Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание

Курсовая работа предполагает краткий обзор проводимого в последнее время макрорегулирования и развития экономики Беларуси, задачи, которые стоят перед страной в настоящее время и на что больше всего обращает свое внимание государство.
Макроэкономическая политика - действия государства, направленные на регулирование экономики c целью поддержания ее темпов экономического роста, полной занятости и ограничения инфляции. Основной задачей макроэкономической политики является баланс между безработицей и инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика постулатов классической (либеральной) школы 4
2 Отличительные черты кейнсианского и либерального подходов к макрорегулированию 9
2.1 Фискальная политика 12
2.2 Денежно-кредитная политика 15
2.3 Инвестиционная политика 20
3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

курсовая Асипенко Я.В..docx

— 121.63 Кб (Скачать документ)

Реальная ставка процента по займам как альтернативная возможность  получения дохода, которая в отличие  от классической модели не зависит  от объемов производства, а определяется на денежном рынке. Если она больше ожидаемой нормы чистой прибыли, то инвестиции не будут осуществлены, т.к. инвестору выгоднее разместить сбережения в банке, предоставить кредит или купить ценные бумаги; если она  меньше – капиталовложения будут  сделаны в производственные мощности.

В долгосрочном периоде к факторам, влияющим на инвестиции, относятся факторы, меняющие величину автономных инвестиций и приводящие к сдвигу графика спроса на инвестиции. К ним относятся: технологические изменения; моральный и физический износ основных фондов; налоги; рост стоимости оборудования; ожидания инвестора относительно рентабельности предприятия; инноваций и другие.

Изменения инвестиций под воздействием перечисленных факторов в краткосрочном  периоде приводят к изменению  эффективного спроса, в то время  как объем совокупного предложения  остается неизменным. В долгосрочном периоде изменения инвестиций вызывают не только изменение совокупного  спроса, но и совокупного предложения.

При этом существуют два принципиальных отличия между классической и  кейнсианской моделями в понимании  инвестиций и сбережений:

    1. во-первых, в классической модели потребление определялось как остаток от суммы, из которой делались сбережения; в кейнсианской модели вследствие склонности людей к сбережению оно определяется как остаток от располагаемого дохода за вычетом потребления;
    2. во-вторых, в классической модели сбережения являются функцией процентной ставки, а равновесие между ними и инвестициями определяется благодаря ее гибкости; в кейнсианской модели инвестиции зависят от процентной ставки, а сбережения – от располагаемого дохода, т.е. они определяются различными факторами и осуществляются разными субъектами: сбережения – домохозяйствами, а инвестиции – фирмами.

В отличие от классической модели, где связь между сбережениями и инвестициями устанавливается  через ставку процента, в кейнсианской модели равенство сбережений и инвестиций является результатом изменения  совокупного дохода. Инвестиции вызывают рост совокупного дохода, что способствует увеличению сбережений в объеме, соответствующем  этому изменению. Если же сбережения превышают инвестиции, то доход будет  постепенно уменьшаться до тех пор, пока сбережения не будут соответствовать  инвестициям.

Увеличение инвестиционных расходов вызывает рост доходов инвесторов, что, в свою очередь, влечет рост их расходов на потребление. Увеличение потребления  приводит к росту эффективного спроса, что ведет к росту дохода. Этот цикл многократно повторяется и  постепенно угасает в точке, в  которой сбережения компенсируют возникший  прирост инвестиций.

Кроме того, эффект мультипликатора позволяет  поставить под сомнение вывод  классической теории о том, что увеличение сбережений всегда способствует постоянному  росту инвестиций, а, следовательно, совокупного дохода и благосостояния стран. Кейнсианский подход доказывает, что в условиях неполной занятости  увеличение сбережений сокращает расходы  на потребление, что вызывает уменьшение совокупного спроса, причем благодаря  эффекту мультипликатора, на величину, большую, чем первоначальное увеличение сбережений. [12]

 

 

 

 

 

 

3 Использование инструментов либерального макрорегулирования в условиях белорусской экономики

 

 

           В Республике Беларусь активно проводятся различные мероприятия направленные на либерализацию экономики. И хотя разработанный план по либерализации экономики на 2010 год до сих пор не принят, в этой главе  перечислен ряд реализованных мероприятий в 2010 году по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

1. Совершенствование административных и технических процедур

1.1 Указ президента Республики Беларусь от 28 января 2010 г. № 52 ”о внесении изменений и дополнений в указ президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443“

Данный  Указ регулирует вопросы формирования платы за услуги (работы), оказываемые  при осуществлении административных процедур и размера вознаграждения по договорам-поручениям.

Документ  принят в целях дальнейшего сокращения количества и упрощения административных процедур, совершаемых государственными органами и организациями, и направлен  на оптимизацию размеров платежей, не являющихся таможенными пошлинами, а также перечней документов и  сведений в сфере внешней торговли при экспорте/импорте товаров.

2. Совершенствование налогового и таможенного законодательства

2.1 Особенная часть Налогового кодекса Республики Беларусь (введена в действие Законом Республики Беларусь ”О введении в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, внесении дополнений и изменений в Общую часть налогового кодекса Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь и их отдельных положений по вопросам налогообложения“)

С 1 января 2010 г.:

    • отменен сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
    • отменен местный налог с продаж товаров в розничной торговле;
    • отменен налог на приобретение автотранспортных средств;
    • отменен местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах;
    • отменен экологический налог за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников выбросов;
    • снижена с 24 до 12 процентов ставка налога на доходы от операций с акциями белорусских организаций;
    • снижена до 12 процентов ставка налога на дивиденды и приравненные к ним доходы, получаемые как физическими, так и юридическими лицами;
    • по налогу на добавленную стоимость:
    • плательщикам с объемом выручки до 3,8 млрд. рублей в год предоставлено право уплачивать налог ежеквартально или ежемесячно;
    • сокращены с 1 месяца до 5 дней сроки возврата из бюджета сумм превышения налоговых вычетов;
    • отменена обязанность ведения книги покупок;
    • стандартная ставка налога увеличена с 18 до 20 процентов;
    • по акцизам упрощены правовые нормы, устанавливающие порядок:
    • включения сумм акцизов в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении;
    • принятия к вычету сумм акцизов, уплаченных при приобретении (ввозе) подакцизного сырья, при расчете суммы акцизов, подлежащей уплате в бюджет по реализации произведенных подакцизных товаров;
    • по налогу на прибыль:
    • отменено нормирование расходов на оплату труда, а также на рекламу, информационные, консультационные, маркетинговые услуги, содержание служебного легкового автомобильного транспорта;
    • плательщикам предоставлена возможность выбора сроков уплаты налога – ежеквартально или ежемесячно;
    • установлена возможность учитывать при налогообложении все отраженные в бухгалтерском учете затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), за исключением четкого состава расходов, которые не должны уменьшать налогооблагаемую прибыль;
    • по подоходному налогу с физических лиц:
    • увеличены на 9 процентов размеры ежемесячно предоставляемых гражданам стандартных налоговых вычетов, а также предоставлена возможность получать такие вычеты не по месту основной работы;
    • с сумм премий, выплачиваемых работникам в течение месяца, удержание и перечисление в бюджет подоходного налога производится не одновременно с выплатой таких премий, а при осуществлении расчетов по оплате труда в целом за месяц.

       2.2 Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 г. № 143 ”Об отдельных вопросах налогообложения“

Данным  Указом:

      • установлены базовые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц в белорусских рублях (ранее были установлены в евро), что позволит упростить расчеты плательщиков этого налога с бюджетом;
      • предоставлено право местным Советам депутатов увеличивать (уменьшать) в 2010 году, но не более чем в два раза ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков;
      • установлена льгота по подоходному налогу для физических лиц, переехавших в Республику Беларусь на постоянное место жительства, доходы которых по сделкам с имуществом и имущественными правами, приобретенными до признания этих лиц налоговыми резидентами Республики Беларусь, не будут облагаться подоходным налогом в течение пяти лет (при условии перемещения денежных средств в Республику Беларусь);
      • уточнен порядок применения льготы по земельному налогу для граждан, имеющих право на льготы в соответствии с подпунктами 1.24 – 1.27 пункта 1 статьи 194 Кодекса;
      • положения декретов и указов Президента Республики Беларусь, признанные утратившими силу согласно перечню, прилагаемому к Указу, учтены в Особенной части Налогового кодекса.

           2.3 Указ Президента Республики Беларусь от 23 сентября 2010 г. № 484 ”О признании утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132“

Данный  Указ принят в целях либерализации условий осуществления экономической деятельности, упрощения ведения бухгалтерского учета, а также сближения национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности.

С признанием утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132 отменяется установленное этим документом право Правительства определять состав затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также порядок выплаты заработной платы юридическими лицами, основанными на государственной собственности.

Теперь  основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), ранее утвержденные совместным решением соответствующих министерств, будут носить только рекомендательный характер. При этом организации смогут самостоятельно определять методологию формирования себестоимости продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг), в отношении  которой осуществляется государственное  регулирование цен (тарифов), будет  формироваться в соответствии с  законодательными актами, регламентирующими  вопросы ценообразования.

Упразднение установленного Указом Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1997 г. № 132 права  Правительства определять порядок  выплаты заработной платы для  юридических лиц, основанных на государственной  собственности, связано с тем, что  основные элементы такого порядка к  настоящему времени включены в акты законодательства более высокой  юридической силы.

3 Совершенствование ценового и антимонопольного регулирования

3.1 Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 127 ”О внесении дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285“

В соответствии с Указом, формирование наценок и цен в ресторанах, кафе, барах наценочных категорий люкс, высшая, первая будет происходить с учетом конъюнктуры рынка.

В документе  предусмотрено исключение продукции  торговых объектов общественного питания  наценочных категорий люкс, высшая и первая из перечня товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются Советом  Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом, утвержденного  Указом Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 ”О некоторых мерах  по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь“.

При этом сохраняется государственное  регулирование наценок и цен  в социально ориентированных  объектах общественного питания  второй и третьей наценочных категорий (столовые при промышленных и сельскохозяйственных организациях, школьные, студенческие столовые).

Указ  подготовлен в целях стимулирования развития ресторанного бизнеса, либерализации  предпринимательской деятельности.

Принятие  Указа призвано упростить работу организаций общественного питания, способствовать повышению качества выпускаемой продукции и предоставляемых  услуг, культуры обслуживания потребителей, увеличить инвестиционную привлекательность  данной сферы деятельности, придать  стимул развитию ресторанного бизнеса.

3.2 Указ Президента Республики Беларусь от 11 марта 2010 г. № 149 ”О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. № 285 и от 23 октября 2006 г. № 631“

Данный  нормативный акт принят в целях  повышения роли органов антимонопольного и ценового регулирования, которые  обязаны противостоять фактам недобросовестной конкуренции.

В соответствии с Указом предусматривается реорганизация  существующей структуры комитетов  экономики облисполкомов и Минского горисполкома путем выделения из состава этих комитетов управлений ценовой политики и подчинения их непосредственно руководству указанных  исполкомов.

Информация о работе Макроэкономическая политика и роль государства (либеральный подход)