Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:44, шпаргалка
1Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе пр-ва, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; исследует проблему их эффективного использования и управления или с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуального эк.Субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные эк.единицы (эк.Субъекты микроэкономики – дом.хоз-во, гос-во, отрасли, отдельные рынки); охватывает анализ таких величин –объём, цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка и доход отдельного предприятия.
Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Иначе говоря, увеличение количества всех ресурсов, приведет к менее чем пропорциональному росту объема производства —. Следовательно, АТС увеличатся.
Кривая
средних издержек
в долгосрочном периоде LAC – огибающая
линия множества краткосрочных средних
издержек фирмы.
В долгосрочном периоде между средними
LAC и предельными LMC издержками существует
определенная взаимосвязь
LMC проходит через min LAC. Значит
LMC < LAC, то LAC ↓
LMC > LAC, то LAC ↑
По форме LAC определяют эффект масштаба
если минимум LAC лежит близко к началу
координат – отрицательный, далеко –
положительный, если есть прямой участок
– нейтральный.
41равновесие фирмы – совершенного конкурента в краткосрочном периоде
- краткосрочный период – производственные мощности фирмы не изменяются, однако Объём пр-ва может быть увеличен/уменьшен за счёт увеличения/уменьшения кол-ва живого труда, сырья и топлива, т.е. элементов ОБОРОТНОГО капитала.
Если цены на ресурсы снизились или была применена более эффективная технология пр-ва, кривые переместятся вниз; и наоборот. В краткосрочный период количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется. Возможны два подхода к определению оптимального объема производства. Первый состоит в сравнении валового дохода и валовых издержек, второй - в установлении объема производства, при котором имеет место равенство предельного дохода предельным издержкам.
Суть первого - в сравнении совокупной выручки и совокупных затрат (модель ТRTC); условие прибыльности TR>TC (совокупный доход больше совокупных затрат); условие безубыточности TR=TC (совокупный доход равный совокупным затратам); условие минимизации убытков путем производства TC>TR>VC (совокупные затраты большие совокупного дохода и большие сменных затрат).
Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превышает сменных затрат этого количества товаров TR>VC. Если доход фирмы превышает сменные затраты, фирма может функционировать.
Суть второго правила в сравнении предельной выручки и предельных затрат (модель MRMC). Чтобы получить максимальную прибыль, фирма должна вырабатывать такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным затратам (MR=MC), это есть условием максимизации прибыли. Уравнение называется правилом определения объемов производства, а также уравнением равновесия. В условиях рынка совершенной конкуренции предельный выручка (MR) численно равняется цене (Р), MR=P. Поскольку это так, то для конкурентной фирмы общее правило максимизации прибыли означает выбор такого объема выпуска за которого предельные затраты равные цене: MC=MR=P.
42Условия доходности и убыточности фирм –совершенный конкурентов в краткосрочном периоде
- краткосрочный период – производственные мощности фирмы не изменяются, однако Объём пр-ва может быть увеличен/уменьшен за счёт увеличения/уменьшения кол-ва живого труда, сырья и топлива, т.е. элементов ОБОРОТНОГО капитала.
Если цены на ресурсы снизились или была применена более эффективная технология пр-ва, кривые переместятся вниз; и наоборот. В краткосрочный период количество некоторых производственных факторов остается неизменным, количество других изменяется.
Все фирмы, которые
имеют минимальные средние
Для получения фирмой только нормальной прибыли Р=АТС. Для получения фирмой экономической прибыли Р<АТС, это допредельными фирма с экономической прибылью.
Если рыночная цена низшая за цену безубыточности, Р<АТС, фирмы получают убытки, они прекращают производство и оставляют область.
Та фирма, которой удается покрывать лишь средние переменные издержки (AVC = Р), называется предельной фирмой. Такой фирме удается быть "на плаву" лишь недолгое время (краткосрочный период). В случае повышения цен она сможет покрыть не только текущие (средние переменные издержки), но и все издержки (средние общие издержки), т. е. получать нормальную прибыль (как обычная допредельная фирма, где АТС = Р).
В случае снижения цен она перестает быть конкурентоспособной, так как не может покрывать даже текущие издержки и вынуждена будет покинуть отрасль, оказавшись за ее пределами (запредельная фирма, где AVC > Р). Если цена больше средних общих издержек (АТС < Р), то фирма наряду с нормальной прибылью получает сверхприбыль.
Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде совпадает с восходящей частью кривой предельных издержек, лежащей выше точки минимума средних переменных издержек. Экономическая прибыль в долгосрочной перспективе будет привлекать новые фирмы, а убытки вынудят фирмы покинуть отрасль. В результате рыночная цена продукта установится на уровне минимальных средних издержек (LAC) типичной фирмы. Все фирмы отрасли получат нулевую экономическую прибыль, и каждая из них выберет объем производства, при котором выполняется условие: Р = АС = МС. Равенство цены и минимальных средних издержек показывает, что фирма использует наиболее эффективную из известных технологий, и назначает самую низкую цену и производит наибольший объем продукции, соответствующий ее издержкам. Равенство цены и предельных издержек указывает на то, что ресурсы распределены в соответствии с предпочтениями потребителей.
43равновесие фирмы и отрасли с совершенной конкуренцией в долгосрочном периоде
Долгосрочный период - фирма в состоянии изменить количество всех используемых производственных факторов. В этот период одни фирмы могут покинуть данную отрасль, другие — войти в нее.
Положительный эффект масштаба - эффект массового производства, или экономия, обусловленная ростом масштабов производства.
Факторы:
1. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
ТРУДА. более высокий уровень
специализации труда исключает потери
времени на переход рабочего от одного
задания к другому, обеспечивает квалифицированное
выполнение труда.
2. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА.
3. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАПИТАЛА.
4. ПРОИЗВОДСТВО
ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТОВ.
Все эти технологические факторы — повышение
уровня специализации труда рабочих и
управленцев, возможность использования
наиболее эффективного оборудования и
эффективная утилизация отходов — будут
вносить свой вклад в снижение издержек
производства единицы продукции тем производителем,
который окажется способен расширить
масштабы своих операций. Иными словами
это можно сформулировать так: увеличение
количества всех вовлеченных в производство
ресурсов приведет к более чем пропорциональному
росту объема производства; необходимым
результатом будет снижение АТС.
Отрицательный эффект
масштаба производства - расширение
фирмы может привести к отрицательным
экономическим последствиям и к
росту издержек производства единицы
продукции.
Основная причина возникновения отрицательного
эффекта масштаба связана с определенными
управленческими трудностями, возникающими
при попытке эффективно контролировать
и координировать деятельность фирмы,
превратившейся в крупномасштабного производителя.
Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства. Иначе говоря, увеличение количества всех ресурсов, приведет к менее чем пропорциональному росту объема производства. Следовательно, АТС увеличатся.
Три условия равновесия отрасли в долгосрочном периоде: 1) функционирующие фирмы наилучшим способом используют имеющееся капитальное оборудование. Это означает, что каждая фирма отрасли в краткосрочном периоде максимизирует прибыль, производя такой объем продукции, когда МС = Р.
2) Не существует побудительных причин для фирм иных отраслей входить в отрасль. Иными словами, все фирмы отрасли имеют объем производства, соответствующий минимуму средних суммарных издержек в краткосрочном периоде и получают нулевую прибыль, т.е. SATC = Р.
3) Фирмы отрасли
не имеют возможности снижать
суммарные издержки на единицу
продукции и получать прибыль
за счет расширения масштабов
производства. Это равносильно условию,
что каждая фирма отрасли
В точке равновесия удовлетворяются три условия равновесия: 1)МС=Р 2) SATC -Р . 3) кривая LATC имеет минимум.
Поскольку в условиях
совершенной конкуренции
44выбор монополистом цены и объёма производства
Кривая спроса на продукт чистой монополии и фирм монополистической конкуренции является кривой рыночного спроса и имеет отрицательный наклон. Поэтому фирмы могут оказывать влияние на цену, контролируя выпуск товаров (для монополистической конкуренции контроль неполный).
В случае простой монополии (не прибегающей к ценовой дискриминации) предельный доход, получаемый от продажи дополнительной единицы товара, ниже его цены (кроме первой единицы).
Кривая спроса, предельный доход и выпуск в условиях чистой монополии
Кривая спроса
монопо
листа (DD) имеет нисходящий характер.
Предельный доход (MR) меньше цены. Когда
предельный доход положителен, общий доход
возрастает при сокращении цены. Когда
предельный доход отрицателен, общий доход
сокращается при понижении цены. Общий
доход достигает максимума, когда предельный
доход (MR) равен нулю. Когда MR
> 0, спрос является эластичным. Когда
MR < 0, общий доход в этой точке достигает
максимума. Кривая предельного дохода,
как видно из графика, пересекает ось абсцисс
точно в середине между началом оси и кривой
спроса. Такая закономерность имеет место
всегда, если кривая спроса имеет вид прямой
линии. Это объясняется математическими
закономерностями эластичности спроса.
Предельный доход - это прирост совокупного
дохода, полученный от прироста выпуска
на единицу продукции. Когда спрос эластичен,
предельный доход больше нуля и совокупный
доход растет. Когда спрос неэластичен,
предельный доход меньше нуля и совокупный
доход падает. Предельный доход меньше
цены при всех уровнях выпуска продукции.
Для определения размеров оптимального
выпуска монополист использует тот же
критерий, что и совершенный конкурент,
ориентируясь на равенство предельного
дохода и предельных издержек. При условии
этого равенства достигается максимальный
размер прибыли. В некоторых ситуациях
чистая монополия может осуществлять
ценовую дискриминацию - устанавливать
разные цены на один и тот же продукт для
разных покупателей. Обычно ценовую дискриминацию
подразделяют на два типа.
1. Дискриминация
по единицам продаваемой
продукции.
Суть ее заключается в различных условиях
покупки товара или оплаты услуги потребителем
в зависимости от количества приобретаемого.
2. Дискриминация
среди покупателей.
Покупатели имеют различные доходы и,
соответственно, способны платить за один
и тот же товар разную цену. . Поэтому продавцы
устанавливают дифференцированные цены
за один и тот же товар на различных рынках
Эти рынки могут различаться по группам
потребителей, по территориям, во времени
и т.п. Ценовая дискриминация
возможна при обязательном выполнении
трех условий:
1. Фирма должна обладать достаточной
монопольной силой, чтобы контролировать
производство и ценообразование;
2. Должна быть исключена возможность
перепродажи товара.
3. Способность производителя к определению
структуры рынка.