Международная торговля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:44, доклад

Описание

Деятельность, имеющая своей целью посредничество между производителями и потребителями при взаимном обмене экономическими благами, носит с экономической точки зрения название торговли. Когда посредничество имеет место между отечественными производителями и иностранными потребителями, или наоборот, — торговля становится внешней (иначе — международной). Торговля же с юридической точки зрения — область экономических отношений, к которой применяется торговое право.

Содержание

1. Сущность международной торговли....................................................................3
2. Современные теории международной торговли.................................................6
3. Формы и методы организации международной торговли.................................12
4. Современное состояние и тенденции развития международной
торговли.................................................................................................................14
5. Роль международных организаций в международной торговле......................17
5.1. Понятие и сущность ВТО. Роль ВТО в регулировании
международной торговли..............................................................................17
5.2. Юнктад (конференция ООН по торговле и развитию)..............................20
5.3. МТП (международная торговая палата)......................................................24
5.4. МТО (международная таможенная организация)......................................27
5.5. Проблема вступления России в ВТО: современное
состояние и перспективы.............................................................................28
6. Международная торговля в России....................................................................29

Работа состоит из  1 файл

Торговля.doc

— 210.00 Кб (Скачать документ)

     Согласно  теории М. Портера обретение компанией  конкурентного преимущества главным  образом связано с состоянием конкуренции на отраслевом рынке, на котором она действует, и выбранной  ею стратегией завоевания рынка. Существует эмпирически выявленная взаимосвязь между сильным соперничеством на внутреннем рынке и созданием и поддержанием высокой конкурентоспособности в отрасли. Внутренняя конкуренция создаст предпосылки для внедрения не простых нововведений, а таких, которые ускоряют рост конкурентоспособности национальных фирм. Национальные компании вынуждены искать источники конкурентоспособности более высокого порядка и, в конечном счете, более устойчивые, чем те, которыми они располагают на своем родном рынке. Интенсивное соперничество на внутреннем рынке помогает уничтожить зависимость от базовых преимуществ, потому что все местные фирмы ими пользуются. Сильная конкуренция на местном рынке, по утверждению М. Портера, является таким национальным достоянием, которое трудно переоценить. Поэтому активное формирование новых конкурентов тем или иным способом является непременной частью истории каждой отрасли, находящейся на мировом уровне.

     Успех отдельных фирм зависит также  и от того, насколько успешна разработанная  ими конкурентная стратегия. По мнению М. Портера, при выборе стратегии следует принимать во внимание состояние конкуренции в данной отрасли, на которое оказывают влияние 5 основных сил:

     1) угроза появления новых конкурентов  — возможность вторжения на  рынок новых участников;

     2) угроза появления товаров или  услуг-заменителей;

     3) рыночная власть продавца —  способность поставщиков сырья,  комплектующих изделий оказывать  давление на покупателей их  продукции;

     4) рыночная власть потребителей  — способность покупателей воздействовать на производителей продукции;

     5) соперничество уже имеющихся  конкурентов (в данной отрасли)  между собой.

     Фирма обладает конкурентным преимуществом, когда она способна разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый  товар с меньшими затратами, чем конкуренты, либо способна обеспечить покупателей товаром с новыми качественными признаками, особыми потребительскими свойствами или послепродажным обслуживанием. Конкурентное преимущество зависит также и от выбора фирмой сферы конкуренции (широты цели, как ее определяет М. Портер) — от решения об ассортименте выпускаемой продукции, круге обслуживаемых покупателей, количестве регионов мира, в которых она предполагает продавать свою продукцию.

     Оба указанных параметра (разновидность  конкурентного преимущества и сфера, в которой оно достигается) могут быть представлены в 4 различных комбинациях, названных М. Портером типовыми конкурентными стратегиями фирмы. Виды типовых стратегий:

     1) лидерство за счет экономии  на издержках — производство  широкого спектра товаров по сравнительно низкой цене;

     2) просто дифференциация — производство  широкого спектра высококачественных  товаров по сравнительно высокой  цене;

     3) сосредоточение на издержках  — производство сравнительно  простых, стандартных товаров  с меньшими издержками, чем в первой стратегии;

     4) сфокусированная дифференциация  — производство специализированной  продукции по сравнительно высокой  цене.

     Вероятность возникновения у компании конкурентного  преимущества, его прочность и  сфера реализации зависят также  и от правительственной политики — налоговой, бюджетной, тарифной, валютной политики, политики в области инвестиций, доходов населения и т.д. При этом влияние правительства может как благоприятствовать появлению у компании конкурентных преимуществ и их упрочению, так и отрицательно воздействовать на них.

     М. Портер обращает внимание на то, что  на распределение занимаемых компаниями позиций на рынке могут повлиять случайные события, мало связанные  с условиями развития страны, часто  не зависящие от деятельности фирм, правительства. Тем не менее их последствия способны серьезно изменить позиции соперничающих компаний, сводя на нет преимущество старых конкурентов. Речь идет о влиянии на имеющиеся у компаний конкурентные преимущества крупных технологических сдвигов (развитие микроэлектроники, технологии), резких изменений цен на ресурсы (резкие коле цен на нефть), значительных колебаний обменных курсов валют ведущих стран мира и т.п. 

     3. Формы и методы  организации международной  торговли 

     Под методом следует понимать принципиально обособленный способ достижения цели международной торговли, в которую вовлекается ее участник.

     Метод международной торговли — это  способ осуществления торгового  обмена (товарной операции или торговой сделки) между ее участниками, являющимися  резидентами как разных (прямой метод), так и одной (косвенный и кооперативный методы) страны. Несмотря на то, что обычно в международной торговой практике, классическую основу которой составляют экспорт и импорт, выделяют два метода торговли, мы предлагаем рассматривать шесть методов.

     Существует  два так называемых основных метода торговли:

     1) прямой экспорт (импорт) — совершение  международной торговой сделки  непосредственно между производителем /продавцом и покупателем / потребителем / пользователем;

     2) косвенный экспорт (импорт) — совершение международной торговой сделки через посредника.

     Однако, принимая во внимание реальности современного международного бизнеса, мы добавляем  еще один, третий метод, который, зародившись  в сфере малого и среднего бизнеса, можно сказать, занимает среднее положение между классическими (первыми двумя). Это кооперативный экспорт (импорт) — совершение международной торговой сделки через особого посредника, представляющего собой некоторую организационную форму бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником указанной группы представляется невозможным, слишком рискованным и/или экономически неэффективным.

     Если  обособление первых трех методов  обусловлено в первую очередь  степенью причастности к непосредственному исполнению экспортно-импортных операций или тем, как ведутся эти основные операции (собственными силами, силами посредника или совокупными усилиями заинтересованных сторон), то следующий, четвертый метод — это встречная торговля, которая выделяется как метод в силу особенностей подготовки, сопровождения и завершения таких международных коммерческих сделок, оплата по которым проводится с использования (твердой) валюты либо лишь частично покрывается валютой, т.е. заметно отличается и обосабливается способом и процедурой осуществления международных сделок.

     История международной (и внутренней) торговли доказала жизнеспособность такого пятого метода, который предполагает проведенных  операций через специальные институты: международные аукционы, биржи и торги. Учитывая тот факт, что перечисленные институты имеют объединяющую их функцию установления качества и цены продаваемых через них товаров, исходя из соотношения спроса и предложения и оценок участников-покупателей, мы предлагаем называть этот метод институционально-конкурсным.

     Наконец, шестой метод получил развитие лишь в последнее десятилетия XX в., когда  созревает и претерпевает качественные изменения такой основной ресурс или достаточное условие глобализации, как глобальные коммуникационные системы, информационная часть которых реализовалась в создании Всемирной паутины — Интернета. Это — электронная торговля или е-торговля.

     Замечания об информационной части глобальной сети коммуникаций сделано с тем, чтобы подчеркнуть тот факт, что  электронная торговля как имманентно международная, или глобальная, торговля может существовать не в теории, а на практике тогда и только тогда, когда ее виртуальной среде соответствует реальная, инфраструктурно-логистическая среда. Иными словами, эффектное и эффективное решение виртуальных сделок (где происходят заключение контракта и платеж, чем обеспечивается титульная передача собственности) возможно лишь при существовании в реальном мире адекватно ответной части этих сделок (т.е. при осуществлении физической поставки товара от продавца покупателю). Поэтому если виртуальное пространство международной торговли безгранично по определению, то реальное ограничивается уровнями социально-экономического развития тех стран (регионов, районов, городов), физическими резидентами которых являются продавцы и покупатели.

     Таким образом шесть перечисленных  методов международной торговли можно сформулировать следующим  образом:

     1) прямой;

     2) косвенный;

     3) кооперативный;

     4) встречный;

     5) институциональный;

     6) электронный.

     Что касается форм международной торговли, то поскольку форма является способом существования и выражения содержания (в данном случае — содержания народной коммерческой сделки), формы эти столь же многообразны, сколь многообразно содержание международной торговли в целом. Международная сделка, рассматриваемая как объект, и, следовательно, ее содержание зависит не только от волеизъявления сторон по сделке и предмета данной сделки. Поскольку все экономические системы находятся в определенной взаимосвязи друг с другом, в значительной степени реализуемой через международную торговлю, то акты международной торговли всегда затрагивают национальные или космополитические интересы различных сил (например, малый, средний и большой бизнес, правительства, политические партии и движения). В связи с этим участники сделки всегда должны принимать во внимание эти интересы, политическое выражение которых неформально или легитимно принимает форму тех или иных ограничений, налагаемых на сделку. 

     4. Современное состояние и тенденции

     международной торговли 

     Активизация мирохозяйственных связей в 2003—2005 гг. происходила ускоренными темпами  благодаря более значительному, чем ожидалось, подъему экономики  в азиатских странах и США. Улучшение положения в экономике  в США и Азии, несомненно, дало импульс активизации мировой торговли. Учитывая ситуацию в мире в целом, сохраняются различия в темпах торговли и многочисленные барьеры для его развития в глобальных масштабах. Более активный подъем в торговой сфере будет способствовать устойчивому экономическому росту и созданию рабочих мест. Для реализации имеющегося потенциала следует обратить внимание на существование многочисленных искажений торговли, а наилучшие возможности для их устранения открывается успешной реализацией повестки дня Дохийского раунда переговоров, в центре которой находятся проблемы развития.

     Оживление мирохозяйственных связей в 2003—2005 гг. первоначально сдерживалось экстраординарными  факторами (в частности, негативное влияние оказали эпидемия атипичной  пневмонии и обострение обстановки на Ближнем Востоке) в сочетании с вялым ростом ВВП Западной Европы. После ослабления действия временных факторов глобальная экономика начала укрепляться. Во II полугодии 2003 г, произошел значительный подъем торговли товарами и услугами, в первую очередь в США Восточной и Юго-Восточной Азии.

     Крупным явлением в валютной сфере стало  укрепление евро и, в меньшей степени, других западноевропейских валют, а  также иены (во всех случаях —  относительно доллара). Принимая во внимание величину и распределение по регионам дисбалансов в платежных отношениях ведущих стран с внешним миром, адаптация валютных курсов в 2003 г. происходила, по-видимому, в нужном направлении, но не была достаточной по масштабам и охвату стран для существенного сокращения несбалансированности в ближайшем будущем.

     Глобальные  потоки прямых иностранных инвестиций (далее — ПИИ) практически не росли  и оставались на самом низком за пятилетие уровне — 600 млрд долл. в  год. Поступление ПИИ в страны с формирующимся рынком, которые  во второй половине 90-х годов в значительной мере способствовали поддержанию мировой торговли, в 2003—2004 гг. уменьшилось. За исключением ПИИ, потоки других видов капитала в развивающиеся страны в 2003—2004 гг. увеличились.

     Изменение цен на минерально-сырьевые и сельскохозяйственные товары, а также колебания валютных курсов привели в 2003 г. к повышению цен (в долларах) на внешнеторговую продукцию на 10,5%, т.е. в большей степени, чем когда-либо в период 1995—2003 гг. Впервые с 1995 г. цены в долларах увеличились как на сельскохозяйственные, так и на промышленные товары. Минеральное топливо подорожало на 16%, в основном вследствие перебоев с поставками с Ближнего Востока, а также из-за социальных беспорядков в Венесуэле. Определенное влияние оказали и некоторые факторы в сфере спроса на энергоносители. Так, потребности Китая в нефти выросли на 11%. (по оценке экспертов КНР, китайский фактор примерно на 1/3 обусловил годовое общемировое увеличение спроса на нее на 2%). В США повышение спроса в сочетании с падением добычи внутри страны привело к росту импорта нефти на 7,5%. Значительная часть подъема в мировой торговле топливом покрывалась расширением поставок из Африки и стран с переходной экономикой.

Информация о работе Международная торговля