Макроэкономика как наука и ее основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:51, лекция

Описание

Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой»», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика2ЭПиО.docx

— 661.50 Кб (Скачать документ)

Инфляция есть тонкое социально-экономическое  явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных  сферах рыночного хозяйства. Одновременно инфляция – одна из наиболее острых проблем современного развития экономики  практически во всех странах мира.

Суть инфляции заключается  в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам  и иностранным валютам, сохраняющим  стабильность своей покупательной  способности. Некоторые российские ученые добавляют к этому перечню  еще и золото, придавая ему по-прежнему роль всеобщего эквивалента.

Современное состояние инфляционного процесса

За 2005г. инфляция на потребительском  рынке составила 10,9% против 11,7% в  про­шлом году.

В январе 2006 г. потребительские  цены на продовольственные товары без  плодоовощной продукции повысились на 1,0% (в январе 2005 г. - на 1,1%). Наиболее значительно подорожал сахар-песок  – на 10,7%, на что оказал влияние  высокий рост цен на мировом рынке  сахара. В январе 2005 г. сахар-песок  подешевел на 0,7%.

Темпы прироста цен на масло  сливочное, а также на молоко и  молочную продукцию составили 1,2%. Мясо и птица подорожали на 0,7% (в январе 2005 г. – на 2,1%), рыба и морепродукты – на 0,8% (1,8%).

Удорожание других основных групп продуктов питания в  январе составило 0,2-0,7%. Исключение составило  масло подсолнечное, цена которого в январе по сравнению с декабрем 2005 г. не изменилась.

В январе 2006 г., так же, как  и в январе 2005 г., потребительские  цены на непродовольственные товары возросли на 0,4%.

Цены на автомобильный  бензин возросли в январе 2006 г. на 0,1% (в январе 2005 г. они снизились на 1,6%). Сохранение в начале 2006 г. нефтедобывающими компаниями ТНК-ВР и Лукойл моратория  на повышение цен на бензин, который 19 сентября 2005 г. объявили крупнейшие российские нефтяные компании (он действовал до конца 2005 г.), способствовало ограничению  роста цен на этот вид топлива  в начале текущего года.

В наибольшей степени в  январе текущего года подорожали табачные изделия – на 0,8%. Цены на другие основные виды товаров непродовольственной  группы увеличились на 0,1-0,6%.

В январе 2006 г. продолжилось сезонное повышение цен на плодоовощную продукцию. За этот месяц она подорожала на 11,3%, что более чем в 2 раза превысило  соответствующий показатель в январе 2005 года (5,1%).

В январе 2006 г. темпы прироста цен и тарифов на платные услуги населению составил 6,2% (в январе 2005 г. – 8,8%). Тарифы на услуги жилищно-коммунального  хозяйства возросли в январе на 13,8% (в январе 2005 г. – на 19,4%). Услуги пассажирского  транспорта в январе подорожали на 2,6% (в январе 2005 г. – на 4,4%). Тарифы на услуги предприятий связи повысились на 0,4% против 0,5% в январе 2005 года.

Умеренным ростом характеризовалась  динамика цен в ряде обрабатывающих производств, продукция которых  поступает на потребительский рынок. Так, цены производителей пищевых продуктов (включая напитки) и табака увеличились  за 2005 г. на 4,0% (за 2004 г. – на 11,1%), в  текстильном и швейном производстве – на 4,2% (8,6%), в производстве кожи, изделий из кожи и обуви – на 5,6% (8,4%).

В декабре 2005 г. цены в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды сохранились на уровне предыдущего месяца. По итогам года их прирост составил 12,6% (в 2004 г. – 12,5%). Больше всего возросли цены в производстве, передаче и распределении пара и  горячей воды – на 15,1% (в 2004 г. –  на 12,3%).

Благоприятная макроэкономическая ситуация и расширение спроса на продукцию  отечественных производителей формировали  у потенциальных инвесторов позитивные ожидания дальнейшего роста производства. Улучшение финансового положения  организаций создавало условия  для роста объемов вложений в  основной капитал. Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных в 2005 г., превысил уровень предыдущего  года на 10,5% (в 2004 г. – на 10,9%). Динамика вложений в основной капитал в 2005 г. с исключением влияния сезонного  и случайного факторов свидетельствует  о сохранении тенденции к их росту.

Объем работ, выполненных  в 2005 г. по виду деятельности "строительство", увеличился по сравнению с предыдущим годом на 10,5% (в 2004 г. – на 10,1%).

В 2005 г. продолжился активный рост жилищного строительства - было введено в действие жилых домов  общей площадью 43,6 млн. кв. метров, что  на 6,3% больше, чем в 2004 году. При этом значительная часть введенного жилья (40,3%) была построена населением за свой счет и с помощью кредитов.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом  возросли на 8,8% (в 2004 г. – на 9,9%).

В структуре источников формирования денежных доходов населения доля оплаты труда (включая скрытую заработную плату) оставалась значительной (64,5%). По сравнению с 2004 г. она снизилась  на 0,4 процентного пункта. Доля доходов  от собственности увеличилась на 0,7 процентного пункта. Доля социальных выплат практически не изменилась и  составила 13%.

Среднемесячная номинальная  начисленная заработная плата в 2005 г. составила 8530 рублей, увеличившись в реальном выражении по сравнению  с предыдущим годом на 9,7% (в 2004 г. - на 10,6%).

Средний размер назначенных  месячных пенсий в 2005 г. составил 2364 рубля  и в реальном выражении возрос на 9,6% по сравнению с предыдущим годом (в 2004 г. – на 5,5%).

В 2005 г. продолжилась тенденция  предыдущего года к превышению темпов роста потребительских расходов населения над темпами роста  его доходов, что в условиях увеличения склонности населения к потреблению  и снижения доли расходов на сбережения свидетельствует о недостаточно высоком уровне жизни населения. Так, реальные потребительские расходы  населения в 2005 году по сравнению  с предыдущим годом увеличились, по оценкам, на 10,7% (в 2005 г. - на 11,8%). Увеличение потребительских расходов населения  сопровождалось высокими темпами роста  банковского кредитования физических лиц.

В январе 2006 г. в условиях укрепления номинального курса рубля  по отношению к доллару США  и сохранения высокого уровня рублевой ликвидности кредитных организаций  рос интерес участников рынка  к рублевым инструментам. Это способствовало снижению доходности и росту котировок  на большинстве сегментов российского  финансового рынка.

Таким образом, в настоящее  время наблюдается снижение темпов инфляции по сравнению с прошедшим  годом. Но продолжают повышаться цены на продовольственные товары, автомобильный  бензин, услуги пассажирского транспорта и многие другие товары и услуги; возросли реальные располагаемые денежные доходы населения, но темпы роста  потребительских расходов населения  превышают темпы роста доходов; увеличился объем инвестиций, укрепляется  номинальный курс рубля.

 

20. Раскройте сущность  различных подходов в классификации  инфляции.

 

21. Социально-экономические  причины и последствия инфляции.

Экономические и социальные последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют  росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления экономической конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует  хозяйство, наносит ущерб как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же, неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает структуру потребительского спроса. Цена перестает выполнять свою главную функцию в рыночном хозяйстве – быть объективным информационным сигналом.

Инфляция активизирует бегство  от денег к товарам, превращая  этот процесс в лавинообразный, обостряет  товарный голод, подрывает стимулы  к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной  системы, возрождает бартер.

Высокие темпы роста общего уровня цен отрицательным образом  воздействуют и на фискальную систему  – обесцениваются поступления от налогообложения. Так, если налоги начисляются, например, в III квартале, а выплачиваются в IV квартале года, то при гиперинфляции падает реальное значение налоговых поступлений в бюджет.

В условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут  банки и учреждения, предоставляющие  кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные  валютные и кредитные отношения.

Инфляция имеет и социальные последствия, она ведет к перераспределению  национального дохода, является как  бы сверхналогом на население, что обусловливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги. Ущерб от инфляции терпят все категории наемных работников, лица свободных профессий, пенсионеры, рантье, доходы которых либо уменьшаются, либо возрастают темпами меньшими, чем темпы инфляции.

Негативные социальные и  экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран учитывать это явление  в своей экономической политике. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой  важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или  адаптировался к ней. Эта проблема в разных странах решается с учетом их специфики. В США и англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. В других странах разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т.п.).

В антиинфляционной политике государств можно выделить два подхода. Первый подход (его разрабатывают  представители современного кейнсианства) предусматривает активную бюджетную  политику – маневрирование государственными расходами и налогами в целях  воздействия на платёже – способный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным  явлениям в экономике, к увеличению безработицы. Такова для общества цена сдерживания инфляции.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, для людей со средними и  невысокими доходами, которые обычно быстро используют (тратят) свои доходы. Считается, что таким образом  расширяется спрос на потребительские  товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может  и усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности  маневрирования налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится Центральным банком (формально неподконтрольным правительству), который изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику страны. Экономисты неоклассического направления считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все причины инфляции(бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

В связи с этим очевидно, что полная ликвидация инфляции невозможна. Поэтому многие государства ставят перед собой такие цели: как  сделать ее умеренной, контролируемой и не допустить ее разрушительного  размера.

Большой опыт проведения антиинфляционных мероприятий в западных странах  показывает целесообразность сочетания  долговременных и краткосрочных  мер. Схематично комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен  следующим образом:

– во-первых, долговременные меры включают в себя погашение инфляционных ожиданий населения, которые (ожидания) нагнетают текущий спрос. Для  этого правительство должно проводить  четкую последовательную антиинфляционную политику и завоёвывать таким образом доверие населения. Для чего государству следует стимулировать производство, принять антимонопольные меры, произвести либерализацию цен, ослабить административный таможенный контроль, способствовать эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии;

– во-вторых, принять меры по сокращению бюджетного дефицита, поскольку  его финансирование посредством  займов Центрального банка ведет  к инфляции. Это достигается за счет повышения налогов и снижения расходов государства;

– в-третьих, осуществлять мероприятия  в денежном обращении путем установления жестких лимитов на ежегодный  прирост денежной массы, что позволит контролировать уровень инфляции;

– в-четвертых, ослабить влияние  внешних факторов. В частности, задача состоит в уменьшении инфляционного  воздействия на экономику переливов  иностранного капитала в виде краткосрочных  кредитов и займов правительства  за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь успешный результат возможен в случае расширения совокупного  предложения без увеличения совокупного  спроса. В этих целях государство  предоставляет льготы предприятиям, выпускающим дополнительно к  основному производству побочные товары и услуги. Государство может продать  часть своей собственности и  таким образом увеличить поступления  в государственный бюджет и облегчить  решение проблемы его дефицита, а  также понизить инфляционный спрос  за счет продажи большого количества акций новых частных предприятий. Содействует росту предложения  и увеличение импорта потребительских  товаров.

Информация о работе Макроэкономика как наука и ее основные проблемы