Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Курсовая работа предполагает краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования и развития экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее время и на что больше всего обращает свое внимание государство.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы 4
2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию 9
2.1 Фискальная политика 12
2.2 Денежно-кредитная политика 15
2.3 Инвестиционная политика 20
3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая Асипенко Я.В..docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

Таким образом, на местном уровне будут  созданы органы антимонопольного регулирования, которые в полной мере смогут использовать инструменты, предусмотренные законодательством.

Это усилит влияние государства на антимонопольные  и ценовые процессы, повысит эффективность  функционирования местных товарных рынков и оперативность принимаемых  мер по противодействию недобросовестной конкуренции.

4 Совершенствование инвестиционной и инновационной деятельности

            4.1 Указ Президента Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. № 273 ”О создании государственного учреждения ”Национальное агентство инвестиций и приватизации“

С подписанием  данного Указа в стране формируется специализированная организация по комплексному сопровождению инвесторов (прежде всего иностранных).

Агентство создается на основе существующего  РУП ”Национальное инвестиционное агентство“, находящегося в подчинении Министерства экономики, путем его  преобразования.

Основным  предметом деятельности Агентства  является обеспечение привлечения  инвестиций в нашу страну, в том  числе при приватизации государственного имущества.

Агентство подчиняется Правительству и  подконтрольно Наблюдательному  совету, осуществляющему координацию  работы и контроль за его деятельностью, и представляет интересы государства  по вопросам привлечения инвестиций в Беларусь, в том числе при  приватизации государственного имущества.

Новый статус позволит Агентству вести полноценную работу с органами государственного управления, обеспечивать качественное и оперативное взаимодействие инвесторов и региональных органов управления, стать ”одним окном“ для инвесторов, независимо от способа их прихода в Беларусь, а также повысить эффективность проведения приватизационных процессов в стране и привлечения инвестиций в экономику Беларуси.

4.2 Указ Президента Республики Беларусь от 26 марта 2010 г. № 159 ”О некоторых вопросах налогообложения доходов иностранных организаций“

Данный  Указ принят в целях создания благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций в Республику Беларусь.

Документ  предусматривает освобождение иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство, от уплаты налога на доходы, полученные ими от предоставления кредитов, займов Правительству и резидентам Республики Беларусь под государственные гарантии Республики Беларусь.

4.3 Декрет Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 4 ”О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 9 и от 28 января 2008 г. № 1“

Документ  направлен на устранение проблем, препятствующих созданию новых производств в малых городах и в сельской местности, повышению инвестиционной привлекательности экономического потенциала регионов.

В целях  создания равных условий деятельности для субъектов, фактически расположенных  на одной и той же территории, разрешается применение особого  порядка предпринимательской деятельности для организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся (проживающих) в любой сельской местности, при  осуществлении такой деятельности на ее территории.

Кроме того, разрешается применение порядка, установленного Декретом Президента от 20 декабря 2007 г. № 9, при одновременном  осуществлении в сельской местности  производственной и торгово-посреднической деятельности при наличии у организаций  и индивидуальных предпринимателей раздельного учета выручки по видам деятельности.

Для снятия административных барьеров действующие  льготы по уплате таможенных пошлин и  налога на добавленную стоимость  распространяются на все товары, классифицируемые законодательством в качестве технологического оборудования. Это позволяет при  сохранении инвестиционной направленности данной льготы обеспечить ее автоматическое предоставление, исключив необходимость  получения заключений облисполкомов, подтверждающих принадлежность ввозимых товаров к технологическому оборудованию.

В целях  создания равных условий осуществления  предпринимательской деятельности в отношении организаций с  иностранными инвестициями, применяющих  Декрет Президента от 28 января 2008 г. № 1, исключена административная процедура  подтверждения правильности формирования уставного фонда, отменена необходимость  возмещения налоговых льгот в  случае выхода из состава участников организаций.

В то же время вновь создаваемым белорусским  организациям предоставлено право  на получение льгот по безналоговому  и беспошлинному ввозу товаров  в качестве вкладов в уставные фонды, как это предусмотрено  сейчас для иностранных инвесторов.

Для предоставления дополнительных гарантий окупаемости проектов, реализуемых  организациями, применяющими Декрет от 28 января 2008 г. № 1, расширен диапазон действия льготы по налогу на прибыль с 5 до 7 лет. За коммерческими организациями, применяющими этот Декрет, закреплено право его дальнейшего применения в случае присоединения к себе другого юридического лица.

Для придания стабильности правовому режиму, установленному для потенциальных  инвесторов Декретом от 28 января 2008 г. № 1 , исключается необходимость  возмещения в полном объеме полученных налоговых льгот в случае ликвидации или реорганизации коммерческой организации в период действия налоговых  льгот или в течение 3 лет после  его истечения.

В целом  Декрет № 4 будет способствовать либерализации  экономической деятельности в Беларуси.

5 Стимулирование рынка труда

5.1 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2010 г. № 1285 ”О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Беларусь и их структурных элементов“

Данным  постановлением в Беларуси расширены права собственника имущества и нанимателя при формировании условий оплаты труда руководителей и работников организаций, снижен административный контроль за заработной платой, упрощен порядок начисления и выплаты премий должностным лицам коммерческих организаций.

Постановление, принятое в соответствии с Указом Президента Беларуси от 6 августа 2010 года № 405, стало очередным шагом на пути дальнейшей либерализации условий  ведения хозяйственной деятельности в Республике Беларусь.

Документ  содержит ряд новаций.

Во-первых, внесены серьезные корректировки в один из основных документов, регулирующих условия оплаты труда руководителей организаций, - постановление Совета Министров от 25 июля 2002 года № 1003. В частности, сужен круг организаций, в отношении руководителей которых нормы Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе носят обязательный характер.

Ранее постановлением № 1003 было рекомендовано  собственникам имущества организаций  негосударственной формы собственности  при формировании условий оплаты труда их руководителей применять  нормы этого Положения. Отныне наряду с указанными организациями получили рекомендательный статус в применении Положения также организации, в  уставном фонде которых доля собственности  государства составляет менее 50%.

Кроме того, уточнена норма, согласно которой  руководителям эффективно работающих организаций, приобретших в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной  передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности  убыточных организаций, могут устанавливаться  на период не более двух лет надбавки за увеличение объемов управленческого  труда в размере, не превышающем 30% должностного оклада.

При этом из Положения исключено условие  установления указанной надбавки, а  также надбавка руководителю за высокие  достижения в труде, утерявшие экономический  смысл с принятием Указа Президента № 405.

Во-вторых, изменения коснулись постановления Совета Министров от 27 декабря 2004 года № 1651.

Этим  документом был утвержден базовый  предельный норматив тарифной ставки первого разряда для коммерческих организаций государственной формы  собственности и с долей собственности  государства в их имуществе в  размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. При этом постановлением были установлены  дифференцированные коэффициенты к  предельному нормативу в зависимости  от основного вида экономической  деятельности организации в пределах от 1 до 1,5.

После вступления в силу постановления  № 1285 – то есть с 1 сентября 2010 года – предельный норматив и дифференцированные коэффициенты будут применяться  только в организациях, включенных в Государственный реестр субъектов  естественных монополий.

Кроме того, постановлением № 1651 было определено, что в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании  и налогообложении коммерческими  организациями, независимо от форм собственности (кроме организаций с иностранными инвестициями), включаются выплаты  по сдельным расценкам с учетом выполнения норм труда не более чем на 200%.

Эти нормы исключены из постановления  № 1651, а постановление № 738 и дополнения к нему признаны утратившими силу.

В-третьих, постановлением № 1285 внесены корректировки в постановление Совета Министров от 27 апреля 2006 года № 555. Этим документом было установлено, что премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций, имеющих по итогам предыдущего года убыток от реализации продукции, товаров (работ, услуг), осуществляется по итогам работы за квартал. При этом 30% начисленной премии резервируется и выплачивается при отсутствии роста убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг): за первый и второй кварталы - по итогам работы за первое полугодие, а за третий и четвертый кварталы - по итогам работы за весь год.

Теперь  постановление № 555 дополнено нормой, согласно которой премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов во втором полугодии отчетного года может производиться без резервирования начисленной премии, если по результатам  работы организации за первое полугодие  этого года получена прибыль от реализации продукции, товаров (работ, услуг). Эта  мера позволит нанимателям принимать  оперативные решения о поощрении  руководителей организаций за улучшение  показателей финансово-хозяйственной  деятельности, а руководителям - аналогичные  решения в отношении своих  заместителей и главных специалистов.

6 Упрощение вхождения в бизнес, ведения и прекращения деятельности

6.1 Указ Президента Республики Беларусь от 25 июня 2010 г. № 328 ”О некоторых мерах по оптимизации проведения процедур экономической несостоятельности (банкротства)“

Данный  Указ направлен на создание дополнительных условий для финансового оздоровления проблемных предприятий и обеспечения прав их работников на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями.

Указом  определен механизм передачи жилых помещений, инфраструктуры и иных объектов, неподлежащих продаже, а также оставшегося после завершения ликвидации имущества, от которого отказались кредиторы, государственным предприятиям и организациям. Им также устанавливается порядок списания неликвидного имущества.

Указом  создаются возможности для реализации на торгах незарегистрированных объектов недвижимости предприятий, находящихся в санации либо ликвидации. Повышается заинтересованность инвесторов в приобретении активов неплатежеспособных предприятий в составе единого имущественного комплекса. При этом Указ в целях недопущения злоупотреблений разрешает должнику, находящемуся в процедуре ликвидации, продолжать хозяйственную деятельность только в строгом соответствии с утвержденным планом ликвидации.

Работники предприятий и лица, жизни и  здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением трудовых обязанностей, освобождаются от необходимости  заявлять о своих требованиях  при экономической несостоятельности (банкротстве) предприятия. В этом случае на антикризисного управляющего возлагается  обязанность устанавливать объем  этих требований.

Положения Указа позволят существенно сократить сроки санации и ликвидации предприятий и создать условия для повышения эффективности процедур экономической несостоятельности (банкротства) за счет снижения нагрузки на хозяйственные суды и антикризисных управляющих, вовлечения неиспользуемого и неликвидного имущества в хозяйственный оборот. [13]

Далее рассмотрим результаты проводимых мероприятий  по либерализации.

Официальные статистические данные об итогах социально- экономического (либерального) развития Республики Беларусь в 2010 году свидетельствуют  об оживлении в экономике, характеризуемом  следующей динамикой основных макроэкономических показателей.

1.ВВП в Беларуси за 9 месяцев увеличился на 6,6% до BR116,6 трлн.

Объем валового внутреннего продукта Беларуси за девять месяцев 2010 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в сопоставимых ценах  на 6,6% и составил в текущих ценах Br116,6 трлн., сообщает Национальный статистический комитет Беларуси.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)