Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа
На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое
общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие
материальные блага. Необходимые
человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление
совершается в процессе производства.
Введение
Глава I Институциональные модели становления рыночной экономики
Глава II Шведская модель
Глава III Российская модель рыночной экономики
Заключение
постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.
Шведская разновидность государства всеобщего благоденствия получила
развитие в результата перехода страны на кейнсианские принципы управления
экономикой. В шведском ''доме для народа'' высокий уровень жизни и
социальной защищенности, обеспечиваемых для большинства населения,
сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение,
финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и
государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный
характер.
В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не
превышает 170 тыс. крон, до 51% за пределами этого порогового минимума.
Корпоративный налог был снижен с 50% в 1980-х гг. до 25% в настоящее время.
Налог на НДС был введен в Швеции в 1969г. и составляет в среднем 25%.
Шведскому государству удалось на протяжении длительного времени сочетать
полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью
и быстрым ростом производительности труда.
Первая в XX в. реформа шведской социально-экономической системы была
проведена в 1930-е гг. выход из кризиса, как и во всех капиталистических
странах, был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен
путем повышения распределительных функций государственного бюджета при
усилении социального
развития на основах принципов социального ориентированного рыночного
хозяйства.
Один из основателей шведского варианта концепции социального рыночного
хозяйства – Г.Мюрдаль справедливо связал прогресс в экономическом и
индустриальном развитии с прогрессом социальным, а трудности в достижении
роста объяснял отсталостью архаичностью общественных структур. Согласно его
концепции экономический кризис, если он принимает затяжной и глубокий
характер, должен служить двигателем изменения всей структуры общественных и
политических отношений, функций политических институтов, как это и
произошло в Швеции в 1930-х гг. и было продолжено в послевоенные годы (1960-
1970-е гг.) Это обеспечило мощный подъем шведской экономики, который
продолжается и поныне. Это потребовало в начале 1990-х гг. некоторой
перенастройки политико-экономического механизма
Экономическое регулирование в Швеции имеет достаточно всеобъемлющий и
широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и
использование капитала, рабочей силы, а также цены через монопольное
законодательство и
и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический
юридический институт - специальное доверенное лицо – омбудсмен, которое
следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой
опыт регулирования цен, контроля за конкуренцией и введения ограничений на
несправедливую торговую практику. В предвоенный приод времени применялся
контроль за ценами на аграрную продукцию, в вместе с тем это ограничивало и
рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены
преимущественно через антимонопольное законодательство, а также через
установление технических нормативов, таможенного и импортного
регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания
приемлемых для потребителей цен и тарифов, контроль над экономической
деятельностью муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за
внешнеторговой либерализации и присоединения ЕС, а также снижением инфляции
в шведской экономике произошел отказ от контроля над ценами, так как он
стал попросту излишним. Кроме того, свободу проведения ценовой политики и
введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция
инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм.
Дерегуляция экономической жизни, характерная для Швеции в 1990-х гг.,
восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны
внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции – все это
снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. В
настоящее время в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при
помощи антимонопольного законодательства.
Государство превратилось в Швеции в крупнейшего нанимателя рабочей
силы, обеспечивая рабочие места примерно для трети экономически активного
населения. Около 65% населения Швеции получают почти все свои доходы из
общественных фондов: либо как наемные работники правительственных или
муниципальных учреждений, либо как получатели социальных пособий или пенсий
из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном
секторе экономики.
Швеция является пионером также и в отношении организации действенной
системы социального партнерства, начало которому было положено еще в
1938г., когда Шведская федерация профсоюзов и Шведская федерация заключили
''Сальтшебаденское соглашение'
заключении трудовых соглашений. Особенностью шведской системы социального
диалога явилось то, что на первых парах он функционировал без вмешательства
правительства вплоть до 1970-х гг., когда правительство Швеции стало
проводить активное вмешательство на рынке труда, усилив регулирование
доходов через увеличение налогов.
Страна продолжает сохраняться в основных своих чертах, несмотря на
смены правительств и изменения
внешнеэкономической
50 лет у власти находились почти все время социал-демократические
правительства. Стабильность социальной направленности шведской
экономической системы показывает динамика изменения цен. Например, за
период 1980-1990-х гг. цены на акции выросли в 10 раз, на офисные помещения
– в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.
Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий
уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном
секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции.
В стране существует около 500 тыс. малых предприятий, на которых работает
почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает
примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший
вклад в научно-технические разработки и внедрение, создают новые виды
товаров, услуг и технологий.
Когда шведская модель социально ориентированной экономики достигла
зрелости, стали проявляться некоторые негативные черты: появилась
безработица, замедлились темпы экономического роста, снизилась
эффективность, ослабились стимулы н интенсивному, высококачественному
труду. И опять-таки и политический истеблишмент, и широкие слои трудящихся
проявили солидарность в том, что взаимно согласились на корректировку
модели организации и
началась в 1990-е гг., как раз накануне присоединения к ЕС. Были несколько
сокращены расходы на социальны нужды, что привело к незначительному
снижению уровня жизни отдельных слоев населения (однако не более, чем на
10%), были уменьшены корпоративные налоги – сначала с 50 до 30%, а затем до
25%, - что имело целью стимулировать инвестиции и поддержать полную
занятость. В начале 1990-х гг. проводилась жесткая антиинфляционная
политика, продолжались реформы по линии ужесточения требований к
получателям социальных выплат, улучшения условий деятельности для малых и
средних предприятий, уменьшения налогов на имущество. За 1991-1996гг. в
Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального
обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка труда. В
результате удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в
сокращении ВВП Швеции в период с 1991 по 1993гг. Уже с 1994г. начался
промышленный и экономический рост: с 1994 по 1996гг. ежегодный прирост
составил 2,8%.
Экономические реформы Швеции в начале 1990-х гг. позволила также
провести структурную трансформацию экономики: из-за дерегулирования
повысилась конкурентность на внутреннем рынке, снизилась доля традиционных
отраслей и повысилась доля наукоемких производств. Выросла степень
концентрации совокупного промышленного потенциала: 25 крупных компаний
контролируют 80% совокупного промышленного производства в стране. В период
1991-1994гг. несоциалистическое правительство приватизировало ряд
государственных компаний. Ускорился рост инновационных процессов.
На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и
исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является
предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия
по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания -
“Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и
до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики
цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста.
В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности
шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы
поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и
отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма
между безработицей и инфляцией
явилась ахиллесовой пятой
Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная
система производства эффективна, государство не вмешивается в
производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке
труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики.
Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как
можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую
систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения,
но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на
инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
В экономике Швеции очень высока монополизация производства. Она
наиболее сильна в таких специализированных отраслях промышленности, как
производство шарикоподшипников (СКФ),автомобилестроение (“Вольво” и “СААБ-
Скания”), черная металлургия (“Свенска столь”),электротехника