Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:51, лекция
Макроэкономика представляет собой раздел экономической теории. В переводе с греческого слово «макро» означает «большой»», а слово «экономика» - «ведение хозяйства». Таким образом, макроэкономика – это наука, которая изучает поведение экономики в целом или ее крупных совокупностей (агрегатов), при этом экономика рассматривается как сложная большая единая иерархически организованная система, как совокупность экономических процессов и явлений и их показателей.
В широком смысле слова планирование есть предопределение будущего, построение активного образа, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики при одновременном установление путей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежей планируемых действий. Планы практически всегда ориентированы на определенные цели , на решение задач , стоящих перед экономикой, что находит отражение в показателях плана.
Планы теснейшим образом связаны со временем, так как они разрабатываются на определенный период, именуемым плановым периодом. В масштабах экономики в целом наиболее распространенно годовое планирование. Наблюдаются попытки планирования экономики на десяти-двадцатилетний период, но это уже планы прогнозы, так как неопределенность будущих условий функционирования экономики не позволяет предопределять её картину через столь значимое время.
В отличие от планирования экономическое прогнозирование, будучи способным научного предвидения, отваживается на проникновение в более отдаленное время. Экологические прогнозы на десять – пятнадцать лет – нередкое явление. Вместе с тем широко используется и краткосрочные прогнозы, не только на год, но и на месяц, неделю. Это в основном конкурентные прогнозы.
Планирование государства
в рыночной экономике – государственное
бюджетное планирование, социально
экономические программы, государственные
заказы, повсеместное использование
бизнес-планов. Существует и индикативное(
В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.
В странах с рыночной экономикой
степень вмешательства
Государственное регулирование
экономики ставит своей целью
соблюдать интересы государства, общества
в целом, социально незащищенных
слоев населения. Существуют, применяются
разнообразные формы
·Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические, заповедники, музеи, парки и т.д.
·Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджет, финансовая база социальной политики
·Денежно-кредитное
·Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство обладает возможностью устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета;
·Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство в праве само назначать цены. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий монополистов;
·Социальное регулирование
со стороны государства
· Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных;
· Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды – меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний по осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы уста вливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды;
·Государственное
·Государственное
Методы:
Ни одно хозяйственное, а
тем более стратегическое решение
не может быть принято и выполнено
без предвидения их последствий,
без выбора стратегических и тактических
приоритетов, целенаправленных действий
по их реализации. Для этого используются
такие испытанные инструменты, как
прогнозирование, стратегическое и
индикативное планирование и программирование
социально-экономического развития страны
и составляющих ее регионов. Тем
самым государство выполняет
не только функцию общего регулирования
экономической жизни, но и свою стратегически-инновационную
функцию, определяющую направления
структурных сдвигов и
25. Значение мирового
хозяйства в развитии
26. Финансовая система: сущность и функции
Сущность:
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Финансовая система – это форма организации денежных отношений между субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений, которые можно разбить на две подсистемы:
1. Общественные финансы:
2. Финансы хозяйствующих субъектов:
27. Государственный
бюджет структура и
Государственный бюджет - это
денежные отношения, возникающие у
государства с юридическими и
физическими лицами по поводу перераспределения
национального дохода (частично - и
национального богатства) в связи
с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету государство
имеет возможность
Функционирование
Бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории.
Сущность государственного
бюджета как экономической
Так, содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.
Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.
Информация о работе Макроэкономика как наука и ее основные проблемы