Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:44, шпаргалка

Описание

1Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе пр-ва, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; исследует проблему их эффективного использования и управления или с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуального эк.Субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные эк.единицы (эк.Субъекты микроэкономики – дом.хоз-во, гос-во, отрасли, отдельные рынки); охватывает анализ таких величин –объём, цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка и доход отдельного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

инимальные шпорки.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

Предложение факторов производства - это готовность их собственников поставлять производственные ресурсы за цены соответствующего уровня и с учетом других факторов. Кривая предложения факторов может иметь положительный или отрицательный наклон или быть вертикальной.

На рынках факторов производства, как и на рынках благ, равновесие устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения в условиях различных рыночных структур. Условием равновесия фирмы, как известно, выступает равенство предельных издержек и предельного дохода: МС = MR, где МС - предельные  
издержки, MR - предельный доход. Удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданный объем выпуска продукции соответствуют критерию наименьших издержек производства. Критерий эффективности достигается при равенстве цены каждого используемого ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта,  
произведенного с его помощью.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

47Рынки факторов производства с несовершенной конкуренцией

Монопсония  на рынке труда.

Совершенная конкуренция - это идеальная система, предельное положение, в то время как на большинстве рынков господствует несовершенная конкуренция вследствие ряда причин:

  • время заключения сделки, поиск работника и т. д.;
  • заключение контракта с рабочим вследствие законодательства о труде влечет за собой ограничения, которые фирма обязана принять, чем отдалит свое положение от совершенно конкурентной единицы (условия труда и отдыха, гарантии сохранения рабочего места и т. д.);
  • своеобразие отношений, возникающих на этом рынке диктует более четкую и детальную регламентацию различных сторон деятельности между агентами данного рынка.

Для рассмотрения несовершенной конкуренции возьмем  монопсонию, являющейся предельной точкой таковой, то есть на рынке находится  только одна фирма (в малых городах, если фирма обладает крайне редким и практически недоступным для конкурентов ресурсом и т. д.). пример – рынок труда.

В условиях монопсонии MRPL = MRCL. У монопсониста нет кривой спроса на факторы в смысле однозначного соответствия цены и объема покупки (аренды) фактора.

Необходимость формирования цен  на ресурсы:

1. Соотношение между спросом и предложением.

2.  Денежные доходы. От цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников.

3. Распределение ресурсов.

4. Минимизация затрат. Производство наиболее выгодной доходной продукции с наиболее эффективным объединением наименее дорогостоящих ресурсов.

5. Вопрос экономической политики.

Цены факторов производства сыграют важную роль:

-оказывают содействие  распределению ограниченных ресурсов между разными областями и фирмам;

-затраты фирм  во время приобретения ресурсов  выступают как доходы домохозяйств, которые предлагают человеческие  и материальные ресурсы;

-цены на ресурсы  для фирм есть затратами на  ресурсы. 

-существует связь спроса на ресурс не только с его собственной ценой но и ценами всех других ресурсов.

-рыночные цены  на факторы есть инструментом  функционального распределения  национального дохода.

Монополистические рынки ресурсов:

Характерные черты: единственный продавец, отсутствие близких заменителей, возможность диктовать цену и невозможность для других фирм вступить в данную отрасль.

Это вызвано: *современная технология – только крупные предприятия могут позволить себе приобрести её и выпускать продукцию ч минимальными издержками на единицу; маловероятно и появление такой же крупной фирмы – нужны огромные капиталовложения; *выдаваемые гос-вом патенты – они обеспечивают изобретателю монопольное положение на время его действия; *необходимость приобретения у гос-ва лицензии на право заниматься предпринимательской деятельностью; *виды сырья; *криминальные барьеры – клевета, шантаж, переманивание кадров, снижение цен, чтобы разорить конкурентов. Эти барьеры охраняют монополии от соперников. Это позволяет монополистам диктовать цену.  Но и для монополиста совокупный доход от продаж ограничен спросом – на него также действует закон спроса. Он может обеспечить высокую прибыль на единицу продукта, но его интересует совокупная прибыль. Потому он ставит цену, которая обеспечивает максимально возможную общую/валовую прибыль, устанавливая с этой точки зрения оптимальный объём пр-ва. Он определяет это увеличение через правила, установленные для фирм в совершенной конкуренции – пока доход от последней единицы будет превышать издержки. Однако его предельной точкой становятся не средние общие издержки, он сам устанавливает цену. Т.о. общество вынуждено оплачивать монопольный продукт дороде, чем бы они оценивали и оплачивали альтернативный продукт.

Вывод: монополист сочтёт выгодным продать меньший объём продукции и назначать более высокую цену, чем это  сделал бы его конкурент. Среди рынков ресурсов таким рынком выступает рынок труда, где монополисты – профсоюзы, ограничивающие конкуренцию между рабочими, искусственно повышая стоимость РС и влияя на её спрос.

Оптимальное соотношение  ресурсов достигается при соблюдении 2-х правил:

*Правило минимизации затрат: затраты минимизируются при такому соотношении ресурсов, если предельные продукты в расчета на единицу стоимости каждого ресурса есть одинаковыми:

МР работы            МР капитала

------------------- =  ----------------------                                   

Цена работы         Цена капитала

*Правило максимизации  прибыли:

                                 МRP работы        МRP капитала

                                 --------------------- = ----------------------  = 1

                                  Цена работы        Цена капитала 

По этому условию  фирма достигает максимально  возможной величины прибыли с  минимальными затратами. Оптимальное размещение производственных ресурсов между областями экономики может иметь место при таких условиях: каждое предприятие в каждой области работает технически эффективно; производственные ресурсы используются в полном объеме; предельная норма технической замены для каждого пара производственных ресурсов в каждой области одинаковая.

 
 
  • .
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

50рынок капитала и его структура

Рынок капитала -  рынок, на котором даются и берутся напрокат деньги в основном для приобретения капитальных благ (потому рынок и называют рынком капитала).

Инвестиция  -  денежные средства, вкладываемые в объекты предпринимательской и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. А под инвестиционной деятельностью, в соответствии с законом, стали понимать любую форму вложения капитала.

Собственно  чистые инвестиции - это валовые инвестиции за вычетом издержек на возмещение основного капитала. Чистые И. = Валовые И. – Возмещение

Чистые инвестиции - валовые или суммарные инвестиции за вычетом амортизационных отчислений.

Спрос на капитал

Спрос на капитал  предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько  различаются, но в результате они  ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты. Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон, как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Давайте рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей.

  1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.
  2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ.

Таким образом, при  уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как  и фирмы, и население решают взять  больше денег в долг.  
Предложение капитала 

Кривая предложения  капитала имеет положительный наклон, который тоже определяется поведением потребителей и фирм.

  1. Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно "лишние" деньги, которые они не могут использовать c прибылью сами. Одной из причин появления у отдельной фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений. Другим источником тоже может быть собственный капитал фирмы - в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.
  2. Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы. Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход в будущем - делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений. Во-вторых, как мы уже говорили, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги - то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

Равновесие на рынке капитала

Итак, на рынке  капитала существуют некоторые кривые спроса и предложения. Пересечение  этих кривых определяет равновесную  ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая - в качестве вторых.  
Равновесие на рынке капитала может измениться при изменении любого из обстоятельств, определяющих положение кривых спроса и предложения. Поскольку одним из основных факторов является информация о будущем доходе (для потребителей) и спроса (для фирм), относительно быстро равновесие может изменяться в результате изменения ожиданий будущих событий. В более длительном периоде равновесие может смещаться в результате изменения менее подвижных факторов - например, степени бережливости потребителей (если люди будут менее заинтересованы в текущем потреблении и захотят больше денег отложить "на потом", сохранить для детей и т. д.). Или по мере увеличения доходов потребителей (если люди будут становиться богаче, они смогут откладывать большие суммы, например собирать деньги не на покупку велосипеда, а на покупку яхты или самолета). Или просто по мере роста хозяйства - чем больше фирм и потребителей будет в хозяйстве, тем большее количество участников будет на рынке капитала.

Ссудный процент представляет собой плату за использование денежного капитала, другими словами, это цена денежного капитала.

Ставка (норма) процента рассчитывается как отношение величины заемного денежного капитала к величине ссудного процента, выраженное в процентах.

  Различают долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, фиксированные и плавающие процентные ставки.

ДОХОДНОСТЬ КАПИТАЛА или прибыль на капитал - прибыль компании, рассчитанная как процент на вложенный капитал.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

51рынок земли и его особенности

Земля (land) — фактор производства, включающий в себя природные ресурсы (собственно землю, воду, воздух и т.п.) и сырье. Земля как фактор производства:

* узком смысле  - непосредственно земельные участки. Первостепенное значение в данном случае придается месту нахождения участка, его площади и качеству земли;

* в широком понимании - земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, находящиеся в недрах земли и на ее поверхности.

Информация о работе Микроэкономика