Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:44, доклад
Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право.
1. Сущность международной торговли....................................................................3
2. Современные теории международной торговли.................................................6
3. Формы и методы организации международной торговли.................................12
4. Современное состояние и тенденции развития международной
торговли.................................................................................................................14
5. Роль международных организаций в международной торговле......................17
5.1. Понятие и сущность ВТО. Роль ВТО в регулировании
международной торговли..............................................................................17
5.2. Юнктад (конференция ООН по торговле и развитию)..............................20
5.3. МТП (международная торговая палата)......................................................24
5.4. МТО (международная таможенная организация)......................................27
5.5. Проблема вступления России в ВТО: современное
состояние и перспективы.............................................................................28
6. Международная торговля в России....................................................................29
В феврале 1994 г. Правительство РФ передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО.
Переговоры шли по двум основным направлениям. Одно— это серьезный экзамен российского внешнеторгового законодательства (включая практику применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой организации. Другое — это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольким лет пошлины на отдельные товары. Эти направления определяют условия присоединения России к ВТО.
В феврале 1998 г. Правительство РФ утвердило первоначальные тарифные предложения, и Россия заявила о готовности начать двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров с заинтересованными странами-членами ВТО. Около 30 стран сообщило о намерении провести переговоры по ставкам таможенного тарифа с Россией.
Тарифные предложения представляют собой перечень максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений (“потолки”) ставок ввозных таможенных пошлин и по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с соответствующими переходными периодами.
Присоединение
России к ВТО — сложный и длительный
переговорный процесс. Его результатом
должно стать полноправное участие России
в системе мировой торговли, реализация
преимуществ международного разделения
труда и кооперации, совершенствование
экономического сотрудничества России
со странами мира.
5.2.
Юнктад (конференция ООН по торговле и
развитию).
Важнейшим отраслевым органом ООН в области экономического сотрудничества является Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Это автономный орган Генассамблеи, созданный ею в 1964 г. на базе состоявшейся в том же году под эгидой ООН одноименной Конференции (от которой этот орган сохранил и свое название). В ЮНКТАД участвуют практически почти все государства — члены ООН.
ЮНКТАД — международная организация, которая защищает экономические интересы развивающихся стран при помощи спонсорства международных товарных соглашений для улучшения экспортных поступлений от продуктов питания и полезных ископаемых. Конференция проводит переговоры об уменьшении тарифов и квот на экспорт продуктов развивающихся стран в развитые страны, а также обеспечивает комплексные программы экономической помощи для своих членов. Это орган Генеральной Ассамблеи ООН, не являющийся международной торговой организацией. Он насчитывает 186 стран-членов. Местопребывание ЮНКТАД — Женева (Швейцария).
Основные задачи — содействие развитию международной торговли, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между государствами, выработка разносторонних рекомендаций по функционированию международных экономических отношений, служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле и т.д.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сейчас достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу, т.к. эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
ЮНКТАД подготавливает рекомендации Генеральной Ассамблеи по организационно-правовым вопросам равноправного сотрудничества в области внешнеэкономических отношений, включая вопросы кредитования внешней торговли, урегулирования внешней задолженности. Совместно со статистической комиссией ООН разрабатывает стандарты по учету внешнеторговой деятельности. В ЮНКТАД проводится групповой принцип работы: государства-члены разделены на четыре группы по социально-экономическим и географическим принципам. Решения ЮНКТАД облекаются в форму резолюций, заявлений и т.д. и имеют рекомендательный характер.
Под эгидой ЮНКТАД разрабатываются многосторонние соглашения и конвенции. В работе ЮНКТАД принимает участие ряд международных организаций. Высший орган — Конференция и Совет по торговле и развитию, в рамках которого работают шесть комитетов.
Основными функциями ЮНКТАД являются:
1)
поощрение международной
2)
установление принципов и
3) содействие другим органам и учреждениям ООН в международной торговле и развитии;
4)
содействие проведению
5)
согласование политики
Высший орган ЮНКТАД — сессия Конференции, созываемая раз в четыре года, а в период между сессиями — Совет ЮНКТАД. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.
Основными вспомогательными органами являются: Комитет по сырьевым товарам, Комитет по промышленным товарам, Комитет по невидимым статьям торговли и финансирования, связанного с торговлей, Комитет по морским перевозкам, Комитет по передаче технологий, Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами, Специальный комитет по преференциям.
Преференции (от лат. praeferentia — предпочтение) — устанавливаемые государством особо льготные (или предпочтительные) ввозные пошлины как для отдельных, так и для всех товаров той или иной страны, не распространяемые на товары прочих стран. Преференции — особая форма протекционизма, один из рычагов государственного регулирования экономики.
В
основе преференции лежат
Политические интересы страны-импортера реализуются посредством создания через преференции режима наибольшего благоприятствования для реализации товаров страны, в укреплении режима или связей с которой она заинтересована.
Исторически преференции широко использовались в отношениях между метрополиями и их колониями, что создавало особо благоприятные условия для развития обрабатывающей промышленности в метрополиях. После провозглашения индустриально развитыми странами либерализации таможенной политики практика преференции получила широкое распространение. США, например, в отношениях со странами Латинской Америки, Филиппинами использовали не только преференциальные пошлины, но во многих случаях вообще освобождали товары от пошлин. Аналогичную практику проводили Франция, Бельгия, Нидерланды в отношениях со странами Африки, Азии и др. Страны общего рынка осуществляют политику преференции в отношении африканских стран, ассоциированных с общим рынком. В настоящее время в связи с развитием общемирового прогресса экономической интеграции использование политики преференции в качестве экономического регулятора интеграционных процессов получило широкое распространение.
Особым видом преференции, получившим во второй половине XX в. широкое распространение, являются картельные пошлины, устанавливаемые соглашениями и договорами между странами, имеющими предприятия, входящие в международную картель. Концентрация производства в сбыте ряда товаров, выходящая за рамки национальных государств, вызывает все большую необходимость в распространении данного вида преференции, что обеспечивает высокую эффективность производства, основанную на международном разделении труда, высокую конкурентоспособность товаров на национальных рынках. Ставки картельных пошлин, как правило, устанавливаются в пониженных размерах по сравнению с общими, или в виде процентной скидки с общей ставки, или путем закрепления на срок договора действующей нормы.
В международной практике преференции — льготы, предоставляемые государством в торговле с другой страной или группой стран.
Женевская конференция ООН по торговле и развитию 1964 г. приняла решение о предоставлении развивающимся странам особого преференциального режима и установила, что предоставление преференций этим странам не будет считаться нарушением принципа наибольшего благоприятствования.
Уже из перечня комитетов видно, что многие из них в известной мере дублируют иные международные учреждения, действующие как в рамках системы ООН, так и вне ее. Но особенностью ЮНКТАД является то, что всю ее деятельность и функциональные задачи пронизывает увязка торговли и экономического развития с интересами развивающихся стран в целях ускорения их экономического роста, в частности, в области торговли сырьевыми, промышленными товарами и “невидимыми статьями” торговли (транспорт, передача технологий, туризм и т.п.), а также в области финансирования, связанного с торговлей.
Исполнительный орган ЮНКТАД — Совет по торговле и развитию — обеспечивает непрерывность работы организации в период между сессиями Конференции. Помимо осуществлении контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД он рассматривает международные последствия макроэкономической политики, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отношений, торговой политики, структурной перестройки и экономических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной ассамблее через Экономический и социальный совет (ЭКОСОС).
Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секретарем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних отношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между питающимися странами и специальные программы, взаимозависимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управления и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС — Комиссию по международным инвестициям и транснациональных корпорациям и Комиссию по науке и технике в развития.
К числу важнейших достижений деятельности ЮНКТАД следует отнести, в частности:
1)
разработку общей системы
2) в области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, — создание обшей системы преференций (ОСП), функционирующей с 1971 г. (эта система предусматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися государствами на невзаимной основе, т.е. без требования со стороны последних встречных торгово-политических уступок, многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп товаров и стран — получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатывающей промышленности государств, отставших в экономическом развитии),
3)
создание глобальной системы
торговых преференций между
4)
содействие в функционировании
международных соглашений по
сырьевым товарам (какао,
Кроме того, в ЮНКТАД разрабатывались проекты ряда конвенций, в т.ч. в области морского транспорта. В ЮНКТАД создана была также Автоматизированная система таможенных данных (АСИКАДА) на основе использования компьютеризации при таможенной очистке грузов, что позволяет ускорить ее, увеличить государственные доходы и снизить уровень коррупции.
Кроме
Генеральной ассамблеи ООН (и
особенно ее Комитета пленарного состава
по экономическому сотрудничеству), ЭКОСОС
и ЮНКТАД — основных органов, ведающих
вопросами экономического сотрудничества
в рамках ООН, эти вопросы в
части отдельных специфических проблем
с социальными акцентами (и лишь косвенно
с торгово-экономическими) входят в компетенцию
следующих вспомогательных органов ООН
под эгидой Генеральной ассамблеи.
5.3. МТП (международная торговая палата)