Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:59, лекция
лекции по микроэкономике.
Сравнение средних переменных (AVс) и предельных (Мс) это важная информация для управления фирмой в течение реализации продукции на рынке.
С целью определения оптимального объема пр-ва в условиях устойчивого дохода.
Закон убывающей отдачи.
Согласно закону убывающей отдачи,
начиная с определенного
Рост объема пр-ва будет происходить все медленнее по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к пр-ву.
Предельный продукт (МР), а вместе с ним и предельный доход (MR) начинает убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее кол-во занято при той же величине имеющихся капитальных фондов.
Действие закона убывающей отдачи в процессе пр-ва можно наблюдать, анализируя предельные издержки. Предельные издержки высоки вначале, когда незначительный рост выпуска продукции вызывает большее увеличение факторов пр-ва.
Однако по мере того, как использование факторов пр-ва становится более эффективным, предельные издержки значительно снижаются.
Однако Предельные издержки начинают расти при относительно большем объеме выпуска продукции благодаря закону действия убывающей отдачи.
Долгосрочный период
в долгосрочном периоде все издержки выступают как переменные
K = C+V
Tk = c+v+m –стоимость товара в условиях развитого
рынка
M – прибыль.
ЦП= C+V+P - цена пр-ва
Р – средняя прибыль.
С – затраты на машины, сырье, оборудование.
С+V = FC
ЦП = FC+VC+MC
Учить: Рыночный механизм, собственность, предмет экономической теории, проблема редкости продуктов.
Долгосрочный период.
Долговременный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла успеть изменить достаточное количество всех используемых ресурсов и постоянных, и переменных, включая размеры предприятия.
Поэтому в этом периоде все ресурсы являются переменными.
Долговременный период – период изменяющихся мощностей.
Издержки в долговременном периоде имеют ту же хар-ку и классификацию, что и издержки в краткосрочном периоде, но у них есть специфика – издержки тесно связаны с масштабом пр-ва.
Эффект масштаба или экономия, обусловленная ростом масштаба пр-ва, проявляется в снижении долговременных средних издержек на единицу продукции.
Эффект изменения масштабов пр-ва может быть положительным и отрицательным.
Положительный эффект возникает в том случае, когда по мере роста размеров предприятия происходит снижение средних издержек: 1) более высокого уровня специализации труда рабочих и управленческого персонала.
2)возможность использования
3)утилизация – более полная утилизация отходов продукции.
Вывод: все эти факторы содействуют получению внешней и внутренней экономии за счет роста масштабов пр-ва.
Внешняя экономия –сокращение издержек фирмы по пр-ву или сбыту продукции в результате расширения всей отрасли, к которой данная фирма принадлежит.
Внутренняя экономия – сокращение фирмой издержек пр-ва или сбыта продукции в результате увеличения объема пр-ва.
Отрицательный эффект масштаба возникает в том случае, когда по мере роста размеров предприятия происходит рост средних издержек за счет сложности управления крупным масштабным пр-вом.
В долговременном периоде может иметь место ситуация, когда неизменные долгосрочные средние издержки вызывают постоянную отдачу от роста масштаба пр-ва.
При неизменном эффекте масштаба размер деят-ти фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов и ресурсов.
Современная теория потребительского поведения.
Своими корнями анализ потребительского спроса уходит в теорию общей и предельной полезности.
Теория была изложена экономистами 19 в в терминах кардиналистского подхода. Против этого подхода давно возникали серьезные возражения:
Были найдены другие, более реальные
подходы к измерению
Главный из подходов заключается в следующем: было учтено, что предельная полезность данного товара есть величина, обусловленная не только его количеством, но и количеством иных товаров.
Для данного индивида предельная полезность ломтя хлеба зависима от количества капусты, которой он располагает.
В отличие от идей австрийской школы о том, что полезность товара может быть измерена по какой-то точной физической шкале измерения, современный вариант теория не требует такой абсолютной измеримости.
Категория кардинальной ( абсолютной)
полезности была заменена
Переход от кардинализма к ординализму один из важнейших этапов развития экономической теории. Это этап, который начался от неподдающейся изменениям абстрактной полезности к категории потребительского предпочтения.
Эта категория предшествует собственно выбору и открывает путь к количественному анализу.
Современный вариант модели потребительского предпочтения основан на следующих трех предпосылках.
Из двух товаров А и Б потребитель способен выявить для себя три возможности: а) он предпочитает А вместо Б.
б) он предпочитает Б вместо А.
в) А и Б для него равноценны.
Способность ранжировать все товары еще не определяет решение об их покупке. Предпочтение( ранжирование) не означает выбора и оно не зависит от цен.
Транзитивность означает, что если потребитель не делает различий, предпочитает набор А товару Б, а набор товара Б предпочитает товару С, он должен предпочитать набор А набору С.
Транзитивность также
Транзитивность гарантирует
Она означает и то, что два товара можно косвенно сопоставить с любым другим товаром.
На первый взгляд кажется не очень разумным предположение, что большее предпочитается меньшему, но поскольку потребитель рассматривает возможности обмена одного товара на другой даже если он не желает потреблять больше данного товара, все равно большее будет иметь для него известную ценность.
Основным инструментом анализа поведения потребителя служит кривые безразличия.
Если потребителю все равно, какую комбинацию предпочесть, он находится в безразличном положении.
Граф.изображ-кривая безразличия.
Ее название объясняется тем, что в каждой точке имеет место набор, дающий одинаковое потребление потребителей.
Кривая безразличия
Кривая безразличия,лежащая выше и правее другой представляет более предпочтительный набор. При этом между двумя любыми кривыми можно провести еще одну кривую безразличия.
Это св-во является следствием самой первой предпосылки потребительского поведения.
Маркс: труд не есть стоимость. Он становится стоимостью лишь в застывшем состоянии предметной стоимости.
Товар как стоимость не уловим. Если бы было наоборот- не было бы спекуляции.
Затраты труда не видны.
Труд невозможно продать. Вынужден продавать свою рабочую силу.
Маркс: стоимость –есть вечная абстрактная стоимость труда.
А что лежит в основе обмена?
Что может быть общим в товарах? Полезность, меновая стоимость (количественная стоимость) и стоимость ( как затраты общественно необходимого абстрактного труда).
В основе цены товара лежит рыночная стоимость.
Величина не может быть выше себя самой и не может быть ниже себя самой.
Когда спрос и предложение равны ( в точке максимума) ..выходит, что в точке максимума, цена равна нулю.
Что лежит в основе полезности товара??
<… Модели рыночной экономики
В рыночной экономике есть 4 модели рынка.
Модели отличаются по:
1) количеству фирм в отрасли;
2) вхождению новых фирм в
Модели:
1) Чистая(свободная, соверенная) конкуренция: на рынке очень большое число фирм, которое производит стандартизированный продукт, новые фирмы могут легко войти в отрасль.
2) Монополистическая конкуренция:
3) Олигополистическая
4) Чистая монополия: только один
продавец, вхождение в отрасль
заблокировано, отсутствует
Чистая конкуренция и чистая
монополия это две
Чистая конкуренция
Определение объемов производства,
которые принесут максимальную прибыль
и минимум убытков в
1) Валовый доход (TR) при любом
уровне продаж определяется
1 2) Предельный доход (MR)- добавочный доход, который является результатом продажи дополнительных единиц продукции. В условии чистой конкуренции MR=const
2 Это означает, что каждая дополнительная единица продаж присоединяет свою цену к валовому доходу. Но ситуация меняется в зависимости от краткосрочного периода.
В краткосрочном периоде фирма
располагает неизменными
Существует 2 подхода к определению объемов производства, при которых фирма получит максимальные прибыли или минимальные убытки:
3 1) Фирме следует сравнивать валовый доход и валовые издержки. При фиксированной рыночной цене перед фирмой стоят три вопроса:
4 а) -Стоит ли производить?
- Стоит, если он может получить
экономическую прибыль или
б) -Сколько производить?
-Такой объем продукции,
в) -Какая прибыль будет получена?
-Фирма максимизирует прибыль
при условии, когда валовый
доход превышает валовые
2) Фирме следует сравнивать
Если предельные издержки единицы
продукции превышают ее предельный
доход, то фирме следует избегать
производства этой единицы. Но ключ к
правилу, определяющему объем
5 MR=MC
6 Если цены заменять предельным доходом, то правило будет звучать следующим образом: чтобы максимизировать прибыли и минимизировать убытки, конкурентной фирме средует производить в точке, где цена равна предельным издержкам.