Методы иследования и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание

На какой бы ступени исторического развития ни находилось человеческое
общество, люди, чтобы жить, должны иметь пищу, одежду, жилищные и другие
материальные блага. Необходимые
человеку средства существования должны быть произведены. Их изготовление
совершается в процессе производства.

Содержание

Введение

Глава I Институциональные модели становления рыночной экономики
Глава II Шведская модель
Глава III Российская модель рыночной экономики
Заключение

Работа состоит из  1 файл

влад методы.docx

— 71.68 Кб (Скачать документ)

чтобы они своим трудом обеспечили себе достойную жизнь; с другой  стороны

- государственную поддержку нетрудоспособных  и социально уязвимых  членов

общества.

Основной экономический аргумент в пользу  рыночной  системы  состоит  в

том, что она  способствует  эффективному  распределению  ресурсов.  Согласно

этому  тезису,  конкурентная   рыночная   система   направляет   ресурсы   в

производство  тех  товаров  и  услуг,  в  которых  общество   больше   всего

нуждается.   Она   диктует   применение   наиболее    эффективных    методов

комбинирования  ресурсов  для  производства  и  способствует  разработке   и

внедрению новых,  более  эффективных  технологий  производства.  ''Невидимая

рука'', таким образом, управляет  личной выгодой. Она  обеспечивает  общество

производством  наибольшего  количества  необходимых  товаров  из   имеющихся

ресурсов.  Это,  следовательно,  предполагает   максимальную   экономическую

эффективность. Именно эта презумпция эффективности распределения  заставляет

большинство  экономистов  сомневаться  в  необходимости   правительственного

вмешательства в функционирование свободных  рынков,  или  правительственного

регулирования  их  операций,  за  исключением  тех  случаев,   когда   такое

вмешательство становится вынужденным.

Важным неэкономическим аргументом в пользу  рыночной  системы  является

свобода. Одна из фундаментальных  проблем организации общества заключается  в

том, как координировать экономическую  деятельность  множества  индивидов  и

предприятий.  Существует  два  способа  такой  координации:   один   -   это

централизованное управление и  использование мер принуждения;  другой  -  это

добровольное  сотрудничество  через  посредство   рыночной   системы.   Лишь

рыночная система  способна  координировать  экономическую  деятельность  без

принуждения. Рыночная система  представляет  свободу  предпринимательства  и

выбора; собственно, на этой основе она  и  преуспевает.  Предпринимателей  и

рабочих не перегоняют по правительственным  директивам  из  одной  отрасли  в

другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий,  установленных

каким-либо всемогущим правительственным  ведомством. Напротив,  при  рыночной

системе они свободно  могут  добиваться  увеличения  собственной  выгоды,  с

учетом, конечно, вознаграждений и  наказаний, которые они получают  от  самой

рыночной системы.

Рыночный механизм имеет как  преимущества, так и недостатки.  Позитивные

функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это  не

означает, однако, что рыночные отношения  являются абсолютно  совершенными  и

во всем обеспечивают прогрессивное  развитие общества. У рыночного  хозяйства

есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование  рыночной  системы  основано  на  стихийном

действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость  экономики,

неизбежно возникающие  диспропорции  устраняются  не  сразу.  Восстановление

равновесия осуществляется порой  через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при  бесконтрольности  рыночной  среды  неизбежно  возникают

монополизированные структуры, ограничивающие свободу  конкуренции  со  всеми

ее   позитивными   функциями,   создающие   неоправданные   привилегии   для

ограниченного круга субъектов  рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику

на   удовлетворение   многих   общественных   потребностей,   внутренне   не

способствует формированию фондов, идущих на  удовлетворение  нужд  общества,

не связанных непосредственно  с  бизнесом.  Прежде  всего,  это  формирование

социальных   трансфертов    (пенсии,    стипендии,    пособия),    поддержка

здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры,  спорта  и  многих

других социально ориентированных  сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного

населения и гарантированный трудовой доход. Каждый  вынужден  самостоятельно

заботиться о своем месте  в  обществе,  что  неизбежно  ведет  к  социальному

расслоению, то есть  делению  на  богатых  и  бедных,  усиливает  социальную

напряженность.  Рыночные  отношения  создают   благоприятные   условия   для

проявления корыстных интересов, порождающих  спекуляцию,  коррупцию,  рэкет,

торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка  проявляются и в переходной экономике,

что подтверждает опыт России.

Вместе с тем эти черты  рыночного  несовершенства  могут  быть  смягчены

осуществлением разумной экономической  политики. Здесь  особенно  важны  меры

государственного регулирования  хозяйства путем перераспределения  средств  в

пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть  обеспечены  чисто

рыночными источниками, а также  меры социальной политики.

 

 

 

 

 

Глава II Шведская модель

Термин “шведская модель” возник в  связи  со  становлением  Швеции  как

одного из самых развитых в социально-экономическом  отношении государств.  Он

появился  в конце 60-х годов, когда  иностранные наблюдатели  стали  отмечать

успешное  сочетание  в  Швеции  быстрого  экономического  роста  с  обширной

политикой  реформ  на  фоне  относительной  социальной  бесконфликтности   в

обществе.  Этот  образ  успешной  и  безмятежной  Швеции   особенно   сильно

контрастировали тогда  с  ростом  социальных  и  политических  конфликтов  в

окружающем мире.

Сейчас этот термин используется в  различных значениях и имеет  разный

смысл в зависимости от того, что  в  него  вкладывается.  Некоторые  отмечают

смешанный характер  шведской  экономики,  сочетающей  рыночные  отношения  и

государственное регулирование, преобладающую  частную собственность  в  сфере

производства и обобществление потребления.

Другая характерная черта послевоенной Швеции  -  специфика  отношений

между трудом и капиталом на рынке  труда. На  протяжении  многих  десятилетий

важной  частью  шведской  действительности  была  централизованная   система

переговоров о заключении коллективных договоров в области  заработной  платы

с участием мощных  организаций  профсоюзов  и  предпринимателей  в  качестве

главных  действующих  лиц,  причем  политика  профсоюзов   основывалась   на

принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из  того,  что  в

шведской политике явно выделяются две доминирующие цели :  полная  занятость

и выравнивание доходов, что  и  определяет  методы  экономической  политики.

Активная политика на высокоразвитом  рынке  труда  и  исключительно  большой

государственный  сектор  (при  этом  имеется  в  виду  прежде  всего   сфера

перераспределения, а не государственная  собственность)  рассматриваются  как

результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это  весь  комплекс

социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким  уровнем

жизни и  широким  масштабом  социальной  политики.  Таким  образом,  понятие

“шведская модель” не имеет однозначного  толкования.

Основными целями модели, как уже  отмечалось,  в  течение  длительного

времени были полная  занятость  и  выравнивание  доходов.  Их  доминирование

может быть объяснено уникальной силой  шведского  рабочего  движения.  Более

полувека - с 1932 г. (за исключением  1976-1982  гг.)  -у  власти  находится

Социал-демократическая партия Швеции  (СДРПШ)  .  В  течение  десятилетий  с

СДРПШ тесно сотрудничает Центральное  объединение  профсоюзов  Швеции  ,  что

усиливает реформистское рабочее  движение  в  стране.  Швеция  отличается  от

других стран принятием полной занятости  в  качестве  главной  и  неизменной

цели экономической  политики,  а  шведский  народ  в  целом  -  активный  ее

сторонник.

Шведская модель организации экономической  и политической жизни позволяет

выделить те принципы, которые обеспечили этой стране развитие на  протяжении

длительного  времени  без  социальных  потрясений,   глубоких   политических

конфликтов,  обеспечивая  при  этом  высокий  уровень  жизни  и   социальных

гарантий для большинства населения. Назовём главные из них:

высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер

отношений  между  разными  социальными  слоями  и   группами   населения   и

политическими партиями, сложившийся  на основе взаимного  понимания  коренных

интересов, признания их законного  характера и готовности решать  даже  самые

острые  вопросы  на  основе  социально  приемлемых  компромиссов  и  научной

экспертизы (кооперационная культура);

в экономической сфере – высокая  конкурентоспособность в промышленности,

базирующаяся  на  создании  особого  сектора   экономики,   основанного   на

интеграции между наукой, образованием  и  производством,  на  взаимодействии

государственных институтов  с  частным  бизнесом,  сотрудничестве  или  даже

сращивании крупных предприятий  с малыми и средними в единые крупные  научно-

производственные  системы,   функционирующие   как   будто   самостоятельно,

интеграции  различных  сфер  деятельности,  начиная  от  производства  новых

знаний    до    их    освоения    инновационным    предпринимательством    и

крупномасштабного тиражирования  освоенных  образцов  изделий  (инновационный

климат);

в  социальной  области  –  возрастание  среди   традиционных   факторов

производства (труд – капитал –  технологии  –  природные  ресурсы)  значения

человеческого   фактора   –   высококвалифицированного   и   инновационного,

творческого по характеру  труда,  которое  получило  выражение  в  концепции

''человеческого  капитала''  и   социальной  направленности  и   экономической

стабильности общества  и  вызывающей  к  жизни  могучие  созидательные  силы

социума шведского типа (социальная ориентация).

Основанный на этих принципах шведский тип  организации  жизни  общества

обеспечивает  высокий  уровень   экономической   эффективности   и   высокие

жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель  базируется  на

получении своеобразной  ''технологической  ренты'',  получаемой  страной  на

внутреннем  и  мировом  рынках  за  высокое   качество   и   инновационность

продукции.  Разумеется,  Швеция  не   является   исключением   в   отношении

формирования уникальной  социально-экономической  модели,  скорее  ее  можно

классифицировать как шведский вариант  ''общества  всеобщего  процветания'',

хотя и ''продвинутый''.

Опыт Швеции интересен в том  отношении, что в ее социально-экономической

практике общие закономерности развития  социально  ориентированной  рыночной

системы   хозяйства,   присущие   любым    другим    странам    на    стадии

Информация о работе Методы иследования и регулирования