Макроэкономика как наука и ее основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:51, лекция

Описание

Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой»», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика2ЭПиО.docx

— 661.50 Кб (Скачать документ)

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование фонда  денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может "сигнализировать" о том, как поступают в распоряжение  государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

 

28. Налоговая система  и принципы ее функционирования

Налоговая система — совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия  налоговой системы. Однако действовавший  в прошлом Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" содержал указанное выше понятие. Это понятие  используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины - но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, - то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Основой налоговой системы  являются налоги и сборы. С помощью  налоговой системы государство  реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и  перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более  широком смысле экономикой страны вообще.

Основные  принципы функционирования налоговой  системы. Поскольку рыночная налоговая система фактически начала формироваться в только в России 1991-92 годах, четыре года ее существования характеризовались крайней нестабильностью. Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая система по основным характеристикам схожа с системами развитых экономических государств Европы и Америки в смысле структуры. В смысле налогового права она стоит ближе к континентальному праву, хотя значение прецедента возрастает. Налоговая система России является сложной, трехуровневой (федеральные, республиканские, местные налоги). Система включает около 50 различных видов налогов и платежей (с учетом всех действующих местных налогов, сборов и иных обязательных платежей - более 100), многие из которых имеют сходные, но не идентичные базы обложения. Последнее - несомненный недостаток системы, причем общественно осознанный и подлежащий изменению в ближайшее время. Основные принципы действующего в Российской Федерации налогообложения сформулированы в Законе "Об основах налоговой системы в РФ", введенного с 01 января 1992 года. Закон устанавливает следующие виды налогов, взимаемых в Российской Федерации: а) федеральные налоги; б) налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов; в)местные налоги. По некоторым видам налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налогам в дорожные фонды) приняты отдельные федеральные законы. Кроме того, некоторые налоги введены прямыми Указами Президента РФ (транспортный налог). Помимо налогов предприятия и предприниматели в обязательном порядке уплачивают обязательные страховые взносы, установленные в % к фонду оплаты труда в Государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости. Порядок действия законов о налогах и положений о внебюджетных фондах, а также способы расчета и осуществления платежей, определяются специальными инструкциями Госналогслужбы. При этом следует иметь ввиду, что перечни местных налогов и налогов республик в составе РФ, краях, областях не являются полными. Указ Президента РФ N 2268 от 22.12.93. "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году" установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль. Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определены в первую очередь Законами "Об основах налоговой системы в РФ" и "О Государственной налоговой службе РСФСР". Для российской практики характерно сложение санкций, т.е. за одно нарушение налагается одновременно несколько наказаний, например, изъятие сокрытой (заниженной) прибыли, штраф в размере сокрытой прибыли и штраф в размере 10 процентов суммы налога за неправильное ведение учета. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном с физических. Взыскание недоимки с юридических и с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом обнаружил и исправил допущенные при исчислении налогов и других обязательных платежей ошибки и внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогоплатежам, то финансовые санкции к нему не применяются. С налогоплательщика в данном случае взыскиваются только пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей. Нормативными документами, регулирующими отношения предприятий и предпринимателей с государственными внебюджетными Фондами, также предусмотрены меры ответственности за определенные виды правонарушений. Все предприятия обязаны своевременно предоставлять об этом бухгалтерскую (квартальную и годовую) и налоговую отчетность в ГНИ, а также отчетность в государственные внебюджетные фонды (квартальную) и статистическую (квартальную). Состав и порядок сдачи бухгалтерской отчетности определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ. Главные составляющие этой отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а также различные приложения к ним. Порядок сдачи налоговой отчетности регулируется налоговыми инструкциями. Форма налоговой отчетности: расчет по налогу. Для физических лиц - декларация о доходах. В целом сроки сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности для малых предприятий совпадают: сдача налоговых расчетов приурочена к сдаче балансов, однако в случае налога на добавленную стоимость (НДС) и спецналога совпадения нет. За несвоевременное предоставление отчетности установлены существенные штрафы. Сроки отчетности по налогам не совпадают со сроками платежей. В обязанности ГНИ входит предоставление информации о требуемых формах отчетности. Помимо перечисленных выше, в список форм отчетности могут входить всевозможные справки и сведения. Например, необходимо также ежеквартально сдавать отчетность в органы статистики, без этого отчет в ГНИ могут и не принять. Однако ГНИ не делает этот список официальным, что существенно осложняет работу.

 

29. Государственный  долг: виды и последствия. Современное  состояние.

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, а также долгов всех корпораций с государственным участием, пропорционально доле государства в акционерном капитале последних.

Государственный долг тесно  связан с понятием «государственный кредит»

Если валюта государства  не является конвертируемой, то различают два видаа государственного долга:

Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный  долг на внутренний и внешний не разделяется.

Последствия государственного долга.

 Последствия государственного  долга приводят к существенному  сокращению возможностей роста  потребления для населения данной  страны, а также увеличению налогов  для оплаты растущего долга  и связанных с ним процентов. 

 При наличии значительного  долга происходит перераспределение  доходов различных слоев населения,  а также утечка национального  капитала за рубеж. 

 Рост государственного  долга вызывает определенные  негативные последствия для национальной  экономики. Во-первых, поиски источников  его погашения приводят к необходимости  повышения налогов, что является  антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

 Обращение к банковским  структурам за кредитом существенно  меняет состояние денежного рынка,  ведя к увеличению спроса на  деньги и как следствие - к  росту процентных ставок, т.е.  к удорожанию кредита. Предприниматели,  прибегнув к более дорогому  кредиту, пытаются компенсировать  удорожание издержек ростом цен.  В то же время дорогой кредит  угнетает инвестиции, т.к. для  многих они становятся недоступными. В результате в долговременном  периоде бюджетный дефицит ведет  к инфляции и падению темпов  роста ВВП. 

 Рынок государственных  обязательств, из которого правительство  черпает ресурсы для своих  закупок, уводит свободные деньги  из банков. Это уменьшает их  кредитные ресурсы и ведет  к удорожанию кредита. 

 Постоянное использование  займов для покрытия дефицита  государственного бюджета ведет  к падению эффективности подобного  шага. Это происходит в связи  с возрастанием средств по  обслуживанию государственного  долга, исчерпанием свободных  сбережений населения, что создает  серьезные препятствия для частных  инвестиций.

 Помимо экономических  последствий государственный долг  ведет и к негативным социальным  последствиям. Одно из них –  усиление дифференциации населения. 

 Дифференциация населения  происходит вследствие выплаты  долга за счет налогов. Доходы  его уменьшаются на величину  выплаченных налогов. Средства  эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

 Ценой политики наращивания  государственного долга является  переложение сегодняшних трудностей  на правительство, которое придет  ему на смену. Здесь есть  два пути: 1) добиться экономического  роста и получить доходы, обеспечивающие  постепенное погашение долга; 2) когда  придет срок уплаты долга, выпустить  новые займы, за счет которых  погасить старый долг.

 Управление государственным  долгом.

 Возникновение и рост  государственного долга вызвали  к жизни необходимость управления  им. Управление государственным  долгом - это совокупность финансовых  мероприятий государства, связанных  с погашением займов, организацией  выплат доходов по ним, проведением  конверсии и консолидации государственных  займов.

Конверсия государственных  займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько  методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет  право выбора: либо согласиться с  новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с  новыми условиями займа, а при  факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при  избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация государственного долга происходит путем продления  срока действия кратко- и среднесрочных  займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных  займов в один долгосрочный заем. Таким  образом, формируется консолидированный  долг как часть общей суммы  государственной задолженности  в результате выпуска долгосрочных займов.

 Процесс погашения  старой государственной задолженности  путем выпуска новых займов  называется рефинансированием. Поэтому  можно сказать, что консолидированный  государственный долг есть результат  рефинансирования. Однако результатом  далеко не любого рефинансирования  является консолидированный долг, так как под последним понимается  такое рефинансирование, которое  ведет к долгосрочной задолженности. 

 Управление государственным  долгом включает также следующие  меры:

- эффективное использование  средств заимствования; 

- поиск средств для выплаты долга;

- нейтрализация негативных  последствий государственного долга. 

 Эффективное использование  средств заимствования предполагает  направление их в проектах, позволяющих  за отведенный срок получить  доход, превышающий не только  сумму долга, но и выплат  по нему процента. Величина процента  становится минимальным критерием  эффективности использования заемных  средств. Их доходность должна  превышать эту величину. В таком  случае государство не только  выплатит процент, но и получит  дополнительный доход. Невыполнение  данного условия создает проблемы  поиска средств из других источников  для выплаты долга. Задержка  выплаты долга чревата нарастанием  убытков, связанных с увеличением  процентных ставок к качестве штрафных санкций.

 Обременительность государственного  долга и навязывание условий  при его формировании приводят  к тому, что в современных условиях  страны стараются перейти от  политики дефицитного финансирования  к бездефицитным бюджетам. Новая  бюджетная политика находит выражение, прежде всего, в изменениях в доходной части государственных бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

 

30. Социальная  политика государства: эволюция  взглядов и современное состояние.

Под социальной политикой  понимают совокупность мер, направленных нч удовлетворение государством социальных потребностей населения, поддержание приемлемого для страны уровня жизнии, корректировку резких /наличии в доходах и потреблении населения, предоставление населению социальных услуг, обеспечение закрепленных в основном законе страны социальных гарантий. Социальная политика составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально-экономическим развитием общества.

Социальная и экономическая  политика государства — взаимосвязаны  и н шимообусловлены.

 Эффективность социальной  политики государства, масштабы  и финансовые возможности ее  реализации определяются в основном  эффективностью функционирования  реального сектора экономики  страны, уровнем ее экономического  развития. Вместе с тем социальная  политика оказывает огромное  обратное воздействие на эффективность  развития национального хозяйства  и имеет самостоятельное значение  в социально-экономическом развитии  общества. Эффективность социальной  политики зависит не только  от экономической базы страны, но и от самого государства  как основного субъекта, сс определяющего и практически реализующего.

 Социальная политика  государства, ее цели, методы и  средства претерпели шачительные изменения в XX в. Эти изменения обусловлены как потребностями развития экономики страны, так и повышением значения государственного регулирования в обеспечении эффективного экономического роста.

Необходимость социальной помощи возникает вместе с зарождением  капиталистической системы хозяйствования. Высокие темпы урбанизации, распад патриархальных семей, осуществлявших помощь престарелым и инвалидам, экономические кризисы и безработица, наконец, жесткость самой системы  частного предпринимательства, преследующей в качестве главной цели получение  максимальной прибыли — «вынудили» правительства в интересах самого же общества предоставлять хотя бы минимальное социальное обеспечение  тем, кто оказался в рядах нуждающихся в помощи государства.

Определение социального  хозяйства, отражающего ранние этапы  развития капитализма, достаточно определенно  дано немецким экономистом Нёрр К.В.: «Слово «социальный, — пишет этот автор, — подразумевает общественную заботу и помощь тем частям населения, которые либо совсем не могут принимать участие в рыночном процессе, либо могут принимать ограниченное участие по причинам, созданным возрастом и здоровьем, недостаточной возможностью трудоустройства и т.д. «Социальный» употребляется здесь, таким образом, в смысле социального обеспечения»1. Эта социальная функция государства, возникнув на ранних этапах развития рыночного хозяйства, и сегодня не менее необходима, чем прежде. Вместе с тем она претерпевает существенные изменения.

С повышением уровня экономического развития страны возрастают финансовые возможности для увеличения объемов  социальной помощи тем, кто в ней  нуждается. В Бенилюксе и Скандинавских странах социальная защита традиционно рассматривается как справедливое следствие экономического прогресса и даже как норма, способствующая экономическому развитию. В этих странах при оказании социальной помощи исходят из того, что за нижним порогом бедности личность человека, лишенного социальной поддержки, уже невосстановима2.

Информация о работе Макроэкономика как наука и ее основные проблемы