Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Курсовая работа предполагает краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования и развития экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее время и на что больше всего обращает свое внимание государство.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы 4
2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию 9
2.1 Фискальная политика 12
2.2 Денежно-кредитная политика 15
2.3 Инвестиционная политика 20
3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая Асипенко Я.В..docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования “Витебский государственный технологический университет”

 

 

 

                                          Кафедра «Экономической теории  и      маркетинга»

            

 

 

 

 

Курсовая  работа

по «Макроэкономике» на тему: «Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)»

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Выполнила: студентка группы 2Фк-12,

                                                Асипенко Я.В.

                                                                    № зачетной книжки 09141                                                                                

                                                                Научный руководитель:

                                                                                       Декан ФПК и ПК Семенчукова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

Витебск 2010

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                     3

1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы              4

2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию                                                                                                                  9

2.1 Фискальная политика                                                                                              12

2.2 Денежно-кредитная политика                                                                                 15

2.3 Инвестиционная политика                                                                                       20

3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики                                                                                                              22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                               34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                               35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 Курсовая работа предполагает  краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования  и развития  экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее  время и на что больше всего обращает свое внимание государство.

Макроэкономическая  политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью  поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения  инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

В макроэкономике существует не одно, а несколько  научных течений, по-разному объясняющих  жизнь, «здоровье» и «нездоровье» экономического организма на макроуровне. В соответствии со своими позициями разные течения  сформировали разные модели макроравновесия  на рынке благ. Эти разногласия, естественно, не могли обойти стороной и такой  важный вопрос, как роль государства  в экономике.

В современной  макроэкономике даже основных научных  течений несколько. Прежде всего, хочется  рассмотреть их с позиций времени, т.е исторически. Само развитие реальной экономики обусловило изменение  взглядов и направлений.

Кроме того, разные этапы развития экономики  приходили в разные регионы и  страны в разное время и к тому же проявлялись с разной силой  и выразительностью. Еще один момент, объясняющий разногласия в макроэкономике, можно увидеть в том, что разные макроэкономики живут и развиваются  в разных природно-экономических  регионах и, следовательно, в разных реальных условиях.

Поэтому целью данной работы является изучения состояния макроэкономической политики и роли государства в ней на основе либерального подхода.

Задачи  курсовой работы:

    1. Изучить основные характеристики постулатов либеральной школы;
    2. Выявить отличительные черты кейсианской и либеральной подходов к макрорегулированию;
    3. Рассмотреть ряд мероприятий по либерализации условий осуществления экономической деятельности в Республики Беларусь.

Тема  макроэкономической политики и роли государства является весьма актуальной в данный момент потому, что наша страна находится на том этапе, когда  необходимо успешное расцветание Республики.

1.Общая характеристика постулатов  классической (либеральной) школы

 

 

При изучении данной темы прежде всего следует  рассмотреть условия, вызвавшие  формирование классической школы. Завершается  разложение феодализма и происходит становление капитализма: быстрый  рост промышленности, торговли, банковского  дела. Большие успехи были сделаны  в развитии общественного сознания. Наступил век Просвещения. Важную роль в становлении классической школы  сыграли: Томас Гоббс, Джон Локк, Давид Юм, Дж.Ло, Мальтус.

Классическая  политическая экономия прошла в своем  развитии два этапа: формирование (XVII–XVIII вв.) и существование целостной  системы экономических взглядов (с конца XVIII до 70-х гг. XIX вв.). На первом этапе осуществляется борьба с феодализмом и меркантилизмом, нащупываются некоторые принципы и закономерности становления капиталистической экономики. На втором этапе результаты исследований ряда ученых обобщаются и объединяются в единое целое Адамом Смитом, Томасом Мальтусом и Давидом Рикардо.

Все эти  авторы выработали определенные методы анализа экономических процессов, раскрыли принципы и закономерности так называемого «чистого капитализма». Их выводы были основаны на постулатах, почерпнутых из наблюдений за реальной жизнью. Важнейшие постулаты таковы:

    1. Рыночный порядок является естественным, рыночная экономика действует как саморегулируемая.
    2. Необходимость естественной свободы, при которой роль государства минимальна, т.е. безусловный экономический  либерализм. Действие «невидимой руки».
    3. Концепция «экономического человека», в которой человек рассматривается с точки зрения его хозяйственного поведения, интересов, стимулов, стремления к собственной выгоде.
    4. Рыночные законы лучшим образом могут воздействовать на экономику, когда частный интерес стоит выше общественного, т.е. когда интересы общества в целом рассматриваются как сумма интересов составляющих его лиц.
    5. На рынке действует совершенная, свободная конкуренция, что обеспечивает текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы.

        В отличие от меркантилистов и физиократов А. Смит и его последователи утверждали, что источник богатства не следует искать в каком-либо специфическом роде занятий. Богатство создается трудом представителей всех профессий. Экономический мир – огромная мастерская, где существуют разделение труда, обмен его продуктами, соперничество между производителями с целью получения прибыли, накопления капитала. Все это и приводит к росту богатства страны.

          Классическая школа разработала трудовую теорию стоимости, хотя в ней выявилось два варианта. Согласно первому стоимость и цена товара определяются затраченным на него общественным трудом. Согласно второму стоимость и цена товара определяются издержками производства.

            Большое внимание уделено рыночной цене, влиянию на нее спроса и предложения, воздействию свободной конкуренции на спрос, предложение и цены. Иными словами, классическая школа разработала концепцию рыночного механизма.

Теория  доходов базируется на классовом  подходе. Общественный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Устанавливается эластичность соотношения  цен и заработной платы.

Важное  значение имеет теория капитала, который  рассматривается как накопленный  запас, «от которого ожидают получить доход». Рассмотрены части капитала  и процесс его накопления. Накопление капитала само по себе становится причиной роста производительности труда, а значит, и общественного богатства.

Немаловажное  значение имеет теория воспроизводства, которая рассматривает два процесса: простое и расширенное воспроизводство. Невозможность общего кризиса перепроизводства обосновывалось законом Сэя (предложение  порождает свой собственный спрос), а также утверждением, что сбережения не приводят к недостаточности спроса.[11.17-19]

В 70-х гг. XIX в. возникло неоклассическое направление политэкономии. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бём-Баверк (австрийская школа), У. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).

Возникновение этого направления отражало стремление экономистов того времени сформулировать закономерности оптимального режима хозяйствования отдельных предприятий (фирм) в условиях системы свободной конкуренции, определить принципы экономического равновесия этой системы.

Сторонники  нового направления объявили предметом  своего исследования так называемую «чистую экономику». Единичным объектом исследования стали поведение и  субъективные мотивы так называемого  «экономического человека» (homo economicus), который руководствуется «принципом гедонизма», то есть исходит из разумного стремления к своему правильно понятому интересу. Такой «экономический человек», в какой бы роли он ни выступал (потребителя, предпринимателя или продавца рабочей силы), всегда стремится максимизировать свой доход (или полезность) и минимизировать затраты (или усилия). В качестве основной количественной категории анализа сторонники неоклассической школы использовали понятие предельной (marginal), или дополнительной, величины, характеризующей эффект, получаемый от дополнительной единицы потребления продукта (предельная полезность) или затраты производственного фактора (предельная производительность).

На этой основе представители неоклассического направления попытались обосновать так называемые «естественные» законы, определяющие стоимость и цены, в  том числе и цены производственных факторов, то есть прибыль (процент), заработную плату и ренту, а также законы распределения доходов. В противовес трудовой теории стоимости они выдвинули  теорию предельной полезности. В соответствии с этой теорией стоимость рассматривалась  как субъективная категория, величина которой (субъективная оценка) определялась полезностью последней, дополнительной единицы предмета потребления. Предельная полезность, согласно этой теории, определяла цены предметов потребления и  косвенным образом, через предметы потребления, «цены» производственных факторов. 

Общие принципы теории предельной полезности получили дальнейшее развитие в теории предельной производительности факторов, особенно в теории капитала П. Уикстеда, К. Викселля и Дж. Б. Кларка. Согласно этой теории, стоимость рассматривалась как результат производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля и капитал) вносят свой «вклад» в ее образование. Этот «вклад» равен тому добавочному продукту, который будет получен при небольшом приросте одного из производственных факторов — так называемому «предельному продукту» — при неизменности всех остальных. В условиях совершенной конкуренции предельные продукты определяют и цены производственных факторов, то есть заработную плату, прибыль и ренту. Отсюда следует, что и распределение осуществляется в соответствии с «естественными» справедливыми законами.

Неоклассическое направление выдвинуло также  теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной  конкуренции и рыночного ценообразования  обеспечивает не только «справедливое» вознаграждение факторов производства, но и полное использование («аллокационную эффективность») экономических ресурсов. Эта теория явилась обоснованием концепции внутренней устойчивости капиталистической экономики, основанной на действии «невидимой руки» конкуренции (Л. Вальрас).

Неоклассическая теория получила наивысшее развитие в работах английских экономистов  А. Маршалла и А. Пигу. Заслуга этих экономистов состоит и в том, что они попытались вписать в  неоклассические рамки целый  ряд реальных явлений, не получивших отражения в моделях рынка  совершенной конкуренции. К ним  относятся так называемые экстерналии, или внешние эффекты (например, отрицательное  воздействие на внешнюю среду); возможность  появления монополии и необходимость  создания так называемых общественных благ. Все три типа явлений рождают  проблемы, с которыми рынок не может  справиться (так называемые «провалы рынка»), поэтому здесь и только здесь требуется вмешательство  государства. В остальном сторонников  этого направления отличает от кейнсианцев отрицательное отношение к государству как органу контроля над процессами воспроизводства, к росту государственных расходов, стремление ограничить государственное регулирование экономики с помощью бюджетных и кредитно-денежных инструментов.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)