Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 14:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, изучение ее типов и особенностей в условиях рыночной экономики.
Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
- выявить основные показатели безработицы, причины ее возникновения;
- рассмотреть особенности безработицы в Республике Беларусь;
- изучить методы государственного регулирования безработицы в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
1 БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ВИДЫ.
1.1 Понятие безработицы и причины образования……………………
1.2 Виды и формы безработицы………………………………………..
1.3 Инфляция и безработица……………………………………….
1.4 Политика государства в сфере занятости………………………….
2 БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1 Особенности безработицы в Республике Беларусь………………
2.2 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь…………..
Заключение………………………………………………….
Список используемой литературы………………………………………
Приложение…………………………………………………………….
На рынке труда в 2008 г. закрепились основные тенденции, наметившиеся в 2006 - 2007 г.г. по росту численности занятых в экономике, установлению относительно невысокого и стабильного уровня регистрируемой безработицы. Так, прием работников восполнил их выбытие на 104,2 % (101,8% в 2007 г.), принято работников на 38,4 тысячи человек больше, чем уволено. На 22,7% снизились масштабы высвобождения работников - с 11 тыс. чел. в 2007 г. до 8,5 тыс. в 2008 г.
В то же время, начиная с ноября 2008 г., отмечено увеличение объемов вынужденной неполной занятости. Масштабы вынужденной неполной занятости на производстве увеличились с 122,тыс. чел. в 2007 г. до 140,9 тыс. чел. в 2008 г. (на 15,5%), при этом число работающих в режиме неполного рабочего времени сократилось на 6,2 %, число находившихся в отпусках по инициативе нанимателя увеличилось на 44%. Это является следствием влияния мирового финансового кризиса на экономику республики. Спрос на рабочую силу с октября прошлого года начал снижаться. На 1 января 2009 года наличие вакансий составило 50,7 тыс. (на 01.01.2008 - 50,8 тыс. вакансий).
К основным проблемам обеспечения занятости населения в нашей стране относятся: снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке:
-создание
условий для эффективной
-достижение
соответствия профессионально-
-повышение
территориальной мобильности
Одной из ключевых задач является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: молодежи; инвалидов; лиц из числа детей-сирот; родителей в многодетных и неполных семьях; граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД.
Весьма остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных. На конец 2005г. уровень молодежной безработицы в республике составил 48,8%, что в 3,6 раза превышает среднемировой показатель Высокую долю молодых людей в составе общего числа безработных можно объяснить проблемами несоответствия подготовки профессиональных кадров потребностям экономики страны. В результате нарушаются пропорции между спросом и предложением специалистов на рынке труда. Основными программами в Республике Беларусь по уменьшению количества безработной молодежи являются «Молодежь Беларуси» и «Молодежная практика».
С
целью снижения молодежной безработицы
и повышения шансов молодых людей
на рынке труда государство
Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы -занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».
Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно- производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики.
В Беларуси, как и в большинстве других стран, безработица среди женщин выше, чем среди мужчин: женщины составляют 52,8% в экономически активном населении и 60,1% -- в общей численности безработных. (в 2004г-69,2%) Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет.
Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности. Так, в прошлом году службой занятости предоставлены субсидии и денежные средства для организации собственного дела 2 695 безработным. И каждый второй, получивший финансовую поддержку, - женщина.
Принятые меры позволили снизить удельный вес женщин на 9,1% в общей численности безработных.
В
республике уделяется повышенное внимание
социально-психологической и
Решению
проблемы занятости в сельской местности
способствует реализация Государственной
программы возрождения и
безработных, оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 371 безработному.
Решить
проблемы занятости сельчан в
немалой степени позволяет
Одним из направлений политики занятости является регулирование внутренней трудовой миграции и перераспределение трудовых ресурсов по регионам с учетом их потребности в специалистах.
Государственной службой занятости в нашей стране уже используется такая активная мера на рынке труда, как добровольное переселение семей безработных на новое место жительства. Однако это не в полной мере удовлетворяет потребности трудонедостаточных регионов и сфер экономики в рабочей силе, интересы жителей территорий и населенных пунктов, в которых сохраняется напряженная ситуация с обеспечением занятости. Поэтому следует активизировать усилия всех заинтересованных государственных органов по созданию необходимых условий, при которых трудовая миграция станет играть значимую роль в обеспечении эффективной занятости граждан.
Рассмотрим ситуацию на рынке труда Беларуси в текущем году. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, ситуация в целом остается стабильной. Кризис не привел к массовым увольнениям работников, т.к. политика большинства белорусских предприятий направлена на сохранение кадрового потенциала путем перехода на режим неполного рабочего времени и предоставления административных отпусков. Как следствие, при внешне стабильном уровне занятости увеличиваются масштабы скрытой безработицы на производстве. Численность работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя составила за 1 полугодие 2009г. 135,1 тыс. человек. И по сравнению с аналогичным периодом 2008г. увеличилась в 3,9 раза. Численность работников, которым предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, в январе-июне текущего года в 4,2 раза и достигла 123,7 тыс. чел. Можно предположить, что масштабы скрытой безработицы на производстве будут возрастать и впредь. Вынужденная неполная занятость, с одной стороны, выступает как инструмент поддержания занятости и гарантии получения определенного уровня заработка, но с другой стороны- является негативным процессом, поскольку сопровождается постепенной дисквалификацией работников, потерей их профессиональных навыков, формированием контингента потенциальных безработных. Реализация комплекса мероприятий по поддержанию занятости населения позволила минимизировать негативное воздействие мирового финансово- экономического кризиса на основные индикаторы рынка труда. Регистрируемая безработица на конец июля 2009г составила 41,7 человек, что на 0,8% больше, чем в июле 2008г.и за январь-июль нынешнего года увеличилась всего с 40,6 тыс. чел или на 8,1%. Уровень официальной безработицы по- прежнему удерживается в социально допустимых пределах и составляет 0,9% от экономически активного населения при прогнозируемом целевом параметре 1,1-1,2% на конец 2009г.
В
условиях кризиса актуализировалась
и проблема неформальной занятости
. По оценкам, приблизительно 500-600 тыс.
граждан трудоспособного
В январе –июле 2009г на учет в Государственной службе занятости было поставлено 195,5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 123 тыс. человек, или 62,9% от числа обратившихся.
Трудоустроено за январь-июль текущего года 116,6 тыс. человек, в том числе 74,4 тыс. безработных, или 63,8% от числа всех трудоустроенных.
На общественные работы в январе –июле 2009г. было привлечено 49,6 тыс.человек, из них 30,4 тыс.безработных , или 61,4% от числа привлеченных.
Среди безработных женщины составляли в возрасте до 30 лет -38,8%.
В структуре безработных лица, имеющие среднее специальное и высшее образование составили 24,9%, общее среднее -40%, профессионально-техническое образование -24%.
В общей численности безработных уволившихся по собственному желанию и соглашению сторон составили 29%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности -3,2%, лица длительно неработающие (более года)-17,3%, выпускники учебных заведений-4,6%.
Средний размер пособия на одного безработного в июле 2009г. составил 49,4 тыс.рублей, или 19,8% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
Возможности обеспечения и эффективность занятости в каждой стране в той или иной степени зависят от экономической ситуации в других государствах, особенно в государствах-партнерах. Поэтому глобальный финансово-экономический кризис отразился и на положении дел на отдельных предприятиях и общем экономическом климате в республике.
С определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы.
Вместе
с тем в республике не наблюдается
и не ожидается массовых увольнений
работников. Ситуация с занятостью населения
находится на постоянном контроле Главы
государства и Правительства. «Нам надо
пережить эти годы. Из этого кризиса сильные
выйдут еще более сильными, а слабые предприятия
мы поддержим», заявил Президент страны
в г. Березино 16 декабря 2008 г. Он потребовал
не допустить увеличения безработицы
в республике, подчеркнув, что государство
не бросит своих людей на произвол судьбы.
2.2 Государственное регулирование безработицы в Республике Беларусь
Уровень занятости населения в любом государстве подвержен влиянию изменения деловой активности, экономических кризисов и спадов, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации экономики, проводимой в этой области политики.
Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на сокращение спроса на труд. «Важнейшим ресурсом социально-экономического развития страны, главным источником благосостояния людей выступает полноценная трудовая деятельность», - подчеркнул Глава государства в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь от 29 апреля 2008г.
Государственное регулирование в Республике Беларусь представляет собой целенаправленное воздействие государства на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы посредством нормативно-правовых, экономических и административных методов и инструментов, направленных на повышение эффективности функционирования рынка труда и удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня.
В
основном государственное регулирование
безработицы проявляется в
Регулирование занятости на практике Республики Беларусь опирается на Государственные программы занятости населения, которые разрабатываются ежегодно Министерством труда совместно с другими заинтересованными министерствами, а так же органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзами. Они утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Главными направлениями государственного регулирования занятости считаются:
- устранение негативных явлений в обеспечении занятости;
-
закрепление положительных
По сложившийся практике приоритет отдается созданию новых рабочих мест, содействию развития малого бизнеса (самостоятельной занятости), подготовке и переподготовке кадров, развитию системы общественных работ, обеспечению мер по повышению адресной защищенности от безработицы, особенно социально уязвимых слоев населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Основные направления государственного регулирования занятости населения приведены в приложении 2.