Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:59, лекция

Описание

лекции по микроэкономике.

Работа состоит из  1 файл

Лекции по микре.docx

— 112.87 Кб (Скачать документ)

Проблема внешних эффектов занимает экономистов давно, но обострилась  в 20 столетии.

Необходимость и способы нейтрализации  внешних эффектов

Большой вклад в разработку теории экстерналий внес английский экономист Пигу. В 1912 году написал работу «Богатство и благосостояние», в 21 году – «Экономическая теория благосостояния». В последней работе Пигу высказывает идею о том, что поскольку обнаружены дефекты функционирования экономической системы(побочные отриц. эффекты), нужны действия правительства. В работе Пигу есть спец. Глава – «Вмешательство государства». Смысл этого вмешательства в том, чтобы ограничить частный корыстный интерес, который идет в разрез с национальными интересами. Пигу отмечает и провалы государства: служащие гос. Учреждений подвержены невежеству, групповому давлению, коррупции во имя личных интересов. Пигу отмечает, что в обществе, в частности в Англии, происходят положительные изменения: честность и бескорыстие становится больше, чем прежде, а современные избиратели способны остановить злоупотребление властью и привилегиями. Пигу возлагает надежды на совершенствование правительственных учреждений, их структур и методов работы. Главное чтоб было благотворительное вмешательство государства.

Центральную проблему – приближение  предельных частных издержек и выгод  к предельным социальным издержкам, - Пигу предполагает обеспечить путем введения корректирующих налогов и субсидий.

Корректирующий налог – это  налог на выпуск экономических благ, которые приносят отрицательный  внешний эффект, который повышает предельные и частные издержки до уровня предельно общественных.

Корректирующая субсидия – это  субсидия производителям и потребителям экономических благ, приносящих положительные внешние эффекты, и она позволит приблизить частные выгоды к предельно общественным.

Корректирующие налоги и субсидии обеспечивают социальною эффективность, но, тем не менее, они не решают полностью  проблемы, возникающие в связи  с существованием побочных эффектов, потому, что:

  1. В реальной практике довольно трубно вычислить предельные издержки и выгоды.
  2. Корректирующие налоги, выплачиваемые производителями благ, которые харак-ся отриц. Внеш. Эффектами, не всегда достигают поставленной цели.

Маржинальный подход в решении  этих проблем имеет недостатки:

  • Абстрактность решения конкретных задач
  • Чрезмерная рациональность в условиях реальной жизненной иррациональности
  • Недоучет сложности функционирования различных экономических институтов в экономической жизни общества

Основными формами регулирования  экстерналий являются:

  1. Обложение налогами виновников этих эффектов
  2. Регулирование деятельности определенных фирм или индивидов

В наше время теория экстерналий получила развитие в работах лауреата Нобелевской премии Рональда Коуза. Однако подходам Коуза свойственны серьезные недостатки. Анализируя исследования Пигу, Коуз подчеркивает, что наличие экстерналий вовсе не означает, что здесь имеет место случай для правительственного вмешательства. Почему? Комментируя позицию Пигу, Коуз замечает, что внешние эффекты весьма изменчивы, налоги(= издержки наоборот) связаны с дополнительными издержками и нет никакой гарантии, что пострадавший получит компенсацию. Коуз критически относится к иллюзиям Пигу о добросовестности правительственных комиссий. Кроме того, гос. Вмешательство ещё больше увеличит общественные издержки. Вывод: прямое правительственное регулирование не всегда дает лучшие результаты, чем простое предоставление проблемы на волю рынка или фирмы.

У Коуза есть теорема. Суть её определяется следующим образом: проблема побочных эффектов может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами. Соглашение желательно, но не всегда возможно. Условием достижения соглашения явля-ся:

  1. Четкое определение прав собственности
  2. Относительно невысокая стоимость заключаемого соглашения, в котором участвует небольшое число лиц

Если установлены и разграничены права собственности, то сторонам сравнительно нетрудно прийти к желаемому результату, т е вопросы могут быть решены без вмешательства государства. Надо утрести противоречия и претензии с помощью инфраструктуры рынка.

В определении норм и прав собственности  заинтересованы все участники хозяйственной  деятельности. Ни налог, ни госарбитраж, а рыночные соглашения и сделки самих участников явл-ся результатом, который позволяет сделки самих участников превратить в регуляторы и механизм, который позволяет сократить издержки и снизить их до оптимальных размеров. Главная задача – обеспечение прав субъектов сделки.

 Это позволяет согласиться  с формулировкой теоремы Коуза Стиглером. Стиглер(формулировка теоремы Коуза): «В условиях совершенной конкуренции частные и соц-е издержки равны». Однако совершенная конкуренция это утопия в современных условиях. Имеет значение соглашение частного и общественного блага в наше время, потому что оно сложно достижимо, если в спор вовлечено значительное число людей, а тем более стран и набор негативных эффектов весьма велик.

Общественное и частное благо

Большую часть предлагаемых производителями  и находящих спрос благ представляет собой благо личного потребления, т е частное благо – то благо, которое может одномоментно потреблено 1-м лицом.

Но большая часть благ не обеспечивается частными рынками, и это не случайно. Прежде всего это связано с  тем, что потребление общественных благ обладает следующими свойствами:

  • Включенность – кому-то удается пользоваться неким благом, которое требует затрат на его производство, но ничего не платит. Чтобы решить проблему бесплатного пользования, обществу нужно найти некоторый способ совместного решения сколько тратить, к примеру, на оборону. Государство призвано принимать такие решения.
  • Нулевые предельные издержки - при увеличении кол-ва людей, потребляющих благо, роста издержек не происходит. Пример: свет маяка.
  • Неделимость (тесно связана с включенностью) – благо столь велико, что не может быть продано индивидуальным покупателям. Пример: нац. Оборона, воздух.
  • Высокий уровень положительных внешних эффектов – это полезность для общества в целом. При этом производство таких благ рынком не возможно, в силу действия принципов неделимости и включенности. Пример: программа по борьбе с наводнениями, вредными насекомыми, болезнями.

Глобализация экономики приведет к появлению таких общественных благ, как сохранение условий проживания для населения земли.

Квази-общественны блага – это такие блага, как образование, библиотека, музей , автострады, пожарная охрана, канализация, профилактическая медицина. Эти блага отличаются от общественных тем, что люди, не оплатившие эти блага, могут быть исключены из процесса потребления.

Квази-общественные блага обладают делимостью  и могут производиться рынком. Однако они часто обеспечиваются государством, благодаря наличию положит. Внеш. Эффектов.

Общепринятая практика предоставления общественных благ финансируется путем  обязательного налогообложения, а  не в результате добровольного соглашения. Однако в экономической теории существует иной подход к анализу предоставления общественных благ. Модель добровольного обмена. Впервые добровольный подход был предложен Векселем – шведский экономист, который утверждал, что 1)каждое общественное благо должно финансироваться за счет особого налога, 2)необходимо единогласие все членов общества относительно кол-ва этого блага.

Анализ был расширен Линдалем, который представил модель. В этой модели и размер налога, и объем представляемого блага являются предметом обсуждения. В модели Линдаля для достижения равновесия необходимо, чтобы выплачиваемая каждым индивидом ставка налога точно была равна предельной полезности блага, получаемого этим индивидом.


Информация о работе Микроэкономика