Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Курсовая работа предполагает краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования и развития экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее время и на что больше всего обращает свое внимание государство.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы 4
2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию 9
2.1 Фискальная политика 12
2.2 Денежно-кредитная политика 15
2.3 Инвестиционная политика 20
3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая Асипенко Я.В..docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

В последней  четверти 20 столетия в условиях критики  кейнсианства значительное развитие обрела так называемая «новая неоклассическая  школа», сформировавшаяся на базе теории рациональных ожиданий. Сторонники этой теории (Р. Лукас П. Сарджент, Г. Уоллес, Р. Барро) выступили с реформой основного  постулата неоклассической теории, характеризующего поведение экономического объекта. Используя абстрактные  модели экономического равновесия, сторонники этой теории анализируют реакции  экономической системы при условии, что ее агенты не только располагают  достаточной информацией о будущем  развитии экономики, включая последствия  правительственных мероприятий, но и способны рационально действовать, ожидая те или иные изменения в  экономической ситуации. Они считают, что обычно макроэкономическая политика базируется на моделях, обобщающих характер экономических реакций в прошлом, то есть прошлое экономическое поведение  субъектов. Они не учитывают их будущее  поведение, которое будет меняться в зависимости от их ожиданий и  вследствие самих действий правительства. Это ведет к тому, что экономическое  регулирование, особенно политика стабилизации конъюнктуры, не в состоянии корректировать ход экономического развития и лишь вносит в него дополнительные нарушения. Сторонники рассматриваемой теории утверждают, что экономика тяготеет к состоянию равновесия, для которого характерны «естественная норма» безработицы, «естественный» уровень использования  производственных мощностей, «естественная» норма процента, реальный уровень  которых макроэкономическая политика, манипулирующая денежными рычагами, изменить не в состоянии. Исходя из этого, они отвергают все формы экономической политики, связанные с ограничениями рыночного механизма, манипулированием государственными расходами и денежно-кредитной системой. [11.47-51]

На основе вышеизложенного можно сделать  вывод о том, что либеральная школа и, впоследствии, неоклассическая внесли весомый вклад в развитие макроэкономической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Отличительные черты кейнсианского  и либерального подходов к  макрорегулированию

 

 

         Любая экономическая теория не возникает на пустом месте. Как правило, она является реакцией на проблемы, складывающиеся в реальной экономической действительности. В 1929–1933 гг. в США разразился экономический кризис, который получил название Великой депрессии. Все мероприятия, предпринимаемые на базе классической теории, не дали результата. Классическая теория в это время была поставлена в тупик.

Центральная идея классической теории: экономика  автоматически приспосабливается  к равновесию, полной занятости, т. к. цены, заработная плата, норма процента являются гибкими. И, соответственно, достаточно быстро реагируют на кризисные ситуации.

Классическая экономическая теория говорит, что совокупный спрос и  совокупное предложение самоприспосабливаются, чтобы в долгосрочной перспективе  компенсировать безработицу или  экономическую неэффективность.

Таким образом, отрицательные эффекты  цикла преодолеваются самими рыночными  силами в соответствии с Законом  Сэя. И постулат классиков гласит: «Предложение создает спрос». Классики предполагают, что безработица –  исключение и не должна иметь места. Но огромная безработица имела место  во время быстрой и глубокой Великой  депрессии 1929–1933 гг. [2.38-39]

Если  до Кейнса классики и неоклассики  говорили, что предложение рождает  спрос, то в отличие от них он поставил на первое место проблему формирования эффективного спроса и его компонентов  – потребительского спроса и инвестиционного, а также проблему факторов, определяющих их динамику. [2.41]

Классический  и кейнсианский подходы к макроэкономической политике различны. Разногласия касаются причин нестабильности совокупного  спроса; факторов, определяющих совокупное предложение; взаимосвязи инфляции и безработицы; инструментов фискальной и монетарной политики.

Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция  активной макроэкономической политики государства, которая проводится для  стабилизации внутренне нестабильной экономики. Внутренняя нестабильность во многом связана с недостаточной  гибкостью рынка труда, «жесткостью» заработной платы и неэластичностью  цен в сторону понижения.

В классической модели макроэкономическая политика государства  всегда пассивна, так как экономика  внутренне стабильна и автоматически  приходит в состояние долгосрочного  равновесия на основе рыночного механизма  саморегулирования. Инструментами  «саморегулирования» являются гибкая заработная плата, цены и ставка процента. Государственное вмешательство  в экономику, по мнению классиков, напротив, усиливает экономическую нестабильность и поэтому должно быть сведено  к минимуму.

В кейнсианской модели основным уравнением макроэкономического  тождества является известное уравнение  совокупных расходов (2.1):

 

Y = C + i + G + Xn;                                                                                                       (2.1)

 

Которое определяет величину номинального ВНП.

В классической модели основным уравнением равновесия экономики выступает уравнение  обмена (2.2):

 

MV=PY;                                                                                                                        (2.2)

 

Где величина MV представляет собой совокупные расходы  покупателей, а PY общие доходы (выручку) продавцов, которые также определяют номинальный ВНП.

В классической модели фискальной политике отводится второстепенная роль по сравнению с монетарной, так как фискальные меры вызывают эффект вытеснения и способствуют повышению уровня инфляции, что значительно снижает их стимулирующий эффект.

В кейнсианской модели монетарная политика рассматривается как вторичная по отношению к фискальной, так как у денежно-кредитной политики очень сложный передаточный механизм: изменение денежной массы приводит к изменению ВНП через механизм изменения инвестиционных расходов, которые реагируют на динамику процентной ставки.

В классической модели предполагается, что изменение денежного предложения непосредственно воздействует на совокупный спрос и, следовательно, на номинальный ВНП. [3.239-240]

Далее мы более подробно рассмотрим отличительные  черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию на примере фискальной, денежно-кредитной и инвестиционной политики.

 

2.1.Фискальная политика

 

 

Фискальная  политика представляет собой меры, которые принимает правительство  для воздействия на экономику  с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

Цели  фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний  и стабилизацию экономики в краткосрочном  периоде, - поддержание:

    1. Стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
    2. Полной занятости ресурсов;
    3. Стабильного уровня цен.

Фискальную  политику проводит правительство. Ее инструменты  воздействуют как на совокупный спрос (величину совокупных расходов), так  и на величину совокупного предложения (величину издержек фирм и деловую  активность).

Инструментами фискальной политики выступают расходы  и доходы государственного бюджета:

    1. Государственные закупки;
    2. Налоги;
    3. Трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и  трансферты – это расходы государственного бюджета, а  налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальную политику называют также бюджетно-налоговой политикой. [6.446-447]

Имеется ряд возражений, касающихся эффективности проведения фискальных мероприятий в экономике. Согласно классической концепции, фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика.

Классическая  концепция основана на рикардианском  равенстве, согласно которому фискальное воздействие вызовет не изменение  величины ВВП, а перераспределение  денежных средств между частным  и  государственным сектором в силу действия эффекта «вытеснения» при нейтральности денег. 
Поэтому на графических интерпретациях классиков кривая LM и кривая AS 
(Рисунок 2.1.1) имеют вид вертикальных прямых. В первом случае это объясняется тем, что спрос на деньги у классиков не зависит от ставки процента, а во втором – тем, что вследствие полной загрузки производственных мощностей объем предложения строго фиксирован.

 

 

Рисунок 2.1.1 «Эффект вытеснения» в классической концепции фискальной политики.

 

При росте государственных  расходов происходит увеличение эффективного и, следовательно, совокупного спроса. При этом кривая AD сдвигается вправо. Возрастает также объем инвестиций в результате роста совокупных доходов, следовательно, кривая IS сдвинется  вправо. Равновесие в модели IS-LM установится  на новом уровне при ставке процента i1. Затем повышение ставки процента с i до i1 вызовет снижение деловой активности, объем инвестиций упадет. Обычно такое падение компенсируется по размеру объемом роста государственных расходов. Таким образом, на инвестиционном рынке ничего не изменится: общий объем инвестиций останется тем же, увеличится лишь доля государственных инвестиций в их общем объеме и уменьшится доля частных. Объем ВВП останется тем же, но при росте уровня цен с Р1 до Р2. Такое явление получило название “эффект вытеснения”.

С учетом того, что  предложение благ жестко фиксировано, предприниматели на рост совокупного  спроса ответят лишь повышением цен с Р до Р1. Величина же ВВП не изменится: Y = Y1.

Математически «эффект  вытеснения» можно представить  следующим образом:                                           ∆G = ∆I.

Согласно кейнсианской концепции, при росте государственных расходов растет совокупный спрос и ВВП. Кривая AD сдвигается вправо, как и кривая 
IS. В результате не возрастает уровень цен, но растет ставка процента и уровень ВВП (Рисунок 2.1.2).

Рисунок 2.1.2 Стимулирующая политика в кейнсианской концепции.

Государство в  целях выхода из кризиса увеличивает  государственные расходы на величину ∆G, в результате чего кривая IS сдвигается вправо, эффективный спрос возрастает с Y0 до Y1, а ставка процента увеличивается с I0 до I1. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD0 до AD1. Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N0 до N1 при неизменном предложении труда. Таким образом, в результате стимулирующей фискальной политики в краткосрочном периоде наблюдается оживление экономической активности.

Снижение реальных кассовых остатков вызывает рост спроса на деньги, в результате чего кривая LM сдвигается влево до положения LM1, и новое равновесие на рынке товаров и денег устанавливается при ВВП равном Y2 и номинальной процентной ставке I2.

Уменьшение заработной платы сдвигает кривую спроса на труд в положение ND2. Так как предложение труда не меняется, то занятость возрастает до N2.

Таким образом, в  результате фискальных мероприятий  в экономике наблюдается оживление  экономической активности при некотором  росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.[ 2. стр.156-160]

 

 

2.2.Денежно-кредитная политика

 

 

Денежно-кредитная  политика – важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса. Роль государства  в регулировании денежного рынка  довольна велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает  деньги в обращение. Оно берет  на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется изначальной  постановкой стратегии экономической  политики.[4.351]

Кредитно-денежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние  кредита в целях достижения неинфляционного  экономического роста и полной занятости.

Осуществляет  кредитно-денежную политику Центральный  банк или организации, выполняющие  функции Центрального банка (Федеральная  резервная система в США).

Кредитно-денежная система базируется на принципах  монетаризма. Главным ее преимуществом  перед бюджетно-налоговой политикой  является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным  банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому  влиянию.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)