Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:44, доклад

Описание

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право.

Содержание

1. Сущность международной торговли....................................................................3
2. Современные теории международной торговли.................................................6
3. Формы и методы организации международной торговли.................................12
4. Современное состояние и тенденции развития международной
торговли.................................................................................................................14
5. Роль международных организаций в международной торговле......................17
5.1. Понятие и сущность ВТО. Роль ВТО в регулировании
международной торговли..............................................................................17
5.2. Юнктад (конференция ООН по торговле и развитию)..............................20
5.3. МТП (международная торговая палата)......................................................24
5.4. МТО (международная таможенная организация)......................................27
5.5. Проблема вступления России в ВТО: современное
состояние и перспективы.............................................................................28
6. Международная торговля в России....................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Торговля.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Соотношение экспорта и импорта товаров и  услуг открытой экономики оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. Экспорт, как и потребление инвестиций, вызывает увеличение объема производства внутри страны.

     В случае увеличения импорта произойдет переориентация части расходов с  потребления и инвестиций на импорт, т.е. услуги, произведенные в других странах. А это уже повлечет сокращение спроса на продукты отечественного производства, свертывание рабочих мест, сокращение доходов. 

     2. Современные теории  международной торговли 

     Изменения, произошедшие в развитии мировой экономики и международной торговли во второй половине XX в., не опровергли основных положений классической теории. Между тем ряд фактов, которые сложились в последние десятилетия, обусловили возникновение новых теорий, отражающих реалии современного этапа экономического и технологического развития мирового сообщества. Дополнительный импульс в развитие современных теорий международной торговли внесли достижения таких ведущих экономических наук XX в., как менеджмент и маркетинг. 

     Теория  жизненного цикла продукта. 

     Используя одну из фундаментальных концепций  маркетинга, модель жизненного цикла  продукта, американский экономист Р. Вернон в 1966 г. выдвинул предположение, что для многих промышленных товаров, являющихся объектами международной  торговли, сравнительное преимущество может со временем перемещаться из одной страны в другую. Жизненный цикл продукта включает четыре стадии (фазы): возникновение, рост, зрелость и спад. Каждая из перечисленных стадии характеризуется определенной величиной издержек производства данного товара, специфическим соотношением спроса и предложения на него как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

     Появление нового товара — первая стадия цикла  — в подавляющем большинстве  случаев связано с рынком промышленно  развитых стран, поскольку для этого необходимы значительные ресурсы и высококвалифицированная рабочая сила. На первой стадии новый продукт завоевывает рынок страны его возникновения, вывоз его за рубеж случаен, не носит целевого характера. 

     На  второй стадии по мере роста спроса на данный товар как отражение его растущего признания на внутреннем рынке возникает и растет спрос на новый товар на зарубежных рынках. Товар начинает экспортироваться. Наряду с этим массовый характер производства и спроса на данный товар стимулирует появление аналогичных производств в других странах, чему способствует также превращение производства данного товара из оригинального в стандартизированное. Таким образом возникают первые ограничения экспорта товара.

     Приближаясь к третьей стадии — стадии зрелости — производители товара в промышленно развитых странах начинают сталкиваться с замедлением роста спроса на него. Поддержание прежнего уровня спроса возможно лишь при снижении цен на товар. Одновременно у производителей возникает проблема снижения издержек производства, поиска возможностей привлечения более дешевых факторов производств. Одним из выходов из сложившейся ситуации является перемещение производства данного товара в страны с более низкими издержками производства. Чаще всего это — развивающиеся страны, где благодаря более дешевой рабочей силе, небольшой арендной плате, низкому залоговому бремени товар выпускают по более низкой цене. Следовательно, на третьей стадии жизненного цикла экспорт товара из страны-новатора сменяется вывозом производства данного товара в страну-имитатора. Как правило, параллельно с отказом от производства морально устаревающей модели и перемещением ее производства за рубеж в стране возникновения данного товара появляются первые образцы новой модели, т.е. наступает первая стадия жизненного цикла для нового образца выпускаемой продукции.

     На  четвертой стадии — стадии спада  — продукция окончательно устаревает, спрос на нее падает несмотря на снижение цен.

     Таким образом, на первых двух стадиях жизненного цикла продукта страна-новатор имеет сравнительное преимущество в его производстве, на третьей стадии оно переходит к стране-имитатору, куда перемещается производство устаревающей модели. Следовательно экспорт товара сменяется его импортом. 

     Теория  “технологического разрыва”. 

     В результате неравномерности протекания научно-технического прогресса нововведения в одной из отраслей производства первоначально возникают в одной  или нескольких ведущих странах. Благодаря возникшей ситуации эти  страны в течение определенного  времени занимают монопольное положение в мире в производстве и реализации продукта-новинки. Таким образом преимущество, получаемое страной-новатором, является результатом возникшего технологического разрыва в уровнях развития между отдельными странами. Такая ситуация может внести изменения во внешнеторговую специализацию страны, поощряя ее к частичному или полному отказу от выпуска традиционной продукции, в которой она обладает относительными преимуществами, и к переходу к выпуску оригинальной, не имеющей аналогов в мире продукции. Однако в отличие от традиционной внешнеторговой специализации страны специализация, возникающая в результате технологического разрыва, — явление временное. К моменту преодоления технологического разрыва и исчезновения монополии на нововведение производство данного товара сосредотачивается в той стране, которая обладает сравнительными преимуществами. 

     Теория  предпочтения сходства. 

     Все рассмотренные ранее теории международной  торговли объединяет то, что в них  источник сравнительных преимуществ связан с характеристиками предложения (производства). Экспортная специализация страны обусловливается присущими ей минимальными издержками производства. Американский экономист С. Линдер полагает, что в международной торговле промышленными товарами направления товаропотоков зависят от характеристик спроса не меньше, чем от предложения. Он выдвинул гипотезу о том, что набор (ассортимент) товаров, производимых в отдельной стране, не совпадает с разнообразием потребностей ее потребителей. Международная торговля является средством получения недостающего ассортимента товаров. Основываясь на этом предположении, можно указать, какие страны будут наиболее вероятными торговыми партнерами, т.е. иметь преобладающий удельный вес во взаимной торговле. Очевидно, решающую роль здесь будет играть сходство (близость) уровней жизни и соответствующих им жизненных стандартов. Потребители в таких странах стремятся потреблять товары схожего ассортимента и качества, что и объясняет преобладание во внешней торговле промышленно развитых стран торговых партнеров из стран того же уровня экономического развития.

     Следует еще раз подчеркнуть, что положения  теории предпочтения сходства относятся  исключительно к торговле промышленными  товарами. Что касается международной  торговли сырьем или сельскохозяйственной продукцией, то ее географическая структура вполне отвечает положениям теории Хекшера–Олина. 

       Теория конкурентных преимуществ  М. Портера 

     Во  второй половине XX в. в международной  торговле произошли серьезные изменения  в условиях конкуренции, ее товарной и географической структурах. Динамичное развитие комплекса обрабатывающих отраслей промышленности, составляющего основу экономического прогресса, обусловило относительное снижение роли стран, располагающих большими запасами природных ресурсов, и закрепление лидирующего положения за промышленно развитыми странами. В товарной структуре мировой торговли стала преобладать торговля готовой продукцией. Прежде преимущество в международной торговле было связано в первую очередь с обстоятельствами, унаследованными страной (соответственно компаниями данной страны) предыдущих этапов развития национальной экономики. Страны, располагавшие богатыми залежами полезных ископаемых, плодородными землями, дешевой рабочей силой, накопленным капиталом, получали безусловные преимущества в торговле со странами, которые были этим обделены. Теперь же резко возросло значение “рукотворных” факторов конкурентоспособности, т.е. тех, которые связаны с непосредственной деятельностью компаний, стремящихся максимально учесть изменяющиеся требования рынка, разработать и осуществить стратегию по завоеванию прочных позиций на конкретных токарных рынках. Существенно изменились место и роль хозяйственной единицы, отдельной компании. В результате концентрации и централизации собственности возникли ТНК. Именно они в решающей мере обеспечивают динамизм международных, в т.ч. внешнеторговых, отношений, обеспечивают быстрый перевод конкурентных преимуществ из одной страны в другую; на их долю приходится значительная часть международной торговли.

     В 1990 г. американский экономист М. Портер опубликовал исследование “Конкурентные  преимущества стран”, изданное в 1993 г. на русском языке под названием  “Международная конкуренция”. Теория М. Портера, с одной стороны, является безусловным продолжением классической теории международной торговли, а с другой — отражает изменившиеся условия конкуренции на мировых товарных рынках, перемены, произошедшие в отраслевой структуре производства и внешнеторгового обмена, возросшую роль крупных компаний.

     М. Портер отмечает, что международные  преимущества часто сосредоточиваются  в строго определенных отраслях, а  то и в отдельных сегментах  рынка. В качестве главного “действующего  лица” он предлагает рассматривать  фирму (компанию), функционирующую в  относительно сложных отраслях экономики и индустриальных сегментах. Из анализа исключаются отрасли с высокой зависимостью от природных ресурсов, поскольку такие отрасли не являются основой высокоразвитой экономики и конкурентные преимущества в этой группе отраслей легко объясняются с помощью классической теории.

     Теория  М. Портера фокусирует внимание на тех  конкретных свойствах отдельных  наций, которые являются предпосылками  успеха национальной промышленности в  международной конкуренции, на характеристиках  экономической среды, политики правительств, которые могут стать источником конкурентных преимуществ компаний отдельных отраслей экономики, на исключительной важности стратегии в деятельности компаний, стремящихся достичь и сохранить первенствующие позиции как на местных, так и на мировых рынках.

     Многообразие  причин и обстоятельств формируют  национальную среду, способствующую созданию конкурентных преимуществ. М. Портер обобщил  их в четыре комплексных свойства, названных им детерминантами (определяющими  моментами) конкурентного преимущества страны. Детерминанты конкурентного преимущества — характеристики наиболее значимых источников конкурентных преимуществ компаний обрабатывающих отраслей промышленности.

     В числе детерминантов М. Портер называет:

     1) факторные условия, или параметры факторов;

     2) условия спроса, или параметры  спроса;

     3) состояние родственных и поддерживающих  отраслей;

     4) состояние конкуренции в отрасли  и стратегию фирмы.

     Факторные условия, или параметры факторов, включают: трудовые ресурсы (количество, квалификация и стоимость рабочей силы, нормальное рабочее время и трудовая этика); физические (природные) ресурсы (количество, качество, доступность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэнергии, рыбных угодий, климатические условия страны, ее размер и географическое положение); ресурс знаний (научно-техническая, коммерческая информация, влияющая на товары и услуги); денежные ресурсы (количество и стоимость капитала, который может быть направлен в производство, здесь также учитывается уровень сбережений, норма накопления, структура национальною рынка капитала); инфраструктуру (транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, система здравоохранения и т.п.). Поскольку рассматриваются источники конкурентного преимущества в отраслях, менее зависимых от природных ресурсов, то, как отмечает М. Портер, важен не столько запас факторов на данный момент (нацеленность факторами), сколько их качество и скорость, с которой они создаются, совершенствуются и приспосабливаются к нуждам отраслей. Для достижения конкурентного преимущества важна в первую очередь не доступность факторов, а способность компании продуктивно их применять.

     Спрос на конкретные товары или услуги, предлагаемые отраслью на внутреннем рынке, оказывает  определенное влияние на конкурентные преимущества, прежде всего посредством  эффекта масштаба. Спрос характеризуется  тремя важными чертами: структурой спроса, включающей разбивку покупателей на основании того, как они используют конкурентный товар, или исходя из мотивов приобретения товара, а также исходя из демографических, социальных и иных признаков, наличия требовательных и разборчивых покупателей; величиной и характером роста спроса, определяемыми емкостью внутреннего рынка, количеством независимых покупателей, скоростью, с которой растет спрос на внутреннем рынке; интернационализацией спроса механизмами, с помощью которых предпочтения на внутреннем рынке передаются на зарубежные рынки.

     Конкурентные  преимущества компании в решающей мере зависят и от состояния отраслей, поставляющих ей сырье, полуфабрикаты, комплектующие изделия. Наличие  в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков  создает целый ряд преимуществ для компаний потребляющих отраслей, производителей готовой продукции. Во-первых, это эффективный, быстрый доступ, иногда на более льготных условиях, к самым дорогостоящим ресурсам. Во-вторых, это координация деятельности поставщиков на внутреннем рынке. В-третьих, самым главным преимуществом местных поставщиков является их роль в процессах нововведений и повышении качественных показателей производства. Источником конкурентных преимуществ компании может стать также взаимодействие с компаниями родственных отраслей промышленности, открывающее доступ к обмену информацией и техническому взаимодействию. Последнее, в частности, играет решающую роль при производстве так называемых взаимодополняющих продуктов (видеоаппаратура и кассеты, компьютеры и программное обеспечение, двигатели и смазочные масла и т.п.).

Информация о работе Международная торговля