону о занятости населения  Республики Беларусь (ст. 3), подходящей считается работа, соответствующая  профессиональной подготовке, учитывающая  его возраст, состояние здоровья, трудовой стаж и опыт, а также  транспортную доступность места работы. А по истечении 6-месячного периода отсутствия работы в случае невозможности предоставить ее безработному в соответствии с его профессией подходящей будет считаться работа, требующая изменения профессии с учетом здоровья, прошлого опыта и доступных средств обучения. По истечении же 12 месяцев безработицы подходящей может считаться оплачиваемая работа (включая временную), учитывающая возрастные особенности безработного.

       В соответствии с Законом  срок нахождения в органах государственной службы занятости   населения в качестве безработного ограничен тремя годами.

     Конституция, Гражданский и Трудовой кодексы, Закон «О занятости населения  Республики Беларусь» -  основные документы, которые определяют правовые координаты, в которых республиканскими органами государственного управления осуществляется регулирование рынка труда и занятости населения. Важнейшие параметры и основные целевые показатели в этой сфере обосновываются в пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, в годовых государственных программах занятости населения. Система мониторинга рынка труда Республики Беларусь при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защиты отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по ее регулированию.

     Причины безработицы  в Республике Беларусь различны. Одни из них связаны с  объективным процессом рационализации производства, внедрением новых трудосберегающих технологий, переходом и развитием  рыночным отношениям и новыми конкурентными критериями оценки профессионализма работников. В числе других - движение работающих по личным, субъективным мотивам (поиск лучших условий деятельности, стремление к самореализации и т.д.).

     Важнейшим фактором, усугубляющим проблемы безработицы  в нашей стране, является общий  спад экономики. Особенность такого фактора для современной Республики Беларусь, состоит в его осложнении "эффектом запаздывания". Это связано, во-первых, с тем, что в начальный период реформирования при падении производства сокращается не сам персонал, а вакантные места. Во-вторых, преобладание государственных предприятий, не нацеленных жестко на прибыль, позволяет смягчить рост безработицы путем сокращения рабочего дня, увеличения отпусков и т.п. Наконец, запаздывающий эффект увеличивает лаг между спадом производства и безработицей тем, что льготное кредитование позволяет на первых этапах многим хозяйствующим субъектам удерживать определенный уровень занятости и не допускать резкого "взрыва" безработицы.

     Процесс увеличения уровня безработицы тесно  связан с системой образования. С  одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации.

     В современной экономической науке  уровень до 5-7% считается «естественной  безработицей», которая не представляет  социальной опасности, в Республике Беларусь до «порогового» значения уровень безработицы не  доходил. Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения 4% в 1996 году, снизился до 1 % в 2007-м и 0,8% в 2008 году.

     Уровень регистрируемой безработицы к численности  экономически активного населения в последние годы снижается. В 2008г. по сравнению с 2004г. он снизился с 1,9 до 0,8%. Динамику уровня зарегистрированной безработицы в Республике Беларусь можно видеть на графике        

 

      Рис.2.1 Динамика уровня зарегистрированной безработицы (в % от экономически активного населения) 
 

     По  официальным данным на конец января 2009г безработными в нашей стране зарегистрированы всего 40,6 тысячи человек — 0,9 процента от всего занятого населения. Цифра достаточно оптимистичная, но не очень убедительная. Особенно на фоне данных о безработице в соседних странах. В Российской Федерации количество безработных достигло 6,1 млн. человек. Или 8,1 процента экономически активного населения. В Украине — 900,6 тысячи человек — 3,2 процента. Экономическая ситуация в соседних странах непосредственно влияет на Беларусь. Но почему тогда у соседей безработица исчисляется в миллионах человек, а у нас — в тысячах?

     Объяснение  простое. За рубежом уровень безработицы  определяется по методологии Международной организации труда. Согласно ее стандартам, к безработным относятся лица старше 16 лет, одновременно соответствующие трем критериям: не имеют работы (или другого доходного занятия), занимаются поиском работы (самостоятельно или с помощью служб занятости), а также готовы приступить к работе в течение ближайшего времени. В Беларуси же уровень безработицы официально оценивается исходя из числа обратившихся в службы занятости и зарегистрировавшихся. То есть если уволенный работник не пошел в службу занятости, то он безработным официально не считается.

     В службы занятости обращаются далеко не все граждане, потерявшие работу. Некоторые из них предпочитают искать себе занятие самостоятельно. Из-за относительно небольшого размера пособия  по безработице (47,6 тыс.рублей) уволенные работники не спешат регистрироваться в качестве безработных. От этого шага удерживает и то, что их могут обязать трудиться на общественных работах на менее 22 рабочих дней. В итоге наличие незарегистрированных в службах занятости граждан дает уровень безработицы менее одного процента.

     Размышляя о причинах установления такой величины пособия по безработице, неизбежно  приходишь к выводу, что это  было сделано для предотвращения увольнения работников с предприятий. Ведь в условиях стабильного экономического роста в стране было достаточно рабочих мест. Могла не устраивать заработная плата, но она все равно была выше пособия. На заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам министр труда и социальной защиты В.Потупчик сказал, что "повышение пособия по безработице (ранее речь шла о том, чтобы поднять его до размера бюджета прожиточного минимума.) приведет к тому, что большое количество работников может оказаться за воротами предприятий. Что лучше: чтобы работники получали невысокую, но стабильную и гарантированную зарплату или чтобы они пришли на биржу труда за повышенным пособием?"

     Слов  нет, хорошо, если предприятия могут  сохранить свои кадры в нынешние непростые времена. И работникам предпочтительнее сохранять свое место  на предприятии даже при неполной занятости. Во-первых, у них есть работа и сам этот факт повышает самооценку людей. Во-вторых, они понимают, что в перспективе ситуация может поменяться к лучшему и заработки увеличатся. Да и сейчас средняя зарплата не так уж и мала: в декабре прошлого года — 1.000.002 рубля. Однако понятно, что пособие по безработице в размере бюджета прожиточного минимума (сегодня 234,4 тыс. рублей) покажется суммой, из-за которой кто-то по собственной инициативе решит уволиться.[2]

     В тоже время , если работник долго получает высокое пособие по безработице, и от него не требуется активный поиск работы, он предпочитает как можно дольше оставаться незанятым и отказываться от имеющихся предложений на рынке труда. Содержание хронически незанятых ложится на плечи добросовестно трудящихся. Государство вынуждает их платить высокие налоги. Таким образом, желание зарабатывать уменьшается как у рядовых налогоплательщиков, так и у получателей платежей. Кроме того, громоздкая система пособий не позволяет разграничить действительно нуждающихся в нем и тех, кто лишь пользуется непосредственными выгодами от государственного субсидирования. Что предсказуемо приводит к высокой безработице и низким темпам экономического роста. Однако, ввиду особой сложности структурных трансформаций белорусской экономики сохранение существующего порядка выплаты пособий по безработице не представляется возможным. На переходном этапе пособие по безработице должно представлять собой социальный платеж для поддержания жизнедеятельности граждан.

     В 2004 г. численность экономически активного  населения республики составляла 4,42 млн. чел., в том числе занятого в экономике - 4,31 млн. чел., безработныx – 83,0 тыс. чел.  В 2008г. численность  экономически активного населения  увеличилась до 4,63 млн.чел, в том числе занятого в экономике - до 4,59 млн. чел. и безработных снизилась- до 37,3 тыс. человек(см.табл.2.1 ) 
 

Таблица 2.1 Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года)      

  Годы
2004 2005 2006 2007 2008
Экономически  активное население, тыс. чел  
 
442
 
 
442
 
 
446
 
 
452
 
 
463
Численность безработных, тыс.чел  
 
83,0
 
 
67,9
 
 
52,0
 
 
44,1
 
 
37,3
из  них:          
мужчины 25,5 21,1 17,7 15,2 14,7
женщины 57,5 46,8 34,3 28,9 22,6
Уровень зарегистрированной

безработицы (в  процентах от экономически активного  населения)

 
 
 
 
 
1,9
 
 
 
 
 
1,5
 
 
 
 
 
1,2
 
 
 
 
 
1,0
 
 
 
 
 
0,8
 
 

     В 2008 г. государственной службой занятости  было трудоустроено 199 тыс. человек, в  том числе 131 тыс. безработных. Численность -зарегистрированных безработных на конец декабря 2008 г. составила 37,3 тыс. человек. В течение 2008 года в органы по труду, -занятости и социальной -защите за содействием в трудоустройстве обратилось более 40 тыс. человек, из них 27,5 тыс. человек были признаны безработными (на уровне 2007 года). В 2008 году в постоянной работе нуждалось более 33 тыс. безработных, что на 2,0 тыс. меньше, чем в 2007 году. Среди безработных наибольшее число граждан, уволенных по причине текучести кадров - 49 %, 18,4% - длительное время (более года) не работающие граждане. В 13,5 раз уменьшилось число длительно состоящих на учете безработных, а период трудоустройства безработных в среднем сократился с 2,3 до 1,7 месяца.(см табл.2.2)   

     По  Закону о занятости (ст. 18), пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий со дня обращения в службу занятости. Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб. 
 
 

Табл.2.2 Реализация активных мер политики занятости,тыс.чел 
 

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2кв.2009
Обратилось  в органы по труду, занятости и  социальной защите 289 298 309 328 322 167
из  них зарегистрировано безработными 208 206 203 201 200 107
Трудоустроено- всего 192 187 188 201 199 96,6
в т.ч  трудоустроено безработных 152 144 134 130 131 64,4
Направлено  на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации 28,2 27,7 26,5 23,8 22,9 12,2
Создано новых рабочих мест с выделением бюджетной ссуды нанимателями 4289 4400 3332 3258 3529 1120
Оказано содействие безработным в организации  предпринимательской деятельности 2247 2446 2823 2837 2685 1535
Направлено  на оплачиваемые общественные работы 123 113 110 101 97,5 43,8
Переселено  безработных и членов из семей (человек) 248 318 380 332 346 267
Напряженность на рынке труда (число безработных  на одну вакансию) 2 2 1 1 1 1

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и безработица. Особенности безработицы в Республике Беларусь