Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:59, лекция
лекции по микроэкономике.
Процесс рыночных отношений порождает факторы, которые уменьшают стоимость рабочей силы. Это:
Для современного производства характерно активное использование женского труда. Это значит, что стоимость рабочей силы включает исторические, моральные и культурные факторы и может менять свою тенденцию в отдельные этапы развития производства. В 19 веке произошло увеличение производительности труда. В 20 веке обозначилась тенденция к росту научно-технической революции. Эта тенденция предъявила высокие требования к квалификации. Стоимость рабочей силы – эта та объективная категория, вокруг которой колеблется на рынке рабочей силы её цена. Цена раб силы – это денежное выражения стоимости раб силы, а не стоимости труда. Цена может колебаться, отклоняться вниз и вверх. Для всех стран рыночной экономики характерна хроническая безработица. Это означает, что предложение раб силы больше спроса на нее. Следовательно, цена раб силы отклоняется вниз от её стоимости. Однако сейчас при общем повышении предложения над спросом есть дефицитные профессии(имеются в виду профессии, создающие наукоемкие товары). Здесь спрос больше предложения, и цена раб силы отклоняется вверх. Цена на аналогичную раб силу в зависимости от предложения и спроса может быть различной. Цена практически реализуется через зарплату. Отсюда зарплата – это денежное выражение стоимости раб силы. Есть различные формы выражения зарплаты. Зарплата работников одинаковой специальности может быть разной.
Ещё одна особенность рынка рабочей силы, его вторичный характер. Спрос и предложение на раб силу меняется и зависит от спроса и предложения на те товары, которые производит раб сила. Расширяется спрос на товар – увеличивается спрос на раб силу. Спрос на рынке труда может быть равен предложению по объему, но остаться неудовлетворённым. Сейчас увеличение спроса на специальности связано с развитием НТП и научной деятельностью. А предлагают услуги те, которые ещё не обучены.
Следующая особенность:
субъектом рынка труда
Работодателю нужно, чтобы работник создал за рабочее время прибыль, работал добросовестно, повышал квалификацию, делал конкурентно-способную продукцию.
Работник желает повышения зарплаты, такого характера работы, который отвечает его потребностям, четкой организации труда, удобное новое оборудование.
При заключении коллективного договора
идут дискуссии. Они разрешаются
социальным партнерством, разработанным
МОТ (международная организация
труда). Создана в 1919 году. Длительные
дискуссии. Работодатель считает, что
сегодня стачки и забастовки приносят
больше урона, чем некоторые уступки.
На отраслевом, региональном уровне в
дебатах принимают участие
Особенность рынка труда в том, что он обеспечивает распределение рабочей силы в соотв-и с потребностями определенных отраслей и эк-ких регионов.
Существует 2 рынка труда: внешний и внутренний.
Внешний рынок харак-ся тем, что происходит мобильное движение раб силы в соответствии в с потребностями определенных отраслей и регионов. Для внешнего рынка характерна:
Внешний рынок предполагает , что в каждом городе должна быть обеспечена жилищная система, где по цене, доступной наемному работнику, будет предоставлено жилье.
Внутренний рынок создается внутри каждого предприятия. Формируется, когда само предприятие готовит нужных работников.
Рынок рабочей силы выполняет основные функции не совсем квалифицированно. Здесь идет перераспределение раб силы с потребностями регионов. Эту задачу как раз рынок и не решает. Гос-во регулирует работу рынка, создает службу занятости в поддержку безработных. Стимул для повышения квалификации создает внешний и внутренний рынок. Гос-во создает центры при службе занятости по переквалификации функций работников, которые нужны на рынке труда.
Обеспечение з/п должно определяться в соответствии с качеством труда. Гос-во здесь регулирует з/п путем определения мин з/п и её индексацию.
Зарплата как основной источник наемных работников
Источник дохода на капитал – прибавочная стоимость.
Источник з/п – часть новой стоимости, которая создается самими работниками в процессе производства. З/п представляет собой денежное выражение раб силы, т е цену раб силы. Это превращенная форма стоимости и цены раб силы. Внешне з/п выступает как цена труда работников, т к величина з/п зависит или от времени, или кол-ва выпущенной продукции. С увеличением времени и увеличением продукции з/п увеличивается, и этот факт подтверждает , что з/п кажется ценой труда. На самом деле з/п - это цена раб силы и представляет только часть новой стоимости, создаваемой работником. А вторая часть есть прибыль предпринимателя.
З/п выплачивается в двух основных формах: повременной и сдельной(поштучной). Ни та ни другая не превышает стоимость раб силы. Сейчас существует многофакторная з/п. Эта система с НТР. В её основе лежат потенциальные возможности НТР. Разрабатывается система факторов, которая учитывается при принятии на работу и влияет на з/п. Уровень знания производства, квалификация и тд. З/п устанавливается потенциально , т е до реализации возможностей работника, а потом корректируется. Новой формой з/п является бестарифная.
Повременная форма з/п. Виды:
Сдельная з/п:
Каждое предприятие применяет разную систему з/п. З/п является основным источником наемных рабочих.
Но кроме з/п, они имеют другие источники доходов. Дополнительные источники:
Номинальная и реальная з/п
В эко-кой теории з/п делится на номинальную и реальную.
Номинальная з/п – это величина з/п в денежном выражении(в текущих ценах). Размер номинальной з/п не определяет, каким образом он удовлетворяет потребности.
Реальная з/п – это кол-во благ и услуг, которое может приобрести работник на свою з/п. Значит реальная з/п отражает степень удовлетворения потребностей.
Между номинальной и реальной з\п сущ-т связь: повышение реальной з/п есть повышение номинальной. На реальную з/п оказывают влияние размер налогов и уровень цен на рынке. При повышении номинальной з/п, реальная может расти или понижаться(если индекс цен растет быстрее). В России реальная з/п сейчас составляет 70-80% от своего дореформенного уровня.
Уровень жизни (УЖ) населения – это хар-ка степени удовлетворенности материальных и духовных потребностей людей с учетом размера создаваемого валового продукта на душу населения. УЖ не может быть охарактеризован одним показателем. УЖ включает в себя:
Для сопоставления УЖ в разных странах, определяются статистические показатели:
Денежные доходы минус обязательные платежи и взносы = располагаемый доход.
Среднегодовые доходы= располагаемые доходы/численность населения.
Занятость – это участие трудоспособного
населения в общественно
Полная занятость. В условиях рыночной экономики безработица есть всегда, и полная занятость – это занятость при естественном %-те безработицы. Она составляет сейчас 5-6%.
Эффективная занятость – это занятость на всех видах деят-ти, обеспечивающая прибыль.
Рациональная занятость – все рабочие места отвечают требованиям НТП.
Теория провалов рынка
Экстерналии(внешний эффект) и их классификация
Общественное и частное благо
Равновесия Линдаля?))
Мировая экономическая наука более 100 лет занимается проблемой провалов рынка и их смягчения.
Рынок работает хорошо тогда, когда цена товара равна общественным издержкам производства и когда ценность товара для покупателя совпадает с выгодностью товара для общества. На самом же деле издержки и выгоды производства не всегда находят полное отражение в рыночных ценах.
Условия этого несовпадения:
Экстерналии
В рыночной экономике каждая трансакция(купля-продажа) предполагает участие двух контрагентов: покупателя и продавца. Каждый из них несет определенные издержки в связи со сделкой. При этом каждый получает выгоды – полезность и прибыль. Многие сделки вольно или невольно затрагивают интересы 3-х лиц, не принимающих участие в сделке. Подобные эффекты получили название 3-х лиц в сделке. В экономической литературе используется много синонимов для обозначения подобного феномена: внешние, побочные, эф. Перелива, экстерналии.
Внешние эффект могут быть положительными или отрицательными для 3-х лиц. Они могут быть связаны или с производством или с потреблением. Внешние эффекты – это издержки или выгоды, которые распространяются на людей, но которые непосредственно не осуществляют материальных и денежных затрат, но используют побочные результаты других. Пример отрицательного побочного эффекта: загрязнение воды, почвы в результате работы частного предприятия. Смысл его состоит в том , что этот эффект уменьшает социальные выгоды от потребления какого-либо продукта. Пример: употребления табака. Пример положительного эффекта - внешние выгоды производства: предприятие производит обучение своих рабочих и обеспечивает их квартирами. Эта социальная политика образует частные издержки фирмы по совершенствованию и закреплению кадров. Если эти работники уйдут на произ-во в другую фирму, то именно фирма и общество в целом получат готовую квалифицированную рабочую силу. Рез-т: соц. Издержки сократятся, т к фирма, где они раньше работали, взяла на себя эти расходы. Однако фирма не заинтересована в благотворительности, поэтому частные затраты на обучение будут гораздо меньше, чем целесообразно для общества.
Внешние выгоды от потребления
Приобретая образования, повышая общий уровень культуры, человек получает удовольствие и пользу для самого себя. Но не только. Одновременно и общество получает дополнительные выгоды: более квалифицированную рабочую силу, меньшую преступность, более высокий институциональный уровень развития. В данном случае социальные предельные выгоды выше частных и, с точки зрения общества, частный потребитель осуществляет этих благ в недостаточном количестве.
Рассмотрение этих внешних экстерналий позволяет сделать вывод: рыночная экономика поощряет производство и потребление, которое дает отрицательные побочные эффекты, и не стимулирует производство и потребление, связанное с положительными побочными эффектами. А раз так, то рыночная система способствует перепроизводству товаров и услуг, вредных обществу, и недопроизводятся, недопотребляются товары и услуги полезные обществу.
Глобализация экономики