Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:44, доклад

Описание

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право.

Содержание

1. Сущность международной торговли....................................................................3
2. Современные теории международной торговли.................................................6
3. Формы и методы организации международной торговли.................................12
4. Современное состояние и тенденции развития международной
торговли.................................................................................................................14
5. Роль международных организаций в международной торговле......................17
5.1. Понятие и сущность ВТО. Роль ВТО в регулировании
международной торговли..............................................................................17
5.2. Юнктад (конференция ООН по торговле и развитию)..............................20
5.3. МТП (международная торговая палата)......................................................24
5.4. МТО (международная таможенная организация)......................................27
5.5. Проблема вступления России в ВТО: современное
состояние и перспективы.............................................................................28
6. Международная торговля в России....................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Торговля.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     В ближайшее время должны быть подписаны  соответствующие документы с  Японией и Южной Кореей. Между  тем, по неформальной традиции Всемирной  торговой организации, решение о  присоединении к ней нового члена  не может быть принято до тех пор, пока не завершены двухсторонние переговоры со всеми без исключения членами рабочей группы. Поэтому помешать России могут не только США или Китай, но, например, Болгария, Бразилия, Аргентина, Грузия и другие. Так, США ставят условием вступления в ВТО искоренение пиратства в сфере интеллектуальной собственности. Его масштабы в нашей стране огромны. До 30% контрафактной продукции делают на государственных, в т.ч. оборонных предприятиях. Контрафактные музыкальные и видеодиски, а также программное обеспечение приносит до 250% прибыли. Поточная линия по выпуску дисков стоит около 1 млн долларов и окупается за два месяца.

     Требования  Японии — снизить ввозные пошлины  на автомобили с 30 до 10—12%. Китай хочет, чтобы Россия открыла рынок труда.

     Несмотря  на сложность и длительность процесса вступления России в ВТО, членство во Всемирной торговой организации может дать России множество экономических выгод. Важнейшими из них являются:

     1) получение лучших в сравнении  с существующими и недискриминационых  условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

     2) доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

     3) создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО;

     4) расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности в банковской  сфере;

     5) создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

     6) участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

     7) улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли. 

     6. Международная торговля в России  

     По оперативным данным российской таможенной статистики в 2007 г. товарооборот России возрос до 257,1 млрд долл. и увеличился по сравнению с 2006 г. на 34,6%, в т.ч. со странами дальнего зарубежья — 210 млрд (рост на 33,5%) и странами СНГ — 47,1 млрд (рост на 40%).

     В товарообороте РФ доля стран дальнего зарубежья в 2007 г. составила 81,7%, и стран СНГ — 18,3%. Значительные темпы развития внешней торговли в основном определялись ростом экспорта и импорта в торговле со странами СНГ. Сальдо баланса торговли достигло 105,9 млрд долл. (в 2006 г. — 76,3 млрд), в том числе со странами дальнего зарубежья — 94,3 млрд (в 2006 г. — 69 млрд) и странами СНГ — 11,6 млрд (в 2006 г. — 7,3 млрд). Стоимостный объем российского экспорта, достигнув максимума в IV квартале, возрос по сравнению с показателем I квартала на 45,7% (в IV квартале 2006 г. по отношению к I кварталу 2006 г. — на 20,7%). Импорт в IV квартале 2004 г. превысил уровень I квартала 2007 г. на 52,6% (в 2006 г. — на 49,3%). Экспорт России в 2007 г. достиг 181,5 млрд долл. и по сравнению с 2003 г. увеличился на 35,8, в т.ч. в страны дальнего зарубежья — 152,1 млрд (рост на 34,5) и страны СНГ — 29,4 млрд (рост на 43,3%), что объясняется улучшением мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей и некоторых других товаров, в частности черных и цветных металлов.

     Товарооборот  России со странами дальнего зарубежья  в 2007 г. составил 210 млрд долл. и по сравнению с 2006 г. увеличился на 33,5%. в том числе экспорт — 152,1 млрд (рост на 34,5%) и импорт — 57,9 млрд (рост на 30,9%).

     В товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья удельный вес  топливно-энергетических товаров составил 58,2% (в 2006 г. — 57,8%), однако темп роста стоимостного объема экспорта этой группы был высоким — 136. Основным фактором роста стоимостного объема экспорта были высокие мировые цены на минеральное сырье и топливо (на нефть и др.).

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. стоимостный объем экспорта нефтепродуктов увеличился на 35,4% за счет роста средней цены до 233,3 долл./т против 180,9 долл./т.

     Второй по значению товарной группой в российском экспорте являлись металлы и изделия из них в 2007 г. удельный вес экспорта металлов и изделий из них в общей структуре экспорта достиг 17,7%, увеличившись по сравнению с 2006 г. на 3,3 процентного пункта. Стоимостный объем экспорта металлов и изделий из них увеличился в 2007 г. на 65,3% в основном за счет увеличения цен на черные и цветные металлы, а также роста спроса на них в азиатских странах. В 2007 г. темп роста стоимости экспорта черных металлов составил 192,7%. Увеличился экспорт (физические и стоимостные объемы) ферросплавов на 22,4% и в 2,2 раза соответственно, чугуна — на 18,2% и в 2,3 раза, полуфабрикатов из железа или нелегированной стали — на 19,5% и в 2,2 раза, стального проката — на 60,4% (по стоимости). Несмотря на то, что по сравнению с 2006 г. физические объемы поставок меди снизились на 17,1%, а объемы поставок никеля незначительно увеличились (на 5,6%), стоимостные объемы поставок этих цветных металлов возросли на 35,7 и 44,2% соответственно. Поставки необработанного алюминия (физические объемы) увеличились на 14,4%.

     Доля  машин и оборудования в экспорте России в страны дальнего зарубежья в 2007 г. составила 5,5%, что ниже уровня данного показателя 2003 г. на 1,6 процентного пункта. В 2007 г. 56% стоимости экспорта этой продукции обеспечивалось за счет двух товарных групп 84 (механическое оборудование, ядерные реакторы) и 88 (летательные аппараты).

     Стоимостный объем экспорта продукции химической промышленности в 2007 г. повысился на 29,6%, лесоматериалов и целлюлозно-бумажных изделий — на 23,8%, удельный вес этих групп в объеме экспорта в страны дальнего зарубежья незначительно снизился и составил соответственно 6 и 4% против 6,2 и 4,3% в 2003 г.

     В 2007 г. увеличились поставки калийных удобрений (физические объемы) на 15,2%, азотных (%) — на 8,6, каучука синтетического — на 11,4, аммиака безводного — на 6,9, метанола — на 3,5, пиломатериалов - на 15,3, леса круглого — на 10,4, фанеры — на 18,2, газетной бумаги — на 4,6.

     Товарооборот  России со странами СНГ в 2007 г. составил 47,1 млрд долл. и по сравнению с 2006 г. увеличился на 40%, в том числе экспорт — 29,4 млрд (рост на 43,3%) и импорт — 17,7 млрд (рост на 35%). Основной статьей экспорта в страны СНГ в 2007 г. была продукция топливно-энергетического комплекса — 45,1% объема экспорта в эти страны, что на 2,1 процентного пункта больше, чем в 2006 г. В 2007 г. поставки нефтепродуктов (физические объемы) по сравнению с прошлым годом возросли на 19,6%, в том числе автомобильного бензина (%) — на 42,7, дизельного топлива — на 38, мазута — на 24. Поставки природного газа увеличились на 21,3%. Экспорт сырой нефти остался на уровне 2006 г.

     Доля  машин и оборудования в экспорте в страны СНГ в 2007 г. составила 21% (в 2006 г. — 21,3%), в том числе 72,5% стоимости экспорта этой продукции обеспечивалось за счет двух товарных групп — 84 (механическое оборудование, ядерные реакторы) и 87 (транспортные средства).

     На  продукцию химической промышленности в экспорте в страны СНГ в 2007 г. приходилось 9,9% (в 2006 г. — 10,8%), металлов и изделий из них — 9,8% (9,2%). Экспорт ферросплавов (физический объем) увеличился на 72,6%, калийных минеральных удобрений — в 2,2 раза.

     Импорт  России в 2007 г. составил 75,6 млрд долл. и по сравнению с 2006 г. возрос на 31,8%, в том числе из стран дальнего зарубежья — 57,9 млрд (рост на 30,9%) и стран СНГ — 17,7 млрд (рост на 35%). Основным фактором роста импорта было повышение внутреннего спроса за счет роста реальных располагаемых доходов населения.

     Высокие темпы роста импорта из стран  дальнего зарубежья были обеспечены за счет наращивания ввоза машин и оборудования, на долю которых приходилось 45,7% (в 2006 г. — 40,8%), а их стоимость в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличилась на 46,6%.

     Удельный  вес продовольственных товаров  и сырья для их производства сократился с 21,4% в 2006 г. до 17,9% в 2007 г. Это объясняется действием мер, направленных на ограничение импорта мороженой и охлажденной говядины, свинины и мяса курицы. Закупки продукции химической промышленности понизились с 18,4 до 17,6%.

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросли закупки в странах дальнего зарубежья (физические объемы) свежемороженой рыбы на 20,7%, автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств — в 2,5 раза, медикаментов — на 13,8%. Сократился импорт мяса птицы на 7,4%, масла сливочного — на 44,2%, сахара-сырца — на 37,2%.

     В товарной структуре импорта из стран  СНГ в 2007 г. доля продовольственных товаров и сырья для их производства составила 21,8% (в 2006 г. — 22,5%), машин и оборудования (%) — 20,6 (19,2), металлов и изделий из них — 19 (17,6), продукции химической промышленности — 11 (12,3).

     В 2007 г. по сравнению с 2006 г. возросли закупки (физические объемы) масла сливочного в 2,7 раза, злаков — в 2,4 раза, черных металлов — на 66,3% (по стоимости). Импорт свежемороженого мяса сократился на 46,9%, труб — на 15,8%.

     В страновой структуре внешней  торговли России на долю Европейского союза в январе — апреле 2007 г. приходилось 36,8% российского товарооборота, а после расширения ЕС до 25 стран — 48,3% (май — декабрь). Удельный вес стран СНГ в 2004 г. составил в товарообороте 18,3% (в 2006 г. — 17,6%), стран ЕврАзЭС — 10,3% (9,8%), стран АТЭС — 16,8% (16,1%).

     Основными торговыми партнерами России в 2007 г. среди стран дальнего зарубежья были Германия, товарооборот с которой составил 23,9 млрд долл. (128,8% к 2006 г.), Нидерланды (млрд долл., в скобках - %) — 16,6 (167,4), Италия — 15,3 (139,9), КНР — 14,9 (128,4), США — 9,8 (136,3), Турция — 8,7 (151,2), Швейцария — 8,4 (132,1), Финляндия — 8,2 (132,1), Польша — 8 (126,4), Великобритания — 7,7 (121,1).  

Информация о работе Международная торговля