Методы иследования и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое
общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие
материальные блага. Необходимые
человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление
совершается в процессе производства.

Содержание

Введение

Глава I Институциональные модели становления рыночной экономики
Глава II Шведская модель
Глава III Российская модель рыночной экономики
Заключение

Работа состоит из  1 файл

влад методы.docx

— 71.68 Кб (Скачать документ)

Модель социальной рыночной экономики  означает  экономическую  систему,

функционирующую по рыночным  законам  при  активном  участии  государства  в

поддержании   баланса   между   рыночной   эффективностью    и    социальной

справедливостью. Социальная рыночная экономика – это прежде  всего  рыночная

экономика, но государство является в ней активным участником  экономического

процесса.

Модель социальной рыночной экономики  обладает  совокупностью  следующих

отличительных признаков.

1.Индивидуальная  свобода.  Она   необходима   для   децентрализованного

принятия решений и функционирования рыночных механизмов.

2.  Социальная  справедливость.  Государственная  социальная   политика

должна быть обращена к людям, которые  не вовлечены в экономический  процесс,

и предотвращать  чрезмерное  неравенство  в  доходах,  иных  материальных  и

социальных показателях уровня жизни.

3.  Антициклическая  политика.  Конкурентная  и   социальная   политика

действенна  только  в  условиях  стабильной  экономики.  Поэтому   колебания

деловой конъюнктуры,  сопровождающиеся  ухудшением  материального  положения

граждан, должны быть сведены к  минимуму.

4. Политика роста – создание  правовых основ, инфраструктуры  и  стимулов

для модернизации производственных мощностей  и использования  технологических

инноваций.

5.  Структурная  политика  –  целенаправленное  преодоление   природных,

технических  и   других   причин,   мешающих   структурной   (отраслевой   и

региональной) адаптации  экономики  к  требованиям  внутреннего  и  мирового

рынков.

6. Принцип поддержания конкуренции.  Достижение вышеперечисленных   целей

не должно достигаться  за  счет  подавления  или  существенного  ограничения

конкурентных начал экономической  деятельности.

7.  Социальное  партнерство.  Текущие  вопросы  найма   и  оплаты  труда

решаются в двустороннем  порядке  между  работодателями  и  работниками  при

посредничестве, в случае необходимости, государства.

Сущность  административно-командной   системы   составляло   всевластие

государства. В рыночной экономике  оно  занимает  совсем  иное  положение  и

выполняет совсем иные функции.

Этот процесс протекает  во  взаимодействии  с  формированием  рынка.  В

переходный период рынок не  сложился  в  целостную  и  эффективную  систему,

поэтому проведение реформ требует  не только участия рыночных институтов,  но

и организующей силы государства.

Наиболее видимым проявлением  изменения роли государства в  экономике  в

первые годы трансформации была экономическая либерализация.  Фактически  она

сводилась к отказу государства  от монополии на ведение тех  или  иных  видов

хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило  всем  субъектам

рынка устанавливать цены (либерализация  цен), покупать  и  продавать  валюту

(либерализация валютного рынка)  и осуществлять экспортно-импортные   операции

(либерализация внешней торговли). Всем памятен  Указ  президента  о  свободе

торговли, который разрешил заниматься торговой деятельностью  –  от  уличной

торговли до образования торговых компаний – любым физическим  и  юридическим

лицам.

Воздействие  государства  на   формирование   институциональной   среды

выражается  прежде  всего  в  законотворчестве  и  контроле  за  соблюдением

законов.

Корпус рыночного  хозяйственного  права  должен  включать  как  минимум

четыре основные части:

1)права собственности;

2)контрактные отношения (договоры  между экономическими агентами);

3)порядок начала и окончания  хозяйственной деятельности;

4)поддержание конкурентной среды.

В переходный период к корпусу рыночного  права следует  добавить  особые

экономико-правовые  процедуры,  регулирующие  переход  к  рынку   (например,

приватизация).

Наша страна вступила в период трансформации  при отсутствии или  крайней

слабости формальных (и неформальных) основ для экономической деятельности  в

условиях рынка.

В течении 1992-1996гг этот  институциональный  вакуум  был  в  основном

заполнен  благодаря  активной  законотворческой  деятельности   государства.

Особо  важную  роль   сыграли   ''экономические   статьи   Конституции   РФ,

Гражданский   кодекс,   законы   о   предприятиях   и    предпринимательской

деятельности, о бюджетном устройстве, о разграничении  полномочий  в  рамках

Федерации. Конечно, на практике законы оказали очень неравнозначное  влияние

на положение дел в экономике.

За исторически короткий срок после  начала  реформ  в  1992г  российская

экономика проделала огромный  путь.  В  России  успешно  формируются  основы

рыночной системы.

В результате приватизации основная часть государственной  собственности

перешла к новым владельцам. Чаще всего это акционерные общества,  в  которых

контрольный пакет акций принадлежит  администрации и  работникам  предприятия

или другим юридическим лицам.  Отношения  между  новыми  владельцами  обычно

бывают неустойчивыми и запутанными. Права собственности  неспецифицированны,

то есть не определены границы правомочий каждого владельца.  Это  называется

размытостью прав собственности. Поэтому  предстоит  пройти  еще  долгий  путь

урегулирования противоречий, взаимной  ''притирки''  новых  собственников  и

юридического оформления четко  определенных прав  собственности,  прежде  чем

появятся настоящие частные  собственники.

Тем не менее уже сегодня изменение  характера  собственности  привело  к

важным изменениям в  функционировании  российских  предприятий,  компаний  и

других экономических организаций. В их экономической деятельности  явственно

проявляются черты субъектов рынка. Это выражается  в  том,  что  большинство

экономических организаций:

. руководствуются рыночным принципом  максимизации прибы           ли;

. свободны и независимы в  принятии экономических решений.

В  отличие  от  развитого  рыночного  хозяйства  переходная   экономика

характеризуется  высоким  монополизмом  и  соответственно  слабым  развитием

конкурентной  среды.  Это  прямое   наследие   административно-    командной

системы, когда монополии создавались  целенаправленно  под  флагом  борьбы  с

''параллелизмом''  и  ''дублированием''.  Поэтому  производство   однородной

продукции, особенно сложных технических  изделий,  обычно  концентрировалось

на одном-двух предприятиях, которые  снабжали своей продукцией всю страну.

В переходный период эти монополии  сохранились  и  даже  укрепили  свои

позиции. Дело в том, что  в  отличие  от  периода  административно-командной

экономики в переходный период монополии  испытывают гораздо  меньшую  степень

контроля и регулирования государства. Антимонопольная  политика  –  наиболее

слабое   звено   экономической   политики   во   всех   постсоциалистических

государствах, что в огромной  степени  связано  с  объективными  трудностями

контроля над монополиями.  Ведь  почти  все  крупные  и  средние  российские

предприятия – монополисты.

Институциональная неполнота –это отсутствие или крайне слабое  развитие

некоторых важных институтов рынка.

В  России  это  отсутствие  рынка  земли.  Эта  черта  специфична   для

переходного периода именно в нашей  стране  и  связана  с  особо  сложной   и

противоречивой историей аграрных отношений в России.  В  большинстве  других

постсоциалистических стран такой  проблемы нет.

Однако другое проявление институциональной  полноты характерно для  всех

постсоциалистических государств – это отсутствие рыночной селекции  в  форме

закрытия несостоятельных предприятий (банкротств).

В России и в других странах с  переходной  экономикой  в  самом  начале

рыночных реформ были приняты законы  о  несостоятельности  и  банкротстве  и

созданы специальные государственные  ведомства для претворения  этих  законов

в жизнь. Однако на практике они почти  не  применяются.  Видимыми  причинами

такого  положения  являются  несовершенство  правовой   базы   и   процедуры

банкротств, загруженность судов.  Но  на  самом  деле  причина  глубже.  Она

состоит  в  том,  что  в  переходный  период  основная   масса   предприятий

переживает глубокий кризис, и добросовестное  применение  законодательств  о

несостоятельности  обернулось  бы  закрытием   большинства   предприятий   и

массовой безработицей.

Из-за  опасных  экономических   и   социальных   последствий   массовых

банкротств   постсоциалистическое   государство   стремится   не   допустить

разорения предприятий. Наиболее  важные,  стратегические  предприятия  часто

получают  поддержку  из  госбюджета.  В  России  источником   субсидий   для

стратегических предприятий часто  выступают региональные власти,  озабоченные

проблемой безработицы (так, автозаводы ЗИЛ и ''Москвич'' получают помощь  от

московского правительства).  Что  касается  остальных  предприятий,  то  они

продолжают   функционировать,   не   выполняя   своих   обязательств   перед

поставщиками и кредиторами.

В постсоциалистический период распространение  неплатежей  первоначально

было  обусловлено  крайней  искаженностью  цен,   резким   и   неравномерным

подорожанием топлива,  материалов,  полуфабрикатов  и  готовой  продукции  и

объективной неспособностью предприятий  рассчитаться друг  с  другом  в  этих

условиях. Позднее основным источником неплатежей стало государство,  которое

из-за бюджетного кризиса не может  рассчитаться по госзаказам,  что  ведет  к

распространению долгов по ''технологической  цепочке'' в виде неплатежей.

Вторая   особенность   постсоциалистического   рынка   –    структурная

асимметричность.  Это  означает,  что  различные  сегменты   рынка   развиты

неравномерно.

Так,  товарный  рынок  и  рынок  услуг  в  России  мало  отличаются  от

аналогичных сегментов рыночной системы  в западных  странах  по  насыщенности

товарами и услугами, ассортименту, численности и  организационно-юридическим

формам компаний и других организаций, действующих на этих рынках.

Но другие сегменты рынка – рынок  капитала,  труда  и  земли  –  развиты

значительно слабее. Так, кредитование  производства  коммерческими  банками,

мобилизация финансовых ресурсов через  продажу  корпоративных  ценных  бумаг

(акций  и  облигаций)  и   другие  формы  перелива  капитала  занимают   пока

незначительное место в финансировании производства. Очень низка  мобильность

трудовых ресурсов из-за избыточной занятости на большинстве предприятий  (за

исключением ''нового'' частного бизнеса), а  также  отсутствия  возможностей

переезда  работников  из  трудоизбыточных  в  трудодефицитные  регионы.   Не

Информация о работе Методы иследования и регулирования