Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа
Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Размахи потоков и драматизм положения, как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество. Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
1.1 Понятие, виды и причины возникновения международной
миграции рабочей силы
4
1.2 Экономические последствия миграции рабочей силы 11
1.3 Мировая проблема «утечки умов» 17
1.4 Масштабы и центры притяжения миграции рабочей силы 19
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 23
2.1 Иммиграционная политика 24
2.2 Эмиграционная политика 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1 Миграционная политика РФ 30
3.2 Масштабы и основные центры притяжения мигрантов РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5. Новые индустриальные страны.
В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. На душу населения.
Источник
эмиграции – развивающиеся
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Миграционные
процессы оказывают многоаспектное
влияние на страны иммиграции и эмиграции.
Естественно, что любое государство,
осуществляя экономическую
Практически все страны применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов. [2, c. 103-132]
Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников.
Проблемы,
которые несет с собой
Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции.
Миграционная
политика подразделяется на иммиграционную
и эмиграционную. Сначала рассмотрим
иммиграционную политику.
2.1
Иммиграционная политика
Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции.
Двухсторонние
соглашения принимают вид
Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:
- работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
- специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
- представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
- специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);
- крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. [5, c. 201-234]
К ограничительным инструментам иммиграционной политики относят:
1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности.
2. Введение возрастного ценза для въезжающих.
3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.
4. Ограничения политического характера.
5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.
6. Ограничение времени работы в стране.
7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.
8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.
9. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.
Проблемами
трудовой иммиграции занимаются государственные
институты принимающих стран, действующие
на основе национального
В
большинстве стран разрешение на
въезд иммигранту выдается на основании
подписанного контракта с нанимателем
о его трудоустройстве и
Общим
для всех стран иммиграции является
положение о том, что, несмотря на
имеющееся законодательство, его
применение зависит от колебаний
конъюнктуры рынка труда, специальности
и квалификации мигранта, от страны
его происхождения.
2.2
Эмиграционная политика
Двойственное воздействие эмиграции на экономику и демографию отражается и в эмиграционной политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).
Выделяют
следующие направления
1. стимулирование трудовой миграции;
2. ограничение трудовой миграции;
3. создание условий для реэмиграции;
4. создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.
Эмиграционная политика включает в себя следующие инструменты:
- жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;
- лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;
- проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;
- проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;
- разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;
- выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса. [4, c. 216-237]
В
условиях давления со стороны профсоюзов,
которые видят в наплыве