Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа
На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое
общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие
материальные блага. Необходимые
человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление
совершается в процессе производства.
Введение
Глава I Институциональные модели становления рыночной экономики
Глава II Шведская модель
Глава III Российская модель рыночной экономики
Заключение
совершенствуют производство. Обменные процессы в условиях товарно-денежных
отношений принимают форму рыночных отношений.
Из ограниченности экономических ресурсов вытекает необходимость
хозяйственной (экономической) деятельности, иначе говоря, трансформации и
приспособления экономических ресурсов в целях удовлетворения потребностей.
Экономическая (хозяйственная) деятельность – не что иное, как постоянная
работа по оценке, сравнению и отбору альтернативных вариантов использования
экономических ресурсов. Это происходит на всех уровнях, в этом участвуют
хозяйствующие субъекты (участники экономического процесса).
К хозяйствующим субъектам, или, как их чаще называют в экономической
науке, экономическим агентам, принято относить всех, кто самостоятельно
принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической
(хозяйственной) деятельности практические мероприятия. К экономическим
агентам относят отдельных лиц, семьи, руководителей хозяйственных единиц
(предприятий, банков, страховых обществ), правления акционерных обществ,
правительственные органы и учреждения.
Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация
самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности. Такого рода
решения принимают и осуществляют потребители. Они либо покупают товары,
либо отказываются от покупки. Самостоятельные решения принимают предприятия-
производители товаров и услуг. Они планируют, что производить, в каких
размерах, по каким ценам и на каких условиях продавать.
Положение и роль каждого экономического агента определяется его
отношением к факторам производства, тем, какими именно факторами
производства он владеет. Одни располагают капиталом и обладают
экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в
управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие
распоряжаются лишь собственной рабочей силой, и их возможности влияния на
организацию производства, распределение доходов, участие в управлении
ограничены.
Вместе с тем различное
разделяет, но и известным образом связывает людей, создает взаимную
заинтересованность в
организации, постоянном возобновлении различных сфер и видов хозяйственной
деятельности.
В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты,
принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство
(органы государственного
некоммерческие организации.
К объектам рынка относятся товары и деньги.
Что же такое товар? Товар- это продукт труда, предназначенный для
обмена путем купли-продажи. Товар обладает двумя свойствами: во-первых, он
удовлетворяет какую-либо человеческую потребность, во-вторых, является
вещью, способной обмениваться на другую вещь. Иначе говоря, товар обладает
потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Например, рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того,
как ее выловят, то есть осуществят определенные трудовые затраты.
И что не менее важно, товар должен быть не только изготовлен
(произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, то
есть, передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения (подарок,
хотя и произведен для удовлетворения потребностей другого человека, не
является товаром).
Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они
выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения
между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может
принимать разные формы, но во всех случаях обмен-это действие, в ходе
которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую.
Деньги же известны с далекой древности, и появились они как результат
более высокого развития производительных сил и товарных отношений.
Вся история развития экономики есть одновременно история развития
товарного производства и товарного отношения, где связи производителей
между собой осуществлялись через обмен одних товаров на другие. На ранних
этапах обмен носил случайный характер и осуществлялся без помощи денег.
Такой обмен (сейчас его называют ''бартер'') сопряжен с немалыми
трудностями. Стихийный процесс обмена заставил общество сделать
кординальный шаг в эволюции обменных операций. В результате очень
длительного и сложного развития обмена на роль всеобщего эквивалента
выделился один товар. Такая роль с развитием обмена и созданием мирового
рынка закрепилась за благородными металлами - золотом и серебром - в силу
их естественных свойств, таких, как качественная однородность,
количественная делимость, сохраняемость и портативность. С этого времени
весь товарный мир разделился на две части: на ''товарную чернь'' и особый
товар, играющий роль всеобщего эквивалента, - деньги.
Таким образом, деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом
этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое
усложняется с изменением условий производства. Переход от натурального
хозяйства к товарному, а также требование соблюдения эквивалентности обмена
обусловили необходимость
массовый обмен товаров, складывающийся на основе производственной
специализации и имущественной обособленности товаропроизводителей.
Таким образом, сущность денег заключается в том, что это -
специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается
общественная функция
единстве их двух свойств: всеобщей непосредственной обмениваемости и
всеобщего рабочего времени.
Сущность денег как
которые выражают внутреннее содержание денег.
Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство
обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые
деньги.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим
функциям относятся:
. функция саморегулирования
что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего
производства и повышают цены. В результате производство начинает
сокращаться;
. стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают
производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем
внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
. функция установления
затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях
бездефицитного производства (когда покупатель имеет выбор, отсутствия
монопольного положения в
и состязательности между ними);
. регулирующая функция. С
макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
. функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов
самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит
освобождение общественного
его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация
товаропроизводителей.
Основные принципы рыночной экономики следующие:
. свобода хозяйственной деятельности, то есть свободная рыночная
конкуренция товаров, услуг и ценных бумаг без вмешательства в процесс
купли-продажи государства или местных органов власти и управления. На
микроуровне хозяйственная деятельность принимает характер
предпринимательской деятельности (бизнеса). Свобода предпринимательства
выражает свободное право
для производства товаров по собственному выбору и продавать произведенные
товары на рынках, которые они сами выбрали по свободным ценам;
. равноправие рыночных
. экономическая ответственность и риск предпринимателей, то есть люди и
коллективы ориентируются на собственные интересы и милы, а за негативные
последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет бдительно
относиться к ресурсам, инициативной, активной, находчивой экономической
деятельности;
. экономическая конкуренция. Конкуренция- это процесс взаимодействия,
взаимосвязи и борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции,
соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара и
услуг за наиболее выгодные условия производства и сбыта;
. свободное ценообразование, то есть процесс формирования цен на товары и
системы цен в целом при рыночной экономике происходит стихийно, цены
складываются под воздействием спроса и предложения в условиях
конкуренции, а взаимодействие спроса и предложения определяется
характером и структурой между
производителями и
. ведущая роль финансовых показателей. Денежное обращение определяет
количество денег и объем производства. От его функционирования зависят
хозяйственная активность, экономический рост, благополучие общества.
Кредит во многом является условием и предпосылкой развития современной
экономики, неотъемлемым элементом экономического роста. Им пользуются как
государства и правительства, так и отдельные граждане. Прибыль -
важнейшая категория рыночной экономики, ее максимизация выступает в
качестве непосредственной цели и движущего мотива производства;
. всеобщность рынка, то есть
имеет место уменьшение
мировой рынок;
. открытость рынка, то есть свободное перемещение товаров и капиталов через
границу;
. государственное
деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью
обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма,
решения экологических и социальных проблем;
. социальная защита населения.
Предполагает два
одной стороны - предоставление всем гражданам равных возможностей в том,