Методы иследования и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое
общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие
материальные блага. Необходимые
человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление
совершается в процессе производства.

Содержание

Введение

Глава I Институциональные модели становления рыночной экономики
Глава II Шведская модель
Глава III Российская модель рыночной экономики
Заключение

Работа состоит из  1 файл

влад методы.docx

— 71.68 Кб (Скачать документ)

постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

Шведская разновидность  государства  всеобщего  благоденствия  получила

развитие в результата перехода страны на  кейнсианские  принципы  управления

экономикой.  В  шведском  ''доме  для  народа''  высокий  уровень  жизни   и

социальной   защищенности,   обеспечиваемых   для   большинства   населения,

сочетается  с   почти   полной   занятостью,   а   социальное   обеспечение,

финансируемое за счет широкомасштабного  перераспределения  через  налоги  и

государственный бюджет высокой доли доходов населения,  носит  универсальный

характер.

В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%,  если  он  не

превышает 170 тыс. крон, до 51%  за  пределами  этого  порогового  минимума.

Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее  время.

Налог на НДС был введен в Швеции  в  1969г.  и  составляет  в  среднем  25%.

Шведскому государству удалось  на  протяжении  длительного  времени  сочетать

полную занятость и социальную защиту с высокой экономической  эффективностью

и быстрым ростом производительности труда.

Первая в XX в. реформа шведской  социально-экономической  системы  была

проведена в 1930-е гг. выход из кризиса, как  и  во  всех  капиталистических

странах, был найден в усилении государственного регулирования и  осуществлен

путем  повышения  распределительных  функций  государственного  бюджета  при

усилении социального обеспечения. Швеция первой на Западе  перешла  на  путь

развития  на  основах  принципов  социального   ориентированного   рыночного

хозяйства.

Один из основателей шведского  варианта концепции социального  рыночного

хозяйства  –  Г.Мюрдаль  справедливо  связал  прогресс  в  экономическом   и

индустриальном развитии с прогрессом социальным, а  трудности  в  достижении

роста объяснял отсталостью архаичностью общественных структур. Согласно  его

концепции экономический  кризис,  если  он  принимает  затяжной  и  глубокий

характер, должен служить двигателем изменения всей структуры общественных  и

политических  отношений,  функций  политических  институтов,   как   это   и

произошло в Швеции в 1930-х гг. и  было продолжено в послевоенные годы (1960-

1970-е  гг.)  Это  обеспечило  мощный  подъем  шведской  экономики,  который

продолжается и  поныне.  Это  потребовало  в  начале  1990-х  гг.  некоторой

перенастройки политико-экономического механизма

Экономическое регулирование в  Швеции имеет достаточно  всеобъемлющий  и

широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но  и

использование  капитала,  рабочей  силы,  а  также  цены  через  монопольное

законодательство и специальные  ведомства, такие, как Ведомство  по делам  цен

и  картелей,  Суд  по  делам  антикартельного  регулирования,  специфический

юридический институт - специальное  доверенное  лицо  –  омбудсмен,  которое

следит за соблюдением правил свободной  конкуренции.  Швеция  имеет  большой

опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения  ограничений  на

несправедливую торговую практику. В  предвоенный  приод  времени  применялся

контроль за ценами на аграрную продукцию, в вместе с тем это ограничивало  и

рост стоимости жизни. В  послевоенные  годы  государство  регулировало  цены

преимущественно  через  антимонопольное  законодательство,  а  также   через

установление    технических    нормативов,    таможенного    и    импортного

регулирования,   выделение   субсидий,   предназначенных   для   поддержания

приемлемых для  потребителей  цен  и  тарифов,  контроль  над  экономической

деятельностью муниципалитетов.  В  связи  с  расширением  конкуренции  из-за

внешнеторговой либерализации  и присоединения ЕС, а также  снижением  инфляции

в шведской экономике произошел  отказ от контроля  над  ценами,  так  как  он

стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения  ценовой  политики  и

введения контроля над ценами теперь ограничивают  правила  ЕС:  ведь  Швеция

инкорпорировала  в  свое   законодательство   1400   общеевропейских   норм.

Дерегуляция экономической  жизни,  характерная  для  Швеции  в  1990-х  гг.,

восстановление экономического роста, повышение состязательности  со  стороны

внешних  торгово-экономических  партнеров,  снижение  инфляции  –  все   это

снизило  потребности  в  государственном  регулировании  цен  в  стране.   В

настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в  основном  при

помощи антимонопольного законодательства.

Государство превратилось в  Швеции  в  крупнейшего  нанимателя  рабочей

силы, обеспечивая рабочие места  примерно для  трети  экономически  активного

населения. Около 65% населения Швеции получают  почти  все  свои  доходы  из

общественных  фондов:  либо  как  наемные  работники  правительственных  или

муниципальных учреждений, либо как  получатели социальных пособий или  пенсий

из государственных пенсионных фондов,  и  только  35%  трудятся  в  рыночном

секторе экономики.

Швеция является пионером также  и в  отношении  организации  действенной

системы  социального  партнерства,  начало  которому  было  положено  еще  в

1938г., когда Шведская федерация  профсоюзов и Шведская  федерация   заключили

''Сальтшебаденское соглашение'' о  мирном разрешении  трудовых  конфликтов  и

заключении трудовых соглашений. Особенностью  шведской  системы  социального

диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без  вмешательства

правительства  вплоть  до  1970-х  гг.,  когда  правительство  Швеции  стало

проводить  активное  вмешательство  на  рынке  труда,  усилив  регулирование

доходов через увеличение налогов.

Страна продолжает сохраняться  в  основных  своих  чертах,  несмотря  на

смены правительств и изменения  внешнеэкономической ориентации.  В  последние

50  лет  у  власти  находились  почти   все   время   социал-демократические

правительства.    Стабильность    социальной     направленности     шведской

экономической  системы  показывает  динамика  изменения  цен.  Например,  за

период 1980-1990-х гг. цены на акции  выросли в 10 раз, на офисные  помещения

– в 4, в то время как на потребительские  товары - только в 2 раза.

Высокая экономическая эффективность  промышленности  Швеции  и  высокий

уровень благосостояния ее населения  основываются на  развитом  инновационном

секторе ее экономики и специализации  на производстве  наукоемкой  продукции.

В стране существует около 500 тыс. малых  предприятий,  на  которых  работает

почти треть всех  занятых  в  шведской  промышленности.  Ежегодно  возникает

примерно 20 тыс. предприятий. Именно  малые  предприятия  делают  наибольший

вклад в  научно-технические  разработки  и  внедрение,  создают  новые  виды

товаров, услуг и технологий.

Когда шведская  модель  социально  ориентированной  экономики  достигла

зрелости,  стали   проявляться   некоторые   негативные   черты:   появилась

безработица,   замедлились    темпы    экономического    роста,    снизилась

эффективность,  ослабились  стимулы  н   интенсивному,   высококачественному

труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие  слои  трудящихся

проявили солидарность  в  том,  что  взаимно  согласились  на  корректировку

модели организации и функционирования шведского общества. Эта  перенастройка

началась в 1990-е гг., как раз  накануне присоединения к ЕС.  Были  несколько

сокращены  расходы  на  социальны  нужды,  что  привело  к   незначительному

снижению уровня жизни отдельных  слоев населения (однако  не  более,  чем  на

10%), были уменьшены корпоративные  налоги – сначала с 50 до 30%, а затем  до

25%,  -  что  имело  целью   стимулировать  инвестиции  и   поддержать  полную

занятость.  В  начале  1990-х  гг.  проводилась   жесткая   антиинфляционная

политика,  продолжались  реформы   по   линии   ужесточения   требований   к

получателям социальных выплат, улучшения  условий деятельности  для  малых  и

средних предприятий, уменьшения налогов  на  имущество.  За  1991-1996гг.  в

Швеции было осуществлено около 300 изменений правил  в  системе  социального

обеспечения  и  50  изменений  в  правила  регулирования  рынка   труда.   В

результате удалось переломить начавшийся в  стране  кризис,  выразившийся  в

сокращении ВВП Швеции в период с  1991  по  1993гг.  Уже  с  1994г.  начался

промышленный и экономический  рост:  с  1994  по  1996гг.  ежегодный  прирост

составил 2,8%.

Экономические реформы  Швеции  в  начале  1990-х  гг.  позволила  также

провести  структурную   трансформацию   экономики:   из-за   дерегулирования

повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась  доля  традиционных

отраслей  и  повысилась  доля  наукоемких   производств.   Выросла   степень

концентрации  совокупного  промышленного  потенциала:  25  крупных  компаний

контролируют 80% совокупного промышленного  производства в стране.  В  период

1991-1994гг.   несоциалистическое    правительство    приватизировало    ряд

государственных компаний. Ускорился  рост инновационных процессов.

На экономическое развитие  определенное  влияние  оказали  культура  и

исторические предпосылки. Неотъемлемой  частью  шведских  традиций  является

предпринимательство. Еще со времен викингов в  Швеции  известны  предприятия

по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -

“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась  в  Швеции  и

до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической  системы зависит от  динамики

цен, конкурентоспособности шведской промышленности и  экономического  роста.

В частности, инфляция - угроза как  равенству,  так  и  конкурентоспособности

шведской  экономики.  Следовательно,  должны  использоваться  такие   методы

поддержания  полной  занятости,   которые   не   приводят   к   инфляции   и

отрицательному воздействию на  экономику.  Как  показала  практика,  дилемма

между безработицей и инфляцией  явилась ахиллесовой пятой шведской модели.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная  рыночная

система   производства   эффективна,   государство    не    вмешивается    в

производственную деятельность предприятия,  а  активная  политика  на  рынке

труда должна свести  к  минимуму  социальные  издержки  рыночной  экономики.

Смысл состоит в максимальном  росте  производства  частного  сектора  и  как

можно большем перераспределении  государством части прибыли  через  налоговую

систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня  населения,

но без воздействия  на  основы  производства.  При  этом  упор  делается  на

инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

В  экономике  Швеции  очень  высока  монополизация  производства.  Она

наиболее сильна в  таких  специализированных  отраслях  промышленности,  как

производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво”  и  “СААБ-

Скания”),    черная     металлургия     (“Свенска     столь”),электротехника

Информация о работе Методы иследования и регулирования