Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:59, лекция
лекции по микроэкономике.
В любом случае в основе цены и объема пр-ва лежат изменения издержек. В условиях олигополии любые изменения издержек оставляют цену и объем пр-ва неизменными.
Предложенная модель хорошо объясняет лишь не гибкость цен, но не позволяет определить первоначальный уровень цен и механизм их роста. Это объясняет сговором монополистов.
Тайный сговор имеет место, когда фирмы достигают молчаливого , не выраженного словами соглашения о том, чтобы зафиксировать цены, распределить рынки или ограничить конкуренцию между собой. Для олигополии, участвующих в тайном сговоре х-на тенденция к максимизации общей прибыли. Однако различие в спросе и издержках, наличие большого числа фирм, мошенничество посредством ценовых скидок, спады и антетрестовские законы препятствуют тайному сговору. Стремление монополистов к тайному сговору или кооперативному поведению способствуют образованию картелей. Это объединение фирм, которое согласует свои решения по поводу цен и объемов пр-ва. Значит, образование картелей требует совместной ценовой политики, установление квот для каждого участника картели и создание механизма контроля за выполнением принятых решений.
Установление единых монопольных цен повышает выручку всех участников, но рост цен достигается путем обязательного снижения объема продаж. В результате у каждого участника картели возникает соблазн получить двойной выигрыш: продавать свою продукцию по высокой картельной цене, но с превышением низких картельных квот. Если подобного рода поведение станет всеобщим, картель развалится.
Картель – классический пример кооперативной игры с разным кол-вом участников. Обязательное условие картельного соглашения заключается в том, чтобы каждый его участник получил его долю. Часто картельное соглашение предусматривает создание коллективного фонда, из которого осуществляется страхование или побочные платежи, кто пострадал от сокращения квот. Выплаты играют роль справедливого распределения доходов, но появляется потенциальная угроза картелю - объединение аутсайдеров. Они объединяются в контр-картели.
Если суммарный доход
Теория игр на современном уровне не достаточно учитывает институциональные аспекты процесса возникновения, расцвета и упадка картельных союзов.
В настоящее время явные
Лидерство цен.
Лидерство в ценах – это практика, в соответствии с которой господствующая фирма обычно наиболее крупная или наиболее эффективна в отрасли меняет цену,а все другие фирмы автоматически следуют этому изменению. Это напоминает нам квазимонополию. Такую практику применяют фирмы по пр-ву угля, цемента, меди, бензина, бумаги, минеральные удобрения. лидерство в ценах в ряде отраслей говорит о том, что корректировки цен делаются редко. Ценовой лидер не будет реагировать изменением своих цен на небольшие повседневные изменения спроса.
О надвигающихся пересмотрах цен ценовой лидер отрасли часто сообщает в уставе главных администраторах, оповещая о необходимости повысить цену. Ценовой лидер может обиться согласия с конкурентами в увеличении цен.
Наконец ценовой лидер не обязательно
выбирает цену, которая максимизирует
прибыли отрасли в
Издержки плюс
Олигополисты для того, чтобы определить цену, добавляют накидку в размере определенного процента. Этот метод калькуляции цен не является несовместимым с тайным сговором или лидерством в ценах.
Известная американская компания «дженерал моторс» использует ценообразование по принципу издержки плюс. И она является ценовым лидером в автомобильной пр-ти.
Конкуренция на олигополистическом рынке.
Конкуренция на олигополистическом рынке НЕЦЕНОВАЯ. Она ориентирована на рекламу, на фасон, на стиль, на цвет и кач-во продукта. Т.е. все эти моменты повышают интерес к продукту, и они не связаны с повышением цен.
Когда одна из фирм меняет цену на свой продукт, результат будет ощутим во всей пр-ти, потому что все другие фирмы обязаны будут следовать этому примеру, чтобы продолжать торговать своим продуктом, но поскольку каждая фирма в олигополистической структуре оказывает такое влияние на рынок, в таком случае олигополист всегда ищет систему конкуренции вне цен – неценовую конкуренцию.
Считается, что благодаря неценовой конкуренции могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентом. Изменения продукта, новые технологии, реклама не могут быть продублированы.
Олигополистический рынок был и остается центром противоречий между свободным рынком и философией централизованно спланированной экономики.
Есть две точки зрения на олигополистичекие последствия монополии:
1)Традиционная – полагает, что
олигополия действует
2)шумпетер-гэлбрэйт ----- олигополия способствует НТП, поэтому результатом имеет лучшую продукцию, низкие цены, больший уровень выпуска и занятости.
Поведение фирмы в условиях чистой монополии.
Естественная монополия – это такая ситуация на рынке, когда одна фирма является единственным производителе продукта, у которого нет заменителей.
Основные черты:
Итак, естественная монополия в узком смысле слова – это монополия на редкие, невоспроизводимые факторы пр-ва – земля, газ, нефть, редкие металлы.
Большинство естественных монополий создается правительством, если не создаются, то строго контролируется правительством над установлением цен и над действиями.
Естественная монополия вне конкуренции. Причиной того факта являются высокие барьеры для вступления в отрасль. И такие барьеры возникают в связи с тем, что естественная монополия всегда государственная монополия или регулируемая. Естественная монополия предназначена для того, чтобы достичь низких издержек и обеспечить потребителям экономию от издержек, поэтому гос-во нередко создает легальные барьеры для вступления в отрасль выдавая патенты и лицензию. В этой связи полностью блокирована вся потенциальная конкуренция. Естественные монополии имеют низкие предельные издержки и следуют правилу mc=mr, считают выгодным расширять производство. Чтобы избавить общество от не благ. Ситуаций, правительство предоставляет исключительную привилегию одной фирме поставлять электричество воды природный газ телефонные услуги или осуществлять автобусные перевозки. Правительство сохраняет за собой право определять географическую среду деятельности монополиста, регулировать кач-во его услуг, и контролировать цены которые он может назначать.
Объем пр-ва определяется исходя из трех вопросов:
1! Валовые издержки должны быть меньше валового дохода Tc<Tr. Решение этого вопроса упирается в проблему решения цены. Чистый монополист, решая вопрос, какой объем произвести, неизбежно определяет цену. Т.е. он одновременно выбирает объем пр-ва и цену. Общее правило в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию (цена/кол-во), при которой валовый доход уменьшается или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовый доход будет уменьшаться, низкая цена связана с большим объемом пр-ва и, следовательно, ростом валовых издержек. Низкий доход и высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос, какую комбинацию цены и кол-ва выберет чистый монополист , ответ один: это зависит не только от издержек, но и от спроса и предельного дохода. Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чист. Конкуренции продавец встречался с совершенно эластичным спросом, а предельный доход являлся постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовый доход увеличивается на постоянную величину, т.е. на постоянную цену каждой проданной единицы продукции. А кривая спроса чистого монополиста представляет собой кривую отраслевого спроса, т.к. чистый монополист=отрасль. Отсюда кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив, явл-ся нисходящей.
2-й вопрос. Чистый монополист, или
фактически любой
3-й вопрос. Чистый монополист
максимизирует прибыль только
потому, что не имея конкурентов,
он диктует объем производства
и цену. В условии чистой монополии
цена превышает предельный
Чтобы лучше понять суть естественных монополий и их роль в рыночной эк-ке, необходимо также иметь в виду, что есть ценовая дискриминация и гос. Регулирование монополий. Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по более низкой или высокой цене, и эти ценовые различия не оправдываются различиями в издержках. Экономические последствия двойственны.
Государственное регулирование.
Деятельность естественных монополий принадлежит общественному или гос-му регулированию. Цена (тариф), которую назначают естественные монополии(коммунальные, ж/д, телефонные компании, поставщики природ. Газа и электричества), называется общественно-оптимальной ценой. ООЦ позволяет достичь наиболее эффективного распределения ресурсов. Она же равна предельным издержкам на производство последней единицы продукции. Определяется правительственными регулирующими комиссиями или управлениями.
Если целью регулирующей комиссии является достижение эффективности распределения ресурсов, то эта комиссия пытается законодательно установить макс. Цену равную предельным издержкам. Эта максимальная цена, при которой достигается эффективность распределения ресурсов.
Вероятно, что цена, которая равняется
предельным издержкам будет такой
низкой, что средние валовые издержки
не покрываются. Имеют место убытки.
Причина этого заключается в
основной черте услуг. Чтобы удовлетворить
пиковые требования на продукт или
услугу, естественные монополии имеют
тенденцию располагать
Цена, которая обеспечивает справедливую прибыль равна средним валовым издержкам. Общественно – оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и издержек пересекаются, а цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пресекаются кривые спроса и средних валовых издержек.
Подобно конкурентному продавцу чистый
монополист будет максимизировать
прибыль путем уравнивания
В условиях свободной конкуренции фирмы постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов. Эти конкуренты вынуждают фирмы быть внутренне-эффективными, просто чтобы выжить. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами это означает, что он считает выгодным ограничить выпуск и меньше использовать ресурсов, это с точки зрения общества считается оправданным. Естественная монополия защищена от конкурирующих фирм, это является благоприятным условием для неэффективности. Чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность.