Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Курсовая работа предполагает краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования и развития экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее время и на что больше всего обращает свое внимание государство.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы 4
2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию 9
2.1 Фискальная политика 12
2.2 Денежно-кредитная политика 15
2.3 Инвестиционная политика 20
3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая Асипенко Я.В..docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

Основными целями кредитно-денежной политики государства  являются:

    1. Смягчение циклических колебаний;
    2. Сдерживание инфляции;
    3. Стимулирование инвестиций;
    4. Обеспечение полной занятости;
    5. Регулирование темпов экономического роста;
    6. Обеспечение устойчивости платежного баланса.

Достижения  поставленных целей Центральный  банк добивается путем воздействия  на промежуточные звенья механизма  кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.

Различают активную и пассивную кредитно-денежную политику. Под пассивной политикой  понимают изменение денежных параметров, возникающее вследствие осуществления  государством фискальной (бюджетно-налоговой  политики). Проводя активную политику, государство при помощи специфических  инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для  достижения поставленных целей.

Выделяют  два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную.

Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная  экспансия) осуществляется в целях  увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного  предложения и снижения цены денег (ставка процента).

Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная  рестрикция) направлена на сдерживание  инфляционного экономического роста  и предполагает сокращение объемов  денежного производства и увеличение цены денег.

Можно также  выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они различаются по своим результатам. В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимущественное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска. [7. 196-197]

Экономисты  классической  школы последней  трети XIX -- начала XX в. свято верили в  эффективную саморегулирующуюся и  саморазвивающуюся рыночную экономику, отрицали необходимость широкомасштабного государственного вмешательства в экономические процессы, а деньги рассматривали лишь как оболочку для номинального выражения реальных величин, таких, как выпуск продукции, доходы, инвестиции и пр.

Они считали, что реальный объем производства определяется имеющимися у общества основными факторами производства: трудовыми ресурсами, производственными  мощностями, природными ресурсами, т. е. факторами, изменяющимися лишь в  долгосрочном периоде. В частности, многие экономисты этой школы полагали, что объем производства и скорость обращения денег имеют тенденцию стремиться к естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики. Изменение количества денег в экономике способно оказать влияние лишь на уровень внутренних цен.

Мировой экономический кризис 1929---1933 гг. поставил под сомнение основные положения  классической теории, которая фактически исключала возможность затяжных кризисов и вынужденной безработицы  в рыночной экономике. Он обнаружил  также, что классическая количественная теория денег и цен, оперирующая  на долгосрочных временных интервалах, оказалась неспособной разрешить  проблемы, вызванные кризисом. Для  борьбы с безработицей правительства  США. Великобритании и других развитых государств стали использовать меры государственного регулирования, не вписывающиеся  в ортодоксальную классическую доктрину.

В отличие  от классиков Дж. Кейнс считал, что  экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и  хронической безработицы, поскольку  вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством  которого быстро восстанавливалась  бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.

Причину попадания экономики в ловушку  равновесия в условиях неполной занятости  Дж. Кейнс видел в недостаточном  совокупном спросе и считал, что  правительство может воздействовать на состояние экономической активности, используя методы денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики для  изменения совокупного спроса.

В кейнсианской теории совокупного спроса решающее значение отводится инвестиционному  спросу. Колебания в инвестициях  вследствие действия эффекта мультипликатора  вызовут большие изменения в  производстве и занятости. Среди  важнейших факторов, определяющих уровень  инвестиций в экономике, Дж. Кейнс  выделяет процентную ставку, поскольку  последняя представляет собой издержки получения кредита для финансирования инвестиционных проектов. Рост процентной ставки при прочих равных условиях будет уменьшать уровень планируемых  инвестиций, а следовательно, будут  падать объем производства и занятость.

Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального  дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос  на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или  спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки  товаров и услуг. Он учитывает  трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.

Принципиально новым у Кейнса является введение в совокупный спрос на деньги второго  элемента -- спекулятивного спроса, связанного с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие  спекулятивного спроса на деньги обусловлено  тем обстоятельством, что люди в  каждом конкретном случае сами определяют, какую долю дохода направить на потребление, а какую на сбережения, а также  в какой форме хранить сбережения. Сбережения, представленные в ценных бумагах, приносят доход. Однако владение ими связано с риском, так как  изменение процентной ставки приведет к изменению курса ценных бумаг.

Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она  повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет  продать с выгодой и по более  высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий  активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный  спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что  приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к  ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный  спрос на деньги растет.

Согласно  трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив  формирует обратную связь между  величиной спроса на деньги и ссудной  процентной ставкой.

Функциональную  зависимость спроса на деньги можно  определить следующим образом: номинальный  спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной  процентной ставки.

Используя методы денежно-кредитной политики, государство может оказывать  воздействие на процентную ставку, а через нее на уровень инвестиций, поддерживая полную занятость и  обеспечивая экономический рост.[4.350-353]

Однако  Дж. Кейнс и его последователи  отдавали приоритет бюджетно-налоговой  политике. Для объяснения этого можно  привести несколько причин.

Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.

"Ловушка  ликвидности" означает, что процентная  ставка находится на достаточно  низком уровне и изменение  ее возможно только в сторону  увеличения. В этих условиях владельцы  денег не будут стремиться  к их инвестированию. Складывается  ситуация, когда даже очень низкая  процентная ставка не стимулирует  инвестиции и не способствует  росту дохода. Весь прирост денег  поглощается спекулятивным спросом,  т. е. деньги оседают на руках,  а не вкладываются в экономику.  Поскольку процентная ставка  не изменяется, то инвестиции  и доход остаются постоянными.  Рыночный механизм самостоятельного  оживления не срабатывает. Необходим  импульс извне рыночной системы.  Выход из этой ситуации, считали  кейнсианцы, возможен лишь при  подключении бюджетно-налоговой  политики, которая послужит "локомотивом"  для частных инвестиций.

Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.

И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.

Исследовав  каналы, по которым фискальная и  денежно-кредитная политика правительства  воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что  в условиях депрессии методы монетаристского  подхода к регулированию и  стимулированию экономики потерпели  крах. Изменения налоговой системы  и структуры государственных  расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения" Кейнс  Дж.М. При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали  монетарную политику неэффективной  и подчеркивали абсолют фискальной политики.

Поздние кейнсианцы считали также эффективной  и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней  отводится роль приспосабливающейся  политики, сопровождающей мероприятия  бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная  политика необходима для того, чтобы  удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.[4.355-358]

 

 

2.3.Инвестиционная политика

          

 

Инвестициями являются все виды финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей,  вкладываемых в объекты  предпринимательской деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта [10.5].

Согласно Инвестиционному Кодексу: «Под инвестициями понимаются любое  имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие  инвестору на праве собственности  или ином вещном праве, имущественные  права, вкладываемые инвестором в объекты  инвестиционной деятельности в целях  получения прибыли и достижения иного значимого результата»[8.3].

Инвестиционную политику обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получения дохода в  виде разницы между ценой приобретения активов и их последующей реализацией  по более высокой цене, и инвестиции с целью получения дохода в  виде процентов, дивидендов или прибыли. В первом случае определяющим моментом является стабильность роста рыночной стоимости активов, а во втором стабильность дохода по конкретным видам активов. При этом доходность может и должна быть одним из факторов, влияющих на стоимость активов.

Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:

    1. недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
    2. ценные бумаги;
    3. интеллектуальная собственность.

           Субъектами инвестиционной деятельности являются:

    1. инвесторы (заказчики)[1.9].

Основными источниками инвестиций являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы  и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных  финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемных финансовых средств (продажи акций, паевых и другие поступлений); централизованных ресурсов министерств и концернов; денежных средств населения; бюджетных ассигнований.

Вся прежняя  экономическая теория доказывала, что  основой роста экономики являются: бережливость, воздержание от потребления, накопление сбережений. Кейнс опроверг это представление. Он сделал акцент на том, что «бережливость не может  существовать без предприимчивости», «что как только бережливость опережает  предприимчивость, она положительно мешает оживлению последней и  создает благодаря своему вредному влиянию на прибыль порочный круг».

В кейнсианской модели в отличие от классической объем инвестиций зависит от ожиданий инвесторов – ожидаемой нормы  чистой прибыли от инвестиций или  предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение  ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Чем  она больше, тем больше вероятность  осуществления инвестиций в данную сферу производства. Однако по мере того как наиболее прибыльные из них  будут заниматься инвесторами, капиталовложения будут осуществляться во все менее  эффективные отрасли.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)