Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:44, шпаргалка

Описание

1Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе пр-ва, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; исследует проблему их эффективного использования и управления или с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуального эк.Субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные эк.единицы (эк.Субъекты микроэкономики – дом.хоз-во, гос-во, отрасли, отдельные рынки); охватывает анализ таких величин –объём, цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка и доход отдельного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

инимальные шпорки.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

*мобильность ресурсов

*степень монополизации  отрасли.

Фактор времени:

  • короткий период – предложение слабо меняется, т.к. за это время фирма не может увел.масштабы пр-ва
  • на длительный период – фирма начинает расширять своё пр-во, вкладывают деньги в основной и оборотный капиталы, постепенно приспосабливаются к рыночным ценам, к возросшему спросу, который приводит к росту предложения.
 

25рыночное равновесие. Равновесная цена.

Равновесиесостояние баланса сил, при котором значения экономических переменных не изменяются.

– не наблюдается  тенденции к изменению рын.цены и кол-ва товаров, которое обращается на рынке.

Рыночное равновесие предполагает знание цены спроса и  предложения:

*Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести данное кол-во товара

*Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель готов предложить свой товар.

РР достигается  в точке пересечения кривых спроса и предложения на данный товар.

Равновесная цена – рыночная цена, которая устанавливается на рынке при равенстве спроса и предложения на этот товар.

Нарушение рыночного  равновесия приводит к:

* Избыток – предложение превышает  спрос

* Дефицит –  спрос превышает предложение

Механизм регулирования  равновесия:

  1. избыток – при превышении предложения над спросом начинается снижение цен, ряд фирм разоряется, ряд выходит из этой отрасли. В то же время, из-за падения цен, спрос покупателей растёт. И так процесс продолжается, пока они не уравняют друг друга. Т.О. кол-во предложения выравнивается и удовлетворяет спросу, не нарушая его.
  2. Дефицит – при превышении спроса над предложением цена поднимается. Это привлекает в отрасль других производителей. Это приводит к росту предложения. По мере насыщения спрос также уменьшается. Спрос и предложение уравнивают друг друга.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26спрос и предложение в условиях контроля за ценами

Рыночное  равновесие – не наблюдается тенденции к изменению рын.цены и кол-ва товаров, которое обращается на рынке.

Рыночное равновесие предполагает знание цены спроса и  предложения:

*Цена спроса – максимальная цена, по которой покупатель согласен приобрести данное кол-во товара

*Цена предложения – минимальная цена, по которой производитель готов предложить свой товар.

РР достигается  в точке пересечения кривых спроса и предложения на данный товар.

Равновесная цена – рыночная цена, которая устанавливается на рынке при равенстве спроса и предложения на этот товар.

Нарушение рыночного  равновесия приводит к:

* Избыток –  предложение превышает спрос

* Дефицит –  спрос превышает предложение

Уровень  существующих  цен  равновесия  по  тем  или  иным причинам может не устраивать государство. В этой ситуации государство установит фиксированные цены.

Как бы государство  не фиксировало  цены  (выше  или  ниже  равновеснойцены), объем реализуемой  продукции всегда становится меньше того  или  иного объема реализации, который мог бы достигнут при равновесии.

Следствие дефицита

1. Возникновение конкуренции потребителей.

При цене , меньше равновесной, весь спрос не сможет  быть  удовлетворен.  В этом  случае,  чтобы  все-таки  удовлетворить  спрос,  потребители   начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не  сравняется  с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к  денежным  затратам на покупку товара потребители  начнут  добавлять  неденежные  затраты - взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода.

2. Возникновение черного рынка.

При  установлении государством цены, меньше равновесной, появляется "черный рынок. Равновесная цена на "черном рынке"  будет  превышать  как фиксированную цену  так и равновесную. Объем продаж  при  этом  на  "черном рынке"  больше того объема , который был бы реализован на обычном рынке  по цене , но меньше равновесного объема.

Мгновенное  равновесие -  рыночное равновесие текущего периода, когда резкое изменение спроса в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к скачкообразному росту рыночной цены.

При мгновенном равновесии кривая предложения остается вертикальной.

Краткосрочное равновесие - рыночное равновесие, характерное для краткосрочного периода, когда предприниматели имеют возможность увеличить объем предложения за счет более интенсивного использования имеющихся факторов производства.

Краткосрочное равновесие достигается на том уровне, когда  цены по-прежнему стимулируют дополнительное производство, увеличение которого требует уже замены оборудования, технологии.

Долгосрочное  равновесие - рыночное равновесие, характерное для долгосрочного периода, когда предприниматели имеют возможность увеличить объем предложения за счет расширения производственных мощностей и найма более квалифицированной рабочей силы. Рост предложения приводит к снижению цены, которая, однако не достигнет первоначального уровня, предшествовавшего увеличению спроса в силу изменения общего равновесие на рынках факторов производства.

 

27кривые безразличия потребителя

Кривая  безразличия – относится к индивидуальному потребителю, и вкус каждого потребителя может быть выражен множеством кривых безразличия; показывает альтернативные виды товаров, которые показывают  одинаковую полезность; отражает потребительскую корзину.

Потребительская корзина – совокупность товара для недельного, дневного, месячного потребления.

Каждая кривая безразличия отражает какой-то определённый уровень общей полезности двух благ. Кривые безразличия не пересекаются.

Карты безразличия  – набор кривых безразличия для  одного потребителя.

Но уровни общей  полезности могут быть различными и  зависимости от количества этих благ.

По мере увеличения кол-ва блага кривая безразличия  перемещается вверх и вправо, появляется карта безразличия. Кривая безразличия означает, что потребителю всё равно какой набор из 2-х благ он выберет, в любом случае его потребность в этих благах будет удовлетворена. Также показывает уровень удовлетворения.

Предельная норма субституции

Многие товары являются  субститутами и комплементами.

Взаимозаменяемость  может быть совершенной (человеку всё равно, какой из 2-х товаров употребить). В этом случае кривая безразличия выглядит как прямая, а блага рассматриваются как одно. Предельная норма замены становится постоянной величиной.

При жёсткой взаимодополняемости каждому уровню удовлетворения потребителя соответствует одна комбинация товаров. Увеличение кол-ва одного товара без увеличения кол-ва другого не изменяет полезности этой комбинации. Это значит, что предельная норма замены при таком х-ре взаимодополняемости равна нулю.

роророророророр

пролавдалпо

ыврашвы

 
 
 

Минимальная часть  взаимозаменяемого блага определяется предельной нормой субституции (замены) Dу/Dх, где Dх – предельная часть блага А, а Dу – блага Б. это отношение отрицательно, т.к. изменение кол-ва 2-х благ происходит в противоположных направлениях.  Поэтому можно выразить предельную норму субституции и так: MR S=dy/dx, где эти значения – бесконечно малые количества благ А и Б.

Предельная норма  субституции убывает, если следовать  по кривой безразличия снизу вверх; определяет форму кривой безразличия.

Зона  субституции – отрезок зоны субституции, за пределами которой замена одного блага другим исключена (исключаются области, где ф-ция стремится к нулю)

 
 
 
 
 
 
 
 

28состояние равновесия потребителя с кардиналистской позиции

Количественный  подход к анализу полезности основан  на представлении о возможности  измерения различных благ в гипотетических единицах полезности ≈ ютилах (от англ. utility ≈ полезность).

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного  набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности  объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности ≈ для другого.

Итак, в количественной теории полезности предполагается, что  потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = F(QA, QB, ..., QZ),        (3.1)

где TU ≈ общая  полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, QZ ≈ объемы потребления товаров  А, В, ..., Z в единицу времени.

Предельная полезность ≈ это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Принцип убывающей  предельной полезности часто называют первым законом Госсена. Этот закон  содержит два положения. Первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом. Второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.

При этих предположениях потребитель достигнет максимума  удовлетворения, если он распределит  свои средства на покупку различных  товаров таким образом, что:

1) для всех реально  покупаемых им товаров А, В,  С,... имеет место 

 MUa/Pa=MUb/Pb=MUc/Pc=…=l

где MUA, MUB, MUC ≈  предельные полезности товаров А, В, С; l ≈ некоторая величина, характеризующая  предельную полезность денег;6

2) для всех непокупаемых  им товаров Y, Z,... имеет место 

MUy/Py<=l, MUz/Pz<=l, …

2-ой  закон Госсена:

2- наиболее рациональная комбинация благ достигается тогда, когда последние порции потреблённых товаров разного рода оказываются одинаково полезными для человека и ему не выгодно менять структуру потребления.

 

29состояние равновесия потребителя с позиции ординалистской теории

Для изучения поведения  потребителя пользуются таким инструментом анализа, как «кривые безразличия», «кривых равных полезностей». Это  позволяет применять сравнение  полезностей наборов благ. Достаточно, чтобы потребитель ответил перед  выбором, предпочитает ли он один товар другому, или ему всё равно, какой из них потреблять. Т.о. кардинальная (абсолютная) полезность заменяется ординальной (относительной). Переход от кардинализма к ординализму открыл путь к категории потребительского предпочтения для изучения количественного анализа.

Орденалистский  порядковый подход –  суть порядковой измеримости субъективной полезности заключается в использовании не абсолютной, а относительной шкалы, показывающей предпочтения потребителя. Задача максимилизации потребностей при орденалистском подходе сводится к выбору потребителя наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него. Данный подход базируется на аксиомах – полной упорядоченности насыщения и независимости потребления.

Нахождение    равновесия    для    потребителя    у

ординалистов  так же, как и у кардиналистов, сводится  к

нахождению максимума  полезности,  хотя  и  не  в  виде

абсолютной  предельной  полезности,  а  лишь   в   виде

отношений предельных полезностей друг другу, выраженных в форме шкалы предпочтений.

Информация о работе Микроэкономика