Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:44, доклад

Описание

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право.

Содержание

1. Сущность международной торговли....................................................................3
2. Современные теории международной торговли.................................................6
3. Формы и методы организации международной торговли.................................12
4. Современное состояние и тенденции развития международной
торговли.................................................................................................................14
5. Роль международных организаций в международной торговле......................17
5.1. Понятие и сущность ВТО. Роль ВТО в регулировании
международной торговли..............................................................................17
5.2. Юнктад (конференция ООН по торговле и развитию)..............................20
5.3. МТП (международная торговая палата)......................................................24
5.4. МТО (международная таможенная организация)......................................27
5.5. Проблема вступления России в ВТО: современное
состояние и перспективы.............................................................................28
6. Международная торговля в России....................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Торговля.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Цены  на нетопливные виды минерального сырья, продукты его первичной переработки и на сельскохозяйственную продукцию выросли (на рынке наличного товара) на 7%, в том числе на металлы — на 12%. Цены на изделия обрабатывающей промышленности по регионам изменялись в зависимости от колебаний валютных курсов. В среднем по миру удорожание продукции обрабатывающей промышленности составило почти 10%, что стало первым годовым увеличением с 1995 г.

     Подъему мировой торговли товарами в последние  годы способствовал спрос на импортную  продукцию в Азии, Северной Америке  и странах с переходной экономикой. Именно в этих регионах прирост ВВП оказался выше, чем по миру в целом. Товарный экспорт и импорт азиатских государств и стран с переходной экономикой вырос в реальном исчислении (с учетом поправки, нивелирующей колебания цен) на 10—12%, что в два раза превысило общемировой показатель. Закупки западноевропейских и латиноамериканских стран за рубежом выросли незначительно: реальный прирост их импорта оказался ниже, чем в других регионах, — менее 2%. Отставание связано с вялым развитием западноевропейской и латиноамериканской экономики.

     В Северной Америке прирост закупок  за рубежом превысил не только соответствующий  общемировой показатель, но и прирост  регионального экспорта. В США  ввоз товаров из других стран вырос  на 5,7%, а вывоз — не более чем на 2% (причем после двухлетнего сокращения поставок). Третий год подряд увеличение закупок США за рубежом было больше, чем соответствующий общемировой показатель. Данная тенденция остается важным фактором, противодействующим недостаточно высоким темпам роста мировой торговли за последние несколько лет. Увеличение экспорта в США продолжает опережать увеличение экспорта из этой страны, что вызывает рост внешнеторгового дефицита.

     Товарный  экспорт из Западной Европы в последние  годы увеличился менее чем на 1%, а импорт — почти 2%. Экспортные поставки из Латинской Америки выросли на 4,5%, чем способствовали восстановлению спроса на сырье и полуфабрикаты особенно в Азии.

     По  стоимости мировая торговля товарами в 2003 г. увеличилась примерно на 16% —  до 7,3 трлн. долл., услугами — на 12% до 1,8 трлн. долл. (В первом случае 2/3 абсолютный прироста было обеспечено за счет изменения курса доллара.). Оба относительных показателя в номинальном исчислении оказались самыми значительным с 1995 г.

     В 2003 г. на развитие внешней торговли по регионам большое воздействие оказывали изменение мировых цен и валютных курсов. Азия оказалась единственным регионом, в котором рост мировых цен обуславливал менее 1/3 абсолютного прироста товарного экспорта региона в долларовом исчислении. Увеличение экспорта в номинальном исчислении более чем на 20% было зарегистрировано во многих странах-экспортерах нефти (в частности в России и Саудовской Аравии).

     Шесть из семи макрорегионов в 2003 г. имели  положительное сальдо баланса торговли товарами, а Северная Америка — отрицательное сальдо. Четыре из шести макрорегионов добились увеличения превышения экспорта над импортом.

     Рост  поставок из Латинской Америки объяснялся в основном расширением вывоза из стран, в первую очередь из Бразилии.

     После значительного сокращения в 2002 г. импорт в государственной интеграционной перестановки заметно вырос. Товарные закупки Западной Европы в других регионах увеличились на 18%, т.е. немногим больше, чем поступления из Западной Европы.

     Товарные  поставки из развивающихся стран увеличились на 17%, т.е. в несколько большей степени, чем импорт в эти государства и чем вся мировая торговля. В результате выросло положительное сальдо внешнеторгового баланса этой группы государств. Однако, согласно недостаточно полным предварительным данным по развивающимся странам, экспорт и импорт услуг росли темпами, в два раза уступающими соответствующим показателям по миру в целом.

     В Африке и Азии результаты развития торговых связей с внешним миром  существенно разнились по странам. Так, африканские государства — экспортеры нефти и ЮАР сумели развивать их более динамично, чем остальные страны континента. В Азии зарегистрирован бурный рост внешней торговли КНР, причем особенно активно расширялась торговля конторской техникой и телекоммуникационным оборудованием. Номинально импорт в КНР в долларах вырос на 40%, экспорт из этой страны — на 35%. Оба показателя являются беспрецедентно большими для государства со значительными объемами внешней торговли. В результате Китай сумел переместиться на три позиции вверх и занять 3-е место в мировом перечне ведущих стран-импортеров. Товарная торговля в Республике Корея и Австралии в 2003 г. росла более высокими темпами, чем в целом по АТР.  

     5. Роль международных организаций

       в международной  торговле 

     Экономическое сотрудничество осуществляется во многих международных как межправительственных, так и неправительственных организациях вне рамок ООН, как правило, по отраслевому принципу.

     Это особенно относится к отрасли  международного торгового права. В 40-е гг. XX в. не удалось создать в виде специализированного учреждения ООН — международную торговую организацию (МТО), и лишь в 1995 г. начала работать Всемирная торговая организация (ВТО). Но, во-первых, вне рамок ООН, и, во-вторых, несмотря на название, ВТО не является по сути всемирной, хотя и включает практически все основные торговые государства мира.

     Вне системы ООН действуют и такие  важнейшие учреждения в области  торговли товарами, как Всемирная  таможенная организация и Международное  бюро публикации таможенных тарифов; многосторонние организации по регулированию торговли отдельными сырьевыми товарами, в том числе Организация нефтеэкспортирующих стран — ОПЕК и т.д.

     Нельзя  обойти вниманием и крупнейшую неправительственную  организацию в сфере правового  обеспечения международной торговли — Всемирную торговую палату — ВТП. 

     5.1. Понятие и сущность ВТО.

     Роль  ВТО в регулировании международной  торговли 

     ВТО — межправительственная организация, занимающаяся вопросами регулирования  международной торговли. Создание ВТО юридически оформлено специальным Соглашением о ее учреждении. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 г. Данная организация была создана на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 г. и вступившего в силу с 1948 г., в ВТО участвуют свыше 150 государств. Бывший СССР получил в ГАТТ статус наблюдателя в 1990 г. Продолжительное время ведутся переговоры о вступлении РФ в ВТО (ГАТТ) в качестве полноправного члена. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве (Швейцария).

     Она призвана контролировать выполнение всех многосторонних соглашений, заключенных  в результате Уругвайского раунда, и договоренностей, которые могут  быть достигнуты в будущем. Таким  образом, ВТО служит своего рода форумом  для переговоров стран-членов этой организации по вопросам, регулируемым вышеупомянутыми соглашениями, новым вопросам, относящимся к ее компетенции, а также в области дальнейшей либерализации торговли. Кроме того, ВТО должна обеспечивать урегулирование разногласий и споров между государствами-членами и рассматривать их доклады (обзоры) о проводимой ими торговой политике.

     Структуру ВТО составляют Сессия договаривающихся сторон, Совет представителей ВТО, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров, Секретариат ВТО (находится  в Женеве).

     Руководящим органом ВТО является Конференция  на уровне министров (Министерская конференция), собирающаяся раз в два года. В  период между конференциями высшим органом организации является Генеральный  совет, курирующий Советы по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряд комитетов и рабочих групп по различным аспектам соглашений и договоренностей, составляющих правовую основу ВТО.

     Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

     Совет по торговле услугами сосредотачивает  усилия на вопросах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, включенных в рамках ВТО.

     Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным  директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспечение  деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам.

     Вопросами организации деятельности ВТО занимается ее Секретариат, в штате которого насчитывается 500 сотрудников. Секретариат  возглавляется Генеральным директором, имеющим трех заместителей. Решения в ВТО принимаются на основе консенсуса, а если он невозможен, большинством голосов.

     В рамках ВТО действует принцип  “одна страна — один голос”. Для  стран, желающих вступить в ВТО, предусмотрена  сложная процедура переговоров, результатом которой должно быть принятие вступающей страной пакета договоренностей, прилагаемых к Соглашению об учреждении ВТО. Бюджет организации формируется за счет взносов стран-членов, пропорциональных доле их участия в международной торговле. Ряд стран, заявивших о своем желании вступить в ВТО, имеют статус наблюдателя и также выплачивают в ее бюджет взносы, размер которых, однако, невелик и носит символический характер. Число стран-наблюдателей при ВТО приближается к 30. Страны-наблюдатели не имеют права голоса в ВТО и, таким образом, не участвуют в процессе принятия решений организации.

     Основные  задачи, провозглашенные в Соглашении, — либерализация внешней торговли, снижение таможенных тарифов, отказ  от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации, а также проведение других торгово-политических мероприятий на многосторонней основе. Центральное место в Соглашении занимают постановления о применении режима наибольшего благоприятствования. Однако Соглашение содержит и ряд оговорок, дающих возможность не соблюдать этот принцип. Так, предусматривается исключение в отношении режима наибольшего благоприятствования для стран-участниц, в которых действуют преференциальные режимы. Оговорки используются и при создании таможенных союзов и зон свободной торговли. Кроме того, объем фактического предоставления режима наибольшего благоприятствования в той или иной стране зависит от условий, содержащихся в документе о присоединении этой страны к ВТО.

     Основной  формой деятельности ВТО (ГАТТ) является проведение тарифных конференций и консультаций по снижению тарифных барьеров и других препятствий в торговле (так называемые “раунды” переговоров). Всего было проведено восемь раундов. В итоге работы шестой конференции “Кеннеди-раунд” (1964—1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35%. Во время “Токио-раунда” (1973—1979 гг.) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33%. Итогом “Уругвайского раунда” (1986—1993 гг.) стало создание новой многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией.

     Деятельность  ВТО основывается на следующих принципах:

     1) осуществление торговли без дискриминации  на основе режима наибольшего  благоприятствования и национального  режима [1]; защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

     2) сокращение ставок таможенного  тарифа в результате многосторонних  переговоров и исключение возможности  их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

     3) предоставление консультаций странам-участницам  с целью урегулирования проблем  торговли;

     4) развитие международной торговли  на основе справедливой конкуренции;

     5) предоставление льготного режима  для развивающихся стран;

     6) заключение региональных торговых  соглашений;

     7) установление особых норм регулирования  международной торговли для текстиля  и одежды.

     Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями  при ВТО стран-членов.

     Первыми из республик бывшего СССР вступили в ВТО Латвия и Киргизия (в 1998 г.). Шансы Эстонии и Литвы также  очень высоки, хотя за последние  четыре года были удовлетворены заявления  о приеме только четырех государств: Монголии. Панамы, Боливии и Эквадора. Что касается России, то, как считают эксперты ВТО, с учетом темпов проведения в стране либерализации внешне экономической и внутрихозяйственной деятельности до конца того столетия она не будет принята в ВТО.

     Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в конце того же года по завершению многолетних переговоров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны-участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994 г. России пришлось обновить свою заявку.

Информация о работе Международная торговля