Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:59, лекция
лекции по микроэкономике.
Оборотный. – целиком потребляется в процессе производства.(сырье)
Стоимость любого произведенного товара
равна сумме постоянного
Тк = С+V+M
V+M= новая стоимость, С = старая стоимость.
C+V – издержки предпринимателя, затраты, M – прибыль.
Затраты труда – затраты производителя, равные затратам его собственной рабочей силы и факторов, которые он использует.
В Условиях неразвитого рынка
общественные издержки
В условиях развитого рынка общественные издержки равны C+V+M, а затраты капитала равны C+V.
В условиях развитого рынка затраты труда превратились в затраты капитала, появляется межотраслевая конкуренция.
Межотраслевая конкуренция – теперь
уже конкуренция не только между
товарами как таковыми, а теперь
конкуренция между капиталами. И
отсюда вытекает, что теперь имеет
место конкуренция между
В результате межотраслевой конкуренции происходит процесс уравнивания различных отраслевых норм прибыли в единую среднюю общую норму прибыли.
Средняя общая норма прибыли
означает, что в результате межотраслевой
конкуренции формируется
Результат межотраслевой конкуренции – образование средней нормы прибыли, как результат перелив капитала.
Межотраслевая конкуренция – есть перелив капитала из одной отрасли в другую под влиянием конъюнктуры рынка.
в условиях появления капитала, а
с ним и межотраслевой
Цена производства – аналог стоимости в условиях развитого рынка, рынка капиталов.
Если раньше (в неразвитом рынке) цены под влиянием спроса и предложения отклонялись от стоимости, то теперь они откланяются от цены производства.
Цена производства – это затраты капитала + средняя прибыль.
ЦП = С+V+P~’
В масштабе общества цена производства и стоимость совпадают, а в отраслевом разрезе – нет.
Затраты капита-ла (С+V) |
Норма прибаво-чной стоимости (норма прибыли) M’ |
M (абсолютная величина, масса прибыли) |
P’ = (m/(c+v)) *100% Норма прибыли |
Средняя прибыль P~’ |
Цена пр-ва |
Сто-имость |
Отклонение ЦП от стоимости |
80с + 20v |
100 |
20 |
20 |
22 |
122 |
120 |
+2 |
70c+ 30v |
100 |
30 |
30 |
22 |
122 |
130 |
-8 |
60с + 40v |
100 |
40 |
40 |
22 |
122 |
140 |
-18 |
85c + 15v |
100 |
15 |
15 |
22 |
122 |
115 |
+7 |
95c+ 5v |
100 |
5 |
5 |
22 |
122 |
105 |
+17 |
390c + 110v |
110 |
P~’ = 110/(390с+110v)=22%
Вся проблема критериев обмена в современной рыночной экономике состоит в том, что объектом купли-продажи становится не товар, а капитал.
Наиболее подверженными эл-ми к
модификации рыночного
Если в условиях неразвитого
рынка внутриотраслевая конкуренция
ведет борьбу за превращение индивидуальной
стоимости (индивидуальных затрат) в
рыночную общественную стоимость, то в
условия развитого рынка
В этом ключе внутриотраслевая конкуренция является носителем научно-технического прогресса.
Спрос и предложение.
Спрос означает желание приобрести определенные товары и услуги за определенную цену.
Величина спроса – количество продукта, которое потребители готовы купить по определенной цене в течение определенного периода времени.
Закон спроса гласит: при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах и меньше – при высоких.
(схема)
Какие факторы влияют на спрос.
Ценовые – цена. Важная детерминанта, главный фактор изменения спроса.
Неценовые-
1)потребительские вкусы.
2)число покупателей. Чем
3)доходы потребителей.
4) сопряженные товары. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. (чай-кофе)
Когда два продукта взаимодополняемые, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. (спрос на бензин и моторное масло)
Многие пары товаров не являются вазимосвязанными, они являются независимыми, самостоятельными, изменение цены мало или вовсе не повлияет на спрос другого товара.
5)ожидание потребителей
Изменение величины спроса под влиянием неценовых факторов означает, что кривая спроса изменяет положение либо вправо ( при увеличении спроса), либо влево (при сокращении спроса)
Экономисты измеряют реакцию, т.е. чуткость потребителей на изменения цены продукты, используя концепцию эластичности.
Эластичность спроса – это ответная реакция величины спроса на изменение цены.
Эластичность спроса измеряется как
отношение изменения величины спроса
к процентному изменению цены.(
Ed=Q%/p%
Спрос называется эластичным, когда незначительное изменение цены оказывает сравнительно существенное влияние на величину спроса.
Снижение цены на 2%, а спрос увеличился на 4%.
При эластичном спросе коэффициент эластичности всегда больше 1.
Ed>1
Спрос является неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены.
Снижение цены на 3%, спрос увеличился на 1%
При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда меньше 1.
Ed<1
Повышение цены ведет к уменьшению общего дохода потребителей, когда спрос эластичен. Снижение цены приведет к увеличению общего дохода.
Когда спрос неэластичен для потребителей выгодно повышение цены. Повышение цены ведет к увеличению общих..
Спрос на товары или услуги будет эластичным, если у них есть несколько близких заменителей в том же диапазоне цен.
Спрос на товары, которые считаются жизненно необходимыми, обычно неэластичен.
Проблема предложения.
Предложение – желание производителей произвести и продавать определенные товары и услуги за определенную цену.
Товары, которые приносят прибыль.
Величина предложения – закон предложения гласит: между ценой и предложением связь существует прямая.
С повышением цены растет предложение.
Факторы:
Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта, однако существуют неценовые факторы : технология пр-ва, налоги, убыточность предприятия, уровень издержек.
Изменение величины предложения под влиянием неценовых факторов также смещает всю кривую предложения. Если предложение увеличивается – вправо, если предложение уменьшается – влево.
Эластичность предложения и ее значение для производителей.
Если производители
Если производители не чувствительны к изменениям цен, то предложение будет неэластичным.
Для измерения эластичности предложения
можно использовать такую же формулу,
как и для определения
Es
Предложение называется эластичным ,когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения его цены.
Есбольше1
И наоборот.
Предложение эластично в том случае, когда фирмы могу легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены.
Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением цены.
Предложение промышленных товаров более эластично, чем с\х продуктов.
В промышленности есть возможность справится с падением спроса (уволить часть рабочих или перевести их на неполную неделю.), а с\х – нет.
При увеличении спроса можно ввести простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно.
Что касается с\х, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры.
При совпадении спроса и предложения появляется цена равновесия. Цена равна стоимости. Неразвитый рынок. Рынок капиталов.
В условиях развитого рынка спрос и предложение совпадают, цены будут равны цене производства.
Издержки производства.
Экономические издержи и авнасирование капитала.
Экономические издержки – это расходы фирм, связанные с производством и реализацией продукта в определенный период времени.
Издержки – расчетная величина, зависимая от первоначального или авансированного капитала.
Чтобы начать любое производство,
нужно первоначально
Авансированный капитал –
Авансированный капитал равен С+V
Как только начинается процесс производства, капитал превращается в издержки пр-ва или в экономические издержки.
Издержки пр-ва всегда меньше, чем авансированный капитал.
В экономикс наряду с экономическими издержками существует другое их определение. Эти экономические издержки называются вмененные.
Т.е. как те доходы, которые фирма жертвует поставщику ресурсов, чтобы не допустить их альтернативного использования.
Отсюда вмененные издержки рассматриваются, как альтернативные.
вмененные издержки могут быть либо внешними, либо внутренними.
Внешние издержки – расходы, которые фирма несет из своего кармана на приобретения людских или материальных факторов производства.(материалы, рабочая сила и т.д.)
Внешние издержки рассматриваются как явные издержки, т.е. расходы фирмы на приобретение у внешнего поставщика внешних ресурсов.
Внутренние – издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс, т.е. денежные платежи фирмы за определенные ресурсы, принадлежащие ей самой при наилучшем применении. Например, з\п предпринимателя менеджера фирмы.
Внутренние издержки рассматриваются как скрытые издержки, т.е. расходы фирмы за использование собственного ресурса.
Экономические вмененные издержки равны:
Наряду с категорией экономических издержек в экономическом анализе используется категория бухгалтерских издержек.(равны внешним издержкам)
Прибыль бухгалтерская равна разнице между общей выручкой и внешними (бухгалтерскими) издержками.
Издержки анализируются в
Этот период рассматривается в двух измерениях.
Краткосрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде
Краткосрочный период – это слишком короткий период времени, чтобы фирма могла изменить свои постоянные ресурсы или производственные мощности.
В этом периоде постоянные ресурсы остаются неизменными, а переменные ресурсы могут измениться за счет цен и количества переменных ресурсов(сырья и доп.рабочей силы)
В течение краткосрочного периода фирма может изменить объем пр-ва путем соединения изменяющегося количества переменных ресурсов с фиксированными постоянными мощностями.
Постоянные – это издержки, которые не зависят от объема пр-ва. Они всегда могут иметь место, даже если фирма ничего не производит.
Fc (фиксированные издержки) - Аренда, амортизация, страховые взносы, расходы на капитальный ремонт, оплата обязательств по облигационным займам, жалование. Они остаются неизменными при всех уровнях пр-ва, включая нулевой.
Vc ( переменные) – издержки, которые зависят от объемов пр-ва.
Сырье, электроэнергия, полуфабрикаты.
В отличие от постоянных издержек, переменные издержки изменяются в зависимости от объема пр-ва.
С ростом выпуска продукции переменные издержки растут.
Различия между постоянными и переменными издержками имеет значение для каждого бизнесмена.
Значение: переменными издержками
предприниматель может
Общие (валовые) издержки при каждом объеме пр-ва равны сумме
Tc = Fс+Vс
Средние общие издержки - издержки на единицу продукции.
ATC = TC/Q
Показатели средних общих
Такое сравнение дает возможность определить величину прибыли, а так же позволяет определить стратегию и тактику предпринимательского дела.
Предельные издержки – это издержки, связанные с пр-вом дополнительной единицы продукции. Предельные издержки равны приросту переменных издержек, если предполагается, что постоянные издержки неизменны.
MC = delta VC/ delta Q
Предельные издержки –приростные издержки – представляют собой прирост издержек в результате выпуска одной дополнительной единицы продукции.
Предельные издержки показывают во
сколько фирме обойдется