Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 13:41, курсовая работа

Описание

Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. Размахи потоков и драматизм положения, как добровольных мигрантов, так и вынужденных в отдельные исторические эпохи и годы превращаются в глобальные проблемы. Для разрешения этих проблем требуется широкое международное сотрудничество. Поэтому в современных условиях особенно большое внимание уделяется проблемам международной трудовой миграции, ее регулирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ 4
1.1 Понятие, виды и причины возникновения международной
миграции рабочей силы
4
1.2 Экономические последствия миграции рабочей силы 11
1.3 Мировая проблема «утечки умов» 17
1.4 Масштабы и центры притяжения миграции рабочей силы 19
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 23
2.1 Иммиграционная политика 24
2.2 Эмиграционная политика 27
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 30
3.1 Миграционная политика РФ 30
3.2 Масштабы и основные центры притяжения мигрантов РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Международная миграция рабочей силы.docx

— 257.95 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на активные действия правительств принимающих  стран, Большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления  отъезд иностранных рабочих на родину резко уменьшался по мере того, как  сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства  стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее  реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции. [6, c. 310-345]

     Итак, государственное регулирование  международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование  осуществляется через принятия финансируемых  из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной  рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция).  
 

     3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     
    1. Миграционная  политика РФ
 

     Россия  не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к  рыночным отношениям, экономические  и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны  привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х  годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего  из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

     Рост  безработицы подтолкнул сотни тысяч  российских граждан, в том числе  высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом.

     Это один из крупнейших исходов населения  в последние десятилетия нынешнего  столетия. На Конференции стран СНГ  в Женеве по проблемам беженцев и  эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни  тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и  из других регионов.

     Правительство Российской Федерации вынуждено  в этих условиях формировать и  осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

     Выход России на внешние рынки труда  предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д. [7, c.401]

     Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование  миграционных потоков, преодоление  негативных последствий стихийно развивающихся  процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной  реализации прав мигрантов.

     Практическому претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство  за границей, способствуют заключенные  международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

     Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы  лицензирования позволило пресечь  недобросовестную деятельность со стороны  ряда фирм и агентств. В то же время  многие вопросы, в том числе связанные  с возвращением мигрантов, требуют  дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной  базы регулирования миграционных процессов  в РФ продолжается.

     Наиболее  важные аспекты российской миграционной политики:

     - реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

     - гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

     - обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

     Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей  и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

     В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются:

     -обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран;

     - разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции;

     - обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России.

     Немаловажное  значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

     В области экспорта рабочей силы при  разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется:

     - улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы;

     - привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы;

     - защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом;

     - получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

     Принципиальное  значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам  для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать  специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую  им конкретную помощь. Возможно также  предоставление различных налоговых  льгот и льготное кредитование. Как  и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности. [5, c. 370-431]

     С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

     - введение специальных депозитных счетов;

     - продажа земельных участков под строительство;

     - выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

     - создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

     - открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

     - создание специального пенсионного фонда.

     В настоящее время РФ, которая переживает демографический кризис, связанный  со снижением рождаемости и увеличением  смертности, вынуждена противостоять  ему за счет выхода на мировой рынок  рабочей силы и увеличения притока  иммигрантов в страну. В перспективе  Россия могла бы экспортировать за рубеж 1–1,5 млн. человек, получая ежегодно 10–20 млрд. долларов.

     Для России проблема международной трудовой миграции на сегодняшний день является крайне актуальной, при этом значимую долю на рынке труда занимает нелегальная  миграция. Совокупный годовой заработок мигрантов, работающих в России, составляет приблизительно 20 млрд. долларов, а по данным Центрального Банка России, в прошлом году мигранты вывезли из страны более 3 млрд. долларов в виде денежных переводов и более 10 млрд. долларов наличными. Также, стоит отметить то, что ежегодно в Россию приезжают более 20 млн. мигрантов (это почти 20% от численности трудоспособного населения страны), половина которых осуществляет свою трудовую деятельность нелегально. В то же время, по данным Федеральной миграционной службы, с учетом того, что зарплата нелегального мигранта обычно в два-три раза ниже, чем у гражданина России, вклад мигрантов в ВВП России составляет не менее 50 млрд. долларов, что является ощутимым для российской экономики. [3, c. 306-345]

     Несмотря  на то, что в России порядок трудовой миграции сменился с разрешительного на уведомительный, политика государства в отношении труда мигрантов претерпела значительные изменения за последнее время и сейчас продолжает формироваться, вбирая в себя лучший опыт зарубежных стран.

     Таким образом, в России существует  правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции. 

     
    1. Масштабы  и основные центры притяжения мигрантов РФ
 

     Масштабы  трудовой миграции в Россию в течение  последнего десятилетия стабильно  увеличивались. В 2006 году число официально работающих в России мигрантов превысило 1 млн. человек, а в 2008 году – приблизилось к 2,5 млн.

     

     Рис 3 - Численность трудовых мигрантов в России, тыс. человек.

     Источник: 9.

     Статистика  фиксирует официальную или регулируемую часть трудовой миграции, но общий  масштаб ежегодной трудовой миграции в Россию в разы превышает регулируемую составляющую: его оценки колеблются от 5 до 10 миллионов человек.

     Спад  миграции в 2009 году, фиксируемый официальной  статистикой, отразил как общее  кризисное снижение спроса на рабочую  силу, так и ужесточение правил приема трудовых мигрантов, продиктованное желанием защитить национальных работников. Нерегулируемая составляющая, менее  зависящая от мер миграционной политики, сократилась значительно меньше, что привело к резкому повышению  доли теневой миграции и соответствующему снижению доли официальной ее части.

     В целом обвала миграции в регионе не произошло. По оценкам экспертов потоки сократились примерно на 15-20%. Многие мигранты предпочли оставаться в России и занять «выжидательную» позицию.

     Доля  иностранной рабочей силы в общей  численности работников. Трудовая миграция уже сегодня является условием успешного  функционирования многих секторов российской экономики. Это относится к таким  отраслям, как строительство, торговля, транспорт, ремонт дорог, добыча нефти  и газа, сельское хозяйство, уборка, жилищно-коммунальное хозяйство, домашние услуги. Так, если в среднем по России в 2009 г. доля легальной иностранной рабочей силы в общей численности занятых составляла 3,4%, то в строительстве она равнялась 16%. [7, c. 123-234]

     

     Рис 4 - Доля иностранной рабочей силы в общей численности работников в России в 2009г.

     Источник: 9.

     Особенно  велик спрос на иностранных работников в крупных городах и мегаполисах  страны. В Москве иностранная рабочая сила составляла в 2009 году 4,8% от общей численности занятых в экономике, в том числе в строительстве – 11%, в коммунальных услугах – 7%.

     Учитывая нерегулируемую составляющую трудовой миграции, доля иностранной рабочей силы может приближаться к 10% общей численности занятых в России, что примерно соответствует доле иностранных работников в таких странах Европы, как Испания, Германия, Бельгия.

     Структура трудовой миграции по сферам занятости. Согласно официальным данным, более 80% легальных иностранных работников занято в пяти основных видах экономической деятельности: строительстве, оптовой и розничной торговле (включая ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий), сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, добыче полезных ископаемых, транспорте и связи.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы