Макроэкономика как наука и ее основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:51, лекция

Описание

Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой»», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.

Работа состоит из  1 файл

Макроэкономика2ЭПиО.docx

— 661.50 Кб (Скачать документ)

В широком смысле слова  планирование есть предопределение  будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого  будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния,  конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели , на решение задач , стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана.

Планы теснейшим образом  связаны со временем, так как они  разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах  экономики в целом наиболее распространенно  годовое планирование. Наблюдаются  попытки планирования экономики  на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность  будущих условий функционирования  экономики не позволяет предопределять  её картину через столь значимое время.

В отличие от  планирования экономическое прогнозирование, будучи способным научного предвидения, отваживается на проникновение в более отдаленное время. Экологические прогнозы на десять – пятнадцать лет – нередкое явление. Вместе с тем широко используется и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц, неделю. Это в основном конкурентные прогнозы.

Планирование государства  в рыночной экономике – государственное  бюджетное планирование, социально  экономические программы, государственные  заказы, повсеместное использование  бизнес-планов. Существует и индикативное(рекомендательное, ориентирующее) планирование.

В любой стране, при любой  общественно-политической и социально-экономической  системе экономика в той или  иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства  и его органов в экономическую  деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно  косвенный характер. Государство  воздействует на экономику посредством  законодательных ограничений, налоговой  системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования осуществления  государственных социальных и экономических  программ.

Государственное регулирование  экономики ставит своей целью  соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения. Существуют, применяются  разнообразные формы государственного регулирования. Ниже перечислены наиболее важные и главные из них:

·Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.

·Налоговое регулирование  осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых  ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении  воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство  может ускорять или замедлять  экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики

·Денежно-кредитное регулирование  состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через  центральный банк способно регулировать  эмиссию и общую денежную массу , устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и др. нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выкупать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменить денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

·Бюджетное регулирование  заключается в том, что государственные  органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета  по различным  направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут  быть выделены большие бюджетные  ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета;

·Ценовое регулирование  в условиях рыночной экономики заключается  в том, что государство может  устанавливать предельный уровень  цен, запрещая их повышение сверх  этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве  само назначать цены. Иногда ценовое  регулирование проявляется в  форме установления предельных уровней  рентабельности для предприятий  монополистов;

·Социальное регулирование  со стороны государства направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание  уровня условий жизни, достойных  человека. Социальное регулирование, включая  государственное социальное страхование, предусматривает меры, создающие  возможность пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, детям, другим нуждающимся  группам населения, страхование  здоровья и жизни людей. Государство  устанавливает минимальный уровень  пенсий, пособий стипендий. Это одно из самых тяжелых и сложных  функций регулирования экономики  государством;

· Регулирование условий  труда, трудовых отношений, оплаты труда  обычно осуществляется посредством  государственного законодательства о  труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать  тарифы оплаты труда. Оно принимает  на себя обучение безработных;

· Государственное регулирование  охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы  в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний  по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;

·Государственное антимонопольное  регулирование направлено на ограничение  или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное  законодательство предусматривает  санкции против монополистов, предотвращает  создание условий, способствующих развитию монополизма;

·Государственное внешнеэкономическое  регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль над товарными потоками, пересекающими государственную  границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое  регулирование преследует цели отстаивания  экономических интересов страны, повышение эффективности внешнеэкономических  связей, обеспечение экономической  безопасности.

Методы:

Ни одно хозяйственное, а  тем более стратегическое решение  не может быть принято и выполнено  без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических  приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как  прогнозирование, стратегическое и  индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов. Тем  самым государство выполняет  не только функцию общего регулирования  экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную  функцию, определяющую направления  структурных сдвигов и инновационного развития с учетом перспектив развития страны и ее места в мировом  хозяйстве.

 

25. Значение мирового  хозяйства в развитии экономики.

 

26. Финансовая  система: сущность и функции

Сущность:

Финансовая  система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая  система – это форма организации денежных отношений между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:

1. Общественные  финансы:

    • государственный бюджет;
    • внебюджетные фонды;
    • государственный кредит;
    • фонды страхования;
    • фондовый рынок.

2. Финансы хозяйствующих  субъектов:

    • государственных;
    • муниципальных;
    • частных;
    • акционерных;
    • арендных;
    • общественных.

Функции:

1. Перемещение ресурсов во времени  и пространстве – финансовая система обеспечивает способы перемещения экономических ресурсов во времени, из одного географического региона в другой, а также из одной отрасли экономики в другую.

2. Управление риском – финансовая система предоставляет возможности для управления риском.

3. Расчетно-платежная система –  финансовая система дает возможность выполнять клиринговые операции и осуществлять платежи такими способами, которые стимулируют обмен товарами, услугами и активами.

4. Объединение ресурсов и разделение  паев участия в капитале –  финансовая система обеспечивает механизм объединения финансовых средств для основания крупномасштабного предприятия или для разделения капитала крупных предприятий на паи среди большого количества собственников.

5. Информационная поддержка –  финансовая система предоставляет ценовую информацию, которая помогает согласовывать между собой независимые решения, принимаемые в различных секторах экономики.

6. Решение психологических проблем  стимулирования – с помощью финансовой системы решаются психологические проблемы стимулирования, возникающие, если одна сторона финансовой операции владеет информацией, которой не обладает другой партнер по сделке, либо когда одна сторона является агентом, принимающим решения за другую.

 

27. Государственный  бюджет структура и современное  состояние

Государственный бюджет - это  денежные отношения, возникающие у  государства с юридическими и  физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично - и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства . Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

Бюджет может рассматриваться  в качестве самостоятельной экономической  категории.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального  богатства.

Информация о работе Макроэкономика как наука и ее основные проблемы