Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:59, лекция

Описание

лекции по микроэкономике.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по микре.docx

— 112.87 Кб (Скачать документ)

В любом случае в основе цены и  объема пр-ва лежат изменения издержек. В условиях олигополии любые изменения  издержек оставляют цену и объем  пр-ва неизменными.

Предложенная модель хорошо объясняет  лишь не гибкость цен, но не позволяет  определить первоначальный уровень  цен и механизм их роста. Это объясняет  сговором монополистов.

Тайный сговор имеет место, когда  фирмы достигают молчаливого , не выраженного словами соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, распределить рынки или ограничить конкуренцию между собой. Для олигополии, участвующих в тайном сговоре х-на  тенденция к максимизации общей прибыли. Однако различие в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, спады и антетрестовские законы препятствуют тайному сговору. Стремление монополистов к тайному сговору или кооперативному поведению способствуют образованию картелей. Это объединение фирм, которое согласует свои решения по поводу цен и объемов пр-ва. Значит, образование картелей требует совместной ценовой политики, установление квот для каждого участника картели и создание механизма контроля за выполнением принятых решений.

Установление единых монопольных  цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем  обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника  картели возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, картель развалится.

Картель – классический пример кооперативной  игры с разным кол-вом участников. Обязательное условие картельного  соглашения заключается в том, чтобы  каждый его участник получил его  долю. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного  фонда, из которого осуществляется страхование  или побочные платежи, кто пострадал  от сокращения квот. Выплаты играют роль справедливого распределения  доходов, но появляется потенциальная  угроза картелю - объединение аутсайдеров. Они объединяются в контр-картели.

Если суммарный доход участников отрасли постоянен и равняется  максимальной величине, то перед нами игра двух участников, коалиций с новой  суммой.

Теория игр на современном уровне не достаточно учитывает институциональные аспекты процесса возникновения, расцвета и упадка картельных союзов.

В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко, гораздо чаще можно наблюдать  неявные, скрытые соглашения, тайный сговор.

Лидерство цен.

Лидерство в ценах – это практика, в соответствии с которой господствующая фирма обычно наиболее крупная или  наиболее эффективна в отрасли меняет цену,а  все другие фирмы автоматически следуют этому изменению. Это напоминает нам квазимонополию. Такую практику применяют фирмы по пр-ву угля, цемента, меди, бензина, бумаги, минеральные удобрения. лидерство в ценах в ряде отраслей говорит о том, что корректировки цен делаются редко. Ценовой лидер не будет реагировать изменением своих цен на небольшие повседневные изменения спроса.

О надвигающихся пересмотрах цен  ценовой лидер отрасли часто  сообщает в уставе главных администраторах, оповещая о необходимости повысить цену. Ценовой лидер может обиться согласия с конкурентами в увеличении цен.

Наконец ценовой лидер не обязательно  выбирает цену, которая максимизирует  прибыли отрасли в краткосрочном  периоде, чтобы помешать вступить в отрасли, фирмы могут устанавливать цену ниже уровня , которая максимизирует прибыль.

Издержки плюс

Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют накидку в размере определенного процента. Этот метод калькуляции цен не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах.

Известная американская компания «дженерал моторс» использует ценообразование по принципу издержки плюс. И она является ценовым лидером в автомобильной пр-ти.

Конкуренция на олигополистическом рынке.

Конкуренция на олигополистическом рынке  НЕЦЕНОВАЯ. Она ориентирована на рекламу, на фасон, на стиль, на цвет и  кач-во продукта. Т.е. все эти моменты повышают интерес к продукту, и они не связаны с повышением цен.

Когда одна из фирм меняет цену на свой продукт, результат будет ощутим во всей пр-ти, потому что все другие фирмы обязаны будут следовать этому примеру, чтобы продолжать торговать своим продуктом, но поскольку каждая фирма в олигополистической структуре оказывает такое влияние на рынок, в таком случае олигополист всегда ищет систему конкуренции вне цен  – неценовую конкуренцию.

Считается, что благодаря неценовой  конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентом. Изменения продукта, новые технологии, реклама не могут  быть  продублированы.

Олигополистический рынок был  и остается центром противоречий между свободным рынком  и философией централизованно спланированной экономики.

Есть две точки зрения на олигополистичекие  последствия монополии:

1)Традиционная – полагает, что  олигополия действует аналогично  чистой монополии.

2)шумпетер-гэлбрэйт ----- олигополия способствует НТП, поэтому результатом имеет лучшую продукцию, низкие цены, больший уровень выпуска и занятости.

Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

Естественная монополия – это  такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителе  продукта, у которого нет заменителей.

Основные черты:

  1. Единственный продавец. Отрасль состоит из единой фирмы. В  этой ситуации фирма и отрасль синонимы. Не только единственный производитель, но и поставщик услуги.
  2. Нет заменителей данного продукта. Поскольку нет заменителя, покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без этого продукта.
  3. Фирма диктует цену.  Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. Поскольку он выпускает продукт, а значит, контролирует общий объем предложения.
  4. Вхождение в отрасль заблокирована. Эффектом масштаба, самой монополией на пр-во продукта, не имеющего заменителей, собственность на патенты  и научные исследования.

Итак, естественная монополия в  узком смысле слова – это монополия  на редкие, невоспроизводимые факторы  пр-ва – земля, газ, нефть, редкие металлы.

Большинство естественных монополий  создается правительством, если не создаются, то строго контролируется правительством над установлением цен и над  действиями.

Естественная монополия вне  конкуренции. Причиной того факта являются высокие барьеры для вступления в отрасль. И такие барьеры  возникают в связи с тем, что  естественная монополия всегда государственная  монополия или регулируемая. Естественная монополия предназначена для  того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям экономию от издержек, поэтому гос-во нередко создает легальные барьеры для вступления в отрасль выдавая патенты и лицензию. В этой связи полностью блокирована вся потенциальная конкуренция. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и следуют правилу mc=mr, считают выгодным расширять производство. Чтобы избавить общество от не благ. Ситуаций, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество воды природный газ телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. Правительство сохраняет за собой право определять географическую среду деятельности монополиста, регулировать кач-во его услуг, и контролировать цены которые он может назначать.

Объем пр-ва определяется исходя из трех вопросов:

  1. Каковы должны быть валовые издержки.
  2. Каков спрос
  3. Как получить максимум прибыли

1! Валовые издержки должны быть  меньше валового дохода Tc<Tr. Решение этого вопроса упирается в проблему решения цены. Чистый монополист, решая вопрос, какой объем произвести, неизбежно определяет цену. Т.е. он одновременно выбирает объем пр-ва и цену. Общее правило в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию (цена/кол-во), при которой валовый доход уменьшается или  предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовый доход будет уменьшаться, низкая цена связана с большим объемом пр-ва и, следовательно, ростом валовых издержек. Низкий доход и высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос, какую комбинацию цены и кол-ва выберет чистый монополист , ответ один: это зависит не только от издержек, но и от спроса и предельного дохода. Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чист. Конкуренции продавец встречался с совершенно эластичным спросом, а предельный доход являлся постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовый доход увеличивается на постоянную величину, т.е. на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. А кривая спроса чистого монополиста представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. чистый монополист=отрасль. Отсюда кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, явл-ся нисходящей.

2-й вопрос. Чистый монополист, или  фактически любой производитель  в условиях несовершенной конкуренции  с нисходящей кривой спроса  должен снизить цену, для того, чтобы больше продать продукции. Поэтому предельный доход MR будет меньше цены. В рез-те чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Кроме того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, явл-ся причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена каждого уровня выпуска, кроме первого, изначального уровня. Объяснение этого факта: причина этого снижение цены будет относиться не только к доп. Проданной продукции, но также к всем другим единицам продукции, которые иначе могли быть реализованы по более высокой цене. Каждая доп. Проданная единица продукции будет добавлять к валовому доходу свою цену, но меньшую, чем сумма снижения цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции. Так как предельный доход есть по определению изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовый доход увеличивается, предельный явл-ся положительный. Когда же валовый достигает своего максимума, предельный будет =0.

3-й вопрос. Чистый монополист  максимизирует прибыль только  потому, что не имея конкурентов,  он диктует объем производства  и цену. В условии чистой монополии  цена превышает предельный доход.  Стремящийся к прибыли монополист  будет производить каждую последующую  единицу продукции до тех пор, пока её реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличения валовых издержек. Фирма будет наращивать произ-во продукции до такого объема, при котором предельный доход=предельным издержкам(MR=MC).

 Чтобы лучше понять суть естественных монополий и их роль в рыночной эк-ке, необходимо также иметь в виду, что есть ценовая дискриминация и гос. Регулирование монополий. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия двойственны.

  1. При продаже продукта по высокой цене монополист будет способен увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией.
  2. Дискриминирующий монополист будет производить больший объем продукции, чем монополист, который не занимается дискриминацией.

 

Государственное регулирование.

Деятельность естественных монополий  принадлежит общественному или  гос-му регулированию. Цена (тариф), которую назначают естественные монополии(коммунальные, ж/д, телефонные компании, поставщики природ. Газа и электричества), называется общественно-оптимальной ценой. ООЦ позволяет достичь наиболее эффективного распределения ресурсов. Она же равна предельным издержкам на производство последней единицы продукции. Определяется правительственными регулирующими комиссиями или управлениями.

Если целью регулирующей комиссии является достижение эффективности  распределения ресурсов, то эта комиссия пытается законодательно установить макс. Цену равную предельным издержкам. Эта максимальная цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов.

Вероятно, что цена, которая равняется  предельным издержкам будет  такой  низкой, что средние валовые издержки не покрываются. Имеют место убытки. Причина этого заключается в  основной черте услуг. Чтобы удовлетворить  пиковые требования на продукт или  услугу, естественные монополии имеют  тенденцию располагать избыточной производственной мощностью, когда  спрос относительно нормальный. Высокий  уровень инвестирования в эти  отрасли означает, что издержки производства в долговременном периоде будут  снижаться. Поэтому просто навязать общественно-оптимальную цену монополисту, означают убытки в краткосрочном и банкротство в долгосрочном периоде. Одним из выходов из положения являются субсидии, достаточные для того, чтобы покрыть убыток, который повлек бы за собой ценообразование на основе предельных издержек. Ещё один выход – ценовая дискриминация, в результате которой дополнительный доход позволит фирме покрыть издержки. На деле регулирующие комиссии придерживаются 3-го варианта. Они склонны отступать от цели эффективного использования ресурсов и ценообразования на основе предельных издержек. Комиссии уходят от этого и склонны устанавливать цены, обеспечивающие справедливую прибыль.

Цена, которая обеспечивает справедливую прибыль равна средним валовым  издержкам. Общественно – оптимальная  цена устанавливается там, где кривые спроса и издержек пересекаются, а  цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пресекаются кривые спроса и средних валовых издержек. 

Подобно конкурентному продавцу чистый монополист будет максимизировать  прибыль путем уравнивания предельного  дохода и предельных издержек. В  результате этого уравнивания и  регулирования цен можно одновременно снизить цену и сократить экономические  издержки.

В условиях свободной конкуренции  фирмы постоянно находятся под  давлением со стороны конкурентов. Эти конкуренты вынуждают фирмы  быть внутренне-эффективными, просто чтобы  выжить. Конкурирующий монополист считает  выгодным продавать меньший объем  продукции, но по более высокой цене. Другими словами это означает, что он считает выгодным ограничить выпуск и меньше использовать ресурсов, это с точки зрения общества считается  оправданным.  Естественная монополия  защищена от конкурирующих фирм, это  является благоприятным условием для  неэффективности. Чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность.

Информация о работе Микроэкономика