Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Курсовая работа предполагает краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования и развития экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее время и на что больше всего обращает свое внимание государство.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы 4
2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию 9
2.1 Фискальная политика 12
2.2 Денежно-кредитная политика 15
2.3 Инвестиционная политика 20
3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Основными целями кредитно-денежной политики государства являются:
Достижения
поставленных целей Центральный
банк добивается путем воздействия
на промежуточные звенья механизма
кредитно-денежного
Различают активную и пассивную кредитно-денежную политику. Под пассивной политикой понимают изменение денежных параметров, возникающее вследствие осуществления государством фискальной (бюджетно-налоговой политики). Проводя активную политику, государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей.
Выделяют
два типа кредитно-денежной политики:
стимулирующую и
Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) осуществляется в целях увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставка процента).
Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение объемов денежного производства и увеличение цены денег.
Можно также выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они различаются по своим результатам. В краткосрочном периоде кредитно-денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимущественное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска. [7. 196-197]
Экономисты
классической школы последней
трети XIX -- начала XX в. свято верили в
эффективную саморегулирующуюся и
саморазвивающуюся рыночную экономику,
отрицали необходимость
Они считали,
что реальный объем производства
определяется имеющимися у общества
основными факторами
Мировой
экономический кризис 1929---1933 гг. поставил
под сомнение основные положения
классической теории, которая фактически
исключала возможность затяжных
кризисов и вынужденной безработицы
в рыночной экономике. Он обнаружил
также, что классическая количественная
теория денег и цен, оперирующая
на долгосрочных временных интервалах,
оказалась неспособной
В отличие от классиков Дж. Кейнс считал, что экономика надолго может "застрять" в ситуации низкого выпуска и хронической безработицы, поскольку вследствие негибкости цен и заработной платы отсутствует механизм, посредством которого быстро восстанавливалась бы полная занятость и обеспечивалось полное использование производственных мощностей.
Причину
попадания экономики в ловушку
равновесия в условиях неполной занятости
Дж. Кейнс видел в недостаточном
совокупном спросе и считал, что
правительство может
В кейнсианской
теории совокупного спроса решающее
значение отводится инвестиционному
спросу. Колебания в инвестициях
вследствие действия эффекта мультипликатора
вызовут большие изменения в
производстве и занятости. Среди
важнейших факторов, определяющих уровень
инвестиций в экономике, Дж. Кейнс
выделяет процентную ставку, поскольку
последняя представляет собой издержки
получения кредита для
Кейнс рассматривал спрос на деньги как функцию двух переменных величин: номинального национального дохода и процентной ставки, потому что считал, что совокупный спрос на деньги включает два элемента. Первый элемент - трансакционный спрос, или спрос на деньги как средство обращения, т.е. спрос на деньги для сделок, покупки товаров и услуг. Он учитывает трансакционный мотив, когда деньги нужны для осуществления запланированных расходов, и мотив предосторожности, который обусловливает необходимость иметь деньги для возможности реализовать неожиданные потребности. Трансакционный спрос зависит от уровня национального дохода: чем больше номинальный национальный доход, тем выше уровень расходов, так как люди вступают в большое число сделок и им необходимо иметь больше ликвидных средств.
Принципиально
новым у Кейнса является введение
в совокупный спрос на деньги второго
элемента -- спекулятивного спроса, связанного
с куплей-продажей ценных бумаг. Наличие
спекулятивного спроса на деньги обусловлено
тем обстоятельством, что люди в
каждом конкретном случае сами определяют,
какую долю дохода направить на потребление,
а какую на сбережения, а также
в какой форме хранить
Поскольку курс ценных бумаг обратно пропорционален процентной ставке, то, когда она повышается, рыночная стоимость ценных бумаг снижается. Более того, ожидается, что, достигнув "естественного уровня", процентная ставка в будущем начнет падать и ценные бумаги можно будет продать с выгодой и по более высокой цене. Естественно, что каждый хозяйствующий субъект, инвестирующий активы, предпочтет вкладывать деньги в ценные бумаги, вследствие чего спекулятивный спрос на деньги будет отсутствовать. Наоборот, при низкой процентной ставке ожидается ее будущий рост, что приведет к снижению курса ценных бумаг и вызовет потери капитала держателей ценных бумаг. В этих условиях возникает всеобщее стремление к ликвидности, отказ от кредитования экономического роста путем инвестиций в ценные бумаги, и спекулятивный спрос на деньги растет.
Согласно трудам Дж. Кейнса, спекулятивный мотив формирует обратную связь между величиной спроса на деньги и ссудной процентной ставкой.
Функциональную зависимость спроса на деньги можно определить следующим образом: номинальный спрос на деньги зависит от номинального национального дохода и номинальной процентной ставки.
Используя
методы денежно-кредитной политики,
государство может оказывать
воздействие на процентную ставку,
а через нее на уровень инвестиций,
поддерживая полную занятость и
обеспечивая экономический
Однако Дж. Кейнс и его последователи отдавали приоритет бюджетно-налоговой политике. Для объяснения этого можно привести несколько причин.
Во-первых, попадание экономики в особое состояние, при котором увеличение предложения денег не вызывает изменения национального дохода. Этот случай назван "ловушкой ликвидности" и достаточно подробно проанализирован известным английским экономистом Дж. Хиксом.
"Ловушка
ликвидности" означает, что процентная
ставка находится на
Во-вторых, в оценке скорости обращения денег Кейнс исходил из того, что она изменчива и непредсказуема, в том числе и на коротких отрезках времени (например, внутри экономического цикла). Поэтому нельзя рассматривать деньги в качестве важнейшего фактора, определяющего динамику объема производства, занятости и цен.
И наконец, в-третьих, Дж. Кейнс считал, что цены в рыночной экономике негибкие, поэтому все экономические показатели он выражает в неизменных величинах заработной платы.
Исследовав каналы, по которым фискальная и денежно-кредитная политика правительства воздействует на состояние экономики, и исходя из теоретических предпосылок, Кейнс сделал вывод о том, что в условиях депрессии методы монетаристского подхода к регулированию и стимулированию экономики потерпели крах. Изменения налоговой системы и структуры государственных расходов он считал более эффективными способами стабилизации экономики. Этот вывод привел последователей Кейнса к провозглашению известного тезиса: "деньги не имеют значения" Кейнс Дж.М. При этом ранние кейнсианцы, исходя из "ловушки ликвидности", считали монетарную политику неэффективной и подчеркивали абсолют фискальной политики.
Поздние кейнсианцы считали также эффективной и денежно-кредитную политику. Предпочтение отдается смешанной монетарно-фискальной политике: сравнительно жесткая фискальная и легкая монетарная, при этом последней отводится роль приспосабливающейся политики, сопровождающей мероприятия бюджетно-налогового регулирования. Денежно-кредитная политика необходима для того, чтобы удержать процентную ставку на низком уровне и поощрять инвестиции: прирост предложения денег будет противодействовать росту процентной ставки и таким образом не допускать вытеснения частного инвестирования, снижать эффект "выталкивания" при увеличении государственных расходов.[4.355-358]
2.3.Инвестиционная политика
Инвестициями являются все виды
финансовых, имущественных и
Согласно Инвестиционному
Инвестиционную политику обычно сводят
к двум разновидностям: инвестиции
с целью получения дохода в
виде разницы между ценой
Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:
Субъектами инвестиционной деятельности являются:
Основными источниками инвестиций являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемных финансовых средств (продажи акций, паевых и другие поступлений); централизованных ресурсов министерств и концернов; денежных средств населения; бюджетных ассигнований.
Вся прежняя
экономическая теория доказывала, что
основой роста экономики
В кейнсианской модели в отличие от классической объем инвестиций зависит от ожиданий инвесторов – ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций или предельной эффективности капитала, рассчитываемой как соотношение ожидаемой выручки от капиталовложений к соответствующим затратам. Чем она больше, тем больше вероятность осуществления инвестиций в данную сферу производства. Однако по мере того как наиболее прибыльные из них будут заниматься инвесторами, капиталовложения будут осуществляться во все менее эффективные отрасли.
Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)