Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Размахи потоков и драматизм положения, как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество. Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
1.1 Понятие, виды и причины возникновения международной
миграции рабочей силы
4
1.2 Экономические последствия миграции рабочей силы 11
1.3 Мировая проблема «утечки умов» 17
1.4 Масштабы и центры притяжения миграции рабочей силы 19
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 23
2.1 Иммиграционная политика 24
2.2 Эмиграционная политика 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1 Миграционная политика РФ 30
3.2 Масштабы и основные центры притяжения мигрантов РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Международная миграция рабочей силы.docx

— 257.95 Кб (Скачать документ)

     5. Новые индустриальные страны.

     В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

     Практически все страны, в которые иммигрирует  более 25 тыс. человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. На душу населения.

     Источник  эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых – Мексика  и страны Азии. 
 

     2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА   

        

     Миграционные  процессы оказывают многоаспектное влияние на страны иммиграции и эмиграции. Естественно, что любое государство, осуществляя экономическую политику, не может не регламентировать процессы трудовой миграции. С этой целью  оно проводит определенную миграционную политику. Государственная миграционная политика — это политика государства, направленная на регулирование экспорта/импорта  рабочей силы из данной страны или  в нее.

     Практически все страны применяют меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных, но и нелегальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов. [2, c. 103-132]

     Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных  мигрантов получить для своей  экономики нужных работников.

     Проблемы, которые несет с собой международная  миграция рабочей силы, привела к  созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в  международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли.

     Законодательства  большинства стран, регулирующие въезд  иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими  там, на постоянное место жительства. Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции.

     Миграционная  политика подразделяется на иммиграционную и эмиграционную. Сначала рассмотрим иммиграционную политику. 

     2.1 Иммиграционная политика 

     Одним из важных методов регулирования  иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые  могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы  ввести количественные ограничения  в процесс трудовой миграции.

     Двухсторонние соглашения принимают вид межправительственных или межведомственных договоров. В  обоих случаях в качестве уполномоченных выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а в Швейцарии – Федеральное  ведомство промышленности, ремесел  и труда. Подписанные соглашения реализуются следующим образом: запрос о кандидатах-мигрантах направляется в уполномоченный орган своего государства, который изучает его соответствие условиям соглашения и переправляет его уполномоченному органу принимающей  страны. [4, c. 412-453]

     Многосторонние  соглашения получили распространение  в Западной Европе. Между ее странами на различных уровнях в последнее  время происходят переговоры о проведении единой иммиграционной политики. Так, в январе 1991 г. на Венской конференции было принято совместное коммюнике с целью нейтрализации волны неконтролируемой эмиграции из стран бывшего СССР.

     Большинство принимающих стран используют селективный  подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов  варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий:

     - работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, — строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

     - специалисты для новых и перспективных отраслей — программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;

     - представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);

     - специалисты с мировым именем (музыканты, артисты, ученые, спортсмены, писатели);

     - крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. [5, c. 201-234]

     К ограничительным инструментам иммиграционной политики относят:

     1. Качественные требования к профессиональной квалификации иностранной рабочей силы, в частности, наличие сертификата об образовании и стажа работы по специальности.

     2. Введение возрастного ценза для въезжающих.

     3. Проверка состояния здоровья потенциальных иммигрантов.

     4. Ограничения политического характера.

     5. Прямое квотирование импорта рабочей силы, выражающееся в законодательно устанавливаемом соотношении численности иностранных и национальных кадров на предприятии.

     6. Ограничение времени работы в стране.

     7. Запреты на профессии в явной или косвенной форме, выражающиеся в принятии законов, содержащих подробный перечень профессий, заниматься которыми иностранцам запрещено.

     8. Национально-географические приоритеты, отражающие предпочтительные регионы иммиграции.

     9. Система санкций, действующих в отношении незаконных трудящихся-мигрантов, а также лиц, занятых незаконным импортом рабочей силы и работодателей, незаконно использующих труд мигрантов.

     Проблемами  трудовой иммиграции занимаются государственные  институты принимающих стран, действующие  на основе национального законодательства, а также подписанных двухсторонних  и многосторонних соглашений. Обычно в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три  государственных ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через  свое консульское управление выдачей  въездных виз, министерство юстиции  в лице службы по иммиграции или  иные органы пограничного контроля, которые  непосредственно исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы.

     В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании  подписанного контракта с нанимателем  о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что  данная работа, поскольку требует  специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах  перед выдачей разрешения на въезд  потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

     Общим для всех стран иммиграции является положение о том, что, несмотря на имеющееся законодательство, его  применение зависит от колебаний  конъюнктуры рынка труда, специальности  и квалификации мигранта, от страны его происхождения. 

     2.2 Эмиграционная политика 

     Двойственное  воздействие эмиграции на экономику  и демографию отражается и в эмиграционной  политике (государств, из которых идет отток трудовых ресурсов).

     Выделяют  следующие направления эмиграционной политики государств:

     1. стимулирование трудовой миграции;

     2. ограничение трудовой миграции;

     3. создание условий для реэмиграции;

     4. создание условий для адаптации реэмигрантов на родине.

     Эмиграционная политика включает в себя следующие  инструменты:

     - жесткие требования к фирмам-посредникам, занимающимся вербовкой рабочей силы, по предоставлению ими финансовых и юридических гарантий трудоустройства и создания нормальных жизненных условий для эмигрантов;

     - лимитирование выдачи загранпаспортов; запрет (прямой или косвенный) на выезд отдельных категорий работников и введение эмиграционных квот; установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет;

     - проведение валютной и банковской политики поощрения валютных переводов из-за рубежа; предоставление льгот по валютным вкладам;

     - проведение таможенной политики, предусматривающей таможенные льготы для возвращающихся трудящихся-эмигрантов;

     - разработка программы рабочих мест для реэмигрантов;

     - выдача кредитов и предоставление льгот реэмигрантам на постройку и приобретение жилья, выдача кредитов для открытия собственного бизнеса. [4, c. 216-237]

     В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов  главную причину безработицы, правительства  многих западных стран с начала 80-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:

  1. Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой.
  2. Программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине.
  3. Программы экономической помощи странам с массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы