Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа
На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое
общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие
материальные блага. Необходимые
человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление
совершается в процессе производства.
Введение
Глава I Институциональные модели становления рыночной экономики
Глава II Шведская модель
Глава III Российская модель рыночной экономики
Заключение
Модель социальной рыночной экономики означает экономическую систему,
функционирующую по рыночным законам при активном участии государства в
поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальной
справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде всего рыночная
экономика, но государство является в ней активным участником экономического
процесса.
Модель социальной рыночной экономики обладает совокупностью следующих
отличительных признаков.
1.Индивидуальная свобода. Она необходима для децентрализованного
принятия решений и
2. Социальная справедливость. Государственная социальная политика
должна быть обращена к людям, которые не вовлечены в экономический процесс,
и предотвращать чрезмерное неравенство в доходах, иных материальных и
социальных показателях уровня жизни.
3. Антициклическая политика. Конкурентная и социальная политика
действенна только в условиях стабильной экономики. Поэтому колебания
деловой конъюнктуры, сопровождающиеся ухудшением материального положения
граждан, должны быть сведены к минимуму.
4. Политика роста – создание
правовых основ,
для модернизации производственных мощностей и использования технологических
инноваций.
5. Структурная политика – целенаправленное преодоление природных,
технических и других причин, мешающих структурной (отраслевой и
региональной) адаптации экономики к требованиям внутреннего и мирового
рынков.
6. Принцип поддержания
не должно достигаться за счет подавления или существенного ограничения
конкурентных начал
7. Социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда
решаются в двустороннем порядке между работодателями и работниками при
посредничестве, в случае необходимости, государства.
Сущность административно-командной системы составляло всевластие
государства. В рыночной экономике оно занимает совсем иное положение и
выполняет совсем иные функции.
Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В
переходный период рынок не сложился в целостную и эффективную систему,
поэтому проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но
и организующей силы государства.
Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике в
первые годы трансформации была экономическая либерализация. Фактически она
сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов
хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам
рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валюту
(либерализация валютного
(либерализация внешней
торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью – от уличной
торговли до образования торговых компаний – любым физическим и юридическим
лицам.
Воздействие государства на формирование институциональной среды
выражается прежде всего в законотворчестве и контроле за соблюдением
законов.
Корпус рыночного хозяйственного права должен включать как минимум
четыре основные части:
1)права собственности;
2)контрактные отношения (
3)порядок начала и окончания хозяйственной деятельности;
4)поддержание конкурентной
В переходный период к корпусу рыночного права следует добавить особые
экономико-правовые процедуры, регулирующие переход к рынку (например,
приватизация).
Наша страна вступила в период трансформации при отсутствии или крайней
слабости формальных (и неформальных)
основ для экономической
условиях рынка.
В течении 1992-1996гг этот институциональный вакуум был в основном
заполнен благодаря активной законотворческой деятельности государства.
Особо важную роль сыграли ''экономические статьи Конституции РФ,
Гражданский кодекс, законы о предприятиях и предпринимательской
деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении полномочий в рамках
Федерации. Конечно, на практике законы оказали очень неравнозначное влияние
на положение дел в экономике.
За исторически короткий срок после начала реформ в 1992г российская
экономика проделала огромный путь. В России успешно формируются основы
рыночной системы.
В результате приватизации основная часть государственной собственности
перешла к новым владельцам. Чаще
всего это акционерные
контрольный пакет акций принадлежит администрации и работникам предприятия
или другим юридическим лицам. Отношения между новыми владельцами обычно
бывают неустойчивыми и
то есть не определены границы правомочий каждого владельца. Это называется
размытостью прав собственности. Поэтому предстоит пройти еще долгий путь
урегулирования противоречий, взаимной ''притирки'' новых собственников и
юридического оформления четко определенных прав собственности, прежде чем
появятся настоящие частные собственники.
Тем не менее уже сегодня изменение характера собственности привело к
важным изменениям в функционировании российских предприятий, компаний и
других экономических
проявляются черты субъектов рынка. Это выражается в том, что большинство
экономических организаций:
. руководствуются рыночным
. свободны и независимы в
принятии экономических
В отличие от развитого рыночного хозяйства переходная экономика
характеризуется высоким монополизмом и соответственно слабым развитием
конкурентной среды. Это прямое наследие административно- командной
системы, когда монополии создавались целенаправленно под флагом борьбы с
''параллелизмом'' и ''дублированием''. Поэтому производство однородной
продукции, особенно сложных технических изделий, обычно концентрировалось
на одном-двух предприятиях, которые снабжали своей продукцией всю страну.
В переходный период эти монополии сохранились и даже укрепили свои
позиции. Дело в том, что в отличие от периода административно-командной
экономики в переходный период монополии испытывают гораздо меньшую степень
контроля и регулирования
слабое звено экономической политики во всех постсоциалистических
государствах, что в огромной степени связано с объективными трудностями
контроля над монополиями. Ведь почти все крупные и средние российские
предприятия – монополисты.
Институциональная неполнота –это отсутствие или крайне слабое развитие
некоторых важных институтов рынка.
В России это отсутствие рынка земли. Эта черта специфична для
переходного периода именно в нашей стране и связана с особо сложной и
противоречивой историей аграрных отношений в России. В большинстве других
постсоциалистических стран
Однако другое проявление институциональной полноты характерно для всех
постсоциалистических
закрытия несостоятельных
В России и в других странах с переходной экономикой в самом начале
рыночных реформ были приняты законы о несостоятельности и банкротстве и
созданы специальные государственные ведомства для претворения этих законов
в жизнь. Однако на практике они почти не применяются. Видимыми причинами
такого положения являются несовершенство правовой базы и процедуры
банкротств, загруженность судов. Но на самом деле причина глубже. Она
состоит в том, что в переходный период основная масса предприятий
переживает глубокий кризис, и добросовестное применение законодательств о
несостоятельности обернулось бы закрытием большинства предприятий и
массовой безработицей.
Из-за опасных экономических и социальных последствий массовых
банкротств постсоциалистическое государство стремится не допустить
разорения предприятий. Наиболее важные, стратегические предприятия часто
получают поддержку из госбюджета. В России источником субсидий для
стратегических предприятий
проблемой безработицы (так, автозаводы ЗИЛ и ''Москвич'' получают помощь от
московского правительства). Что касается остальных предприятий, то они
продолжают функционировать, не выполняя своих обязательств перед
поставщиками и кредиторами.
В постсоциалистический период распространение неплатежей первоначально
было обусловлено крайней искаженностью цен, резким и неравномерным
подорожанием топлива, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и
объективной неспособностью предприятий рассчитаться друг с другом в этих
условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство, которое
из-за бюджетного кризиса не может рассчитаться по госзаказам, что ведет к
распространению долгов по ''технологической цепочке'' в виде неплатежей.
Вторая особенность постсоциалистического рынка – структурная
асимметричность. Это означает, что различные сегменты рынка развиты
неравномерно.
Так, товарный рынок и рынок услуг в России мало отличаются от
аналогичных сегментов рыночной системы в западных странах по насыщенности
товарами и услугами, ассортименту, численности и организационно-юридическим
формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.
Но другие сегменты рынка – рынок капитала, труда и земли – развиты
значительно слабее. Так, кредитование производства коммерческими банками,
мобилизация финансовых ресурсов через продажу корпоративных ценных бумаг
(акций и облигаций) и другие формы перелива капитала занимают пока
незначительное место в
трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий (за
исключением ''нового'' частного бизнеса), а также отсутствия возможностей
переезда работников из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы. Не