Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:44, шпаргалка

Описание

1Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе пр-ва, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; исследует проблему их эффективного использования и управления или с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуального эк.Субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные эк.единицы (эк.Субъекты микроэкономики – дом.хоз-во, гос-во, отрасли, отдельные рынки); охватывает анализ таких величин –объём, цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка и доход отдельного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

инимальные шпорки.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

5. Ограничение  информации.

Фирма - олигополист  должен разрабатывать стратегию  своих действий на рынке с учетом потенциальных встречных действий своих конкурентов. Зависимость поведения фирмы от реакции конкурентов называется олигопольной взаимосвязью. По мнению большинства экономистов, олигополия даже более нежелательная, чем монополия, поскольку олигополия, маскируясь под монополистическую конкуренцию, обходит антимонопольное законодательство.

Олигополия имеет  такие экономические следствия  для общества: в большинстве случаев  высокие барьеры вступления в  область приводят к ограничению  выпуска и установление высших цен, возникают безвозвратные общественные затраты, не обеспечивается ни производственная эффективность, ни эффективность распределения ресурсов. Некоторые ученые указывают на положительный эффект олигополии: они утверждают, что олигополия означает высокий уровень концентрации средств производства, финансовых средств, квалифицированной рабочей силы, научно-исследовательского потенциала. По их мнению потери общества от господства олигополии перекрываются выигрышем от влияния олигополий на НТП.

13Олигополистическая структура рынка

Олигополия  - структура рынка, если небольшая группа фирм-производителей (продавцов) вырабатывает значительную частицу объема предложения определенного товара на рынке.

Олигополии  возникают при таких обстоятельств:

-эффекта масштаба, или образование больших фирм  за счет поглощения конкурентов,  это основной барьер вхождения  в область;

-эффекта слияние  фирм, это объективные стремления  фирм достичь большего эффекта  масштаба, укрепить свою рыночную  власть, большие возможности контроля по ценам, устранить конкурента, выиграть на ценах закупки ресурсов, вследствие получения преимущества "большого покупателя", и т.п.;

-патентование  и лицензирование технологии, связан  с патентной монополией (в наукоемких  областях, контролируемых фирмами типа "Ксерокс", "Кодак" и прочие). На протяжении всего срока действия патента (в США - 17 лет) фирма надежно защищена от внутренней конкуренции;

-самостоятельной  ценовой политики, каждый олігополіст  может определенным чином влиять  на общую динамику цен в области, так как частица любого производителя на общем рынке соответствующего товара довольно значительная. Но результаты его влияния будут зависеть от реакции других олігополістів;  

-взаимозависимость  фирм в области. Олігополістична  взаимозависимость - необходимость внимательного учета дои конкурирующих фирм на олігополістичному рынка при определении цены и объемов выпуска. Принимает разные формы: от удерживания цен на одном равные к ценовым войнам.

Конкурентная  борьба возникает:

-между фирмами что действуют на этом рынке;

-между фирмами  данного рынка и теми, что желают  на него пробиться. 

Существует несколько  вариантов олигополии. В области  может быть как 2-3 наибольшие фирмы "жесткая олигополия" так и "размытая", за которой 70-80% рынка разделяют 6-7 фирм, 10-20 "мягкая олигополия".Фирмы могут действовать в тайном заговоре, а могут принимать решение самостоятельно. Заговор -договоренность (явными, молчаливая или тайная) между предприятиями в области с целью установления согласованных цен и объемов производства.

Закономерности:

1. Олігополістичні  цены имеют тенденцию быть  не гибкими, или "жесткими", не так быстро и значительно  изменяются, как в других рыночных  структурах.

2. Если цены  изменяются, то чаще фирмы осуществляют  это одновременно.

Варианты поведения  фирм:

а) при снижении цены фирма старается большее  реализовать своей продукции, этот маневр повторяют фирмы-конкуренты, прирост продажа будет незначительной (главным образом за счет других областей);

б) если фирма повысит  цены, а ее действия наследуют другие, это будет означать фактическое преобразование области в чисто монополистическую. Общий объем продажа снизится, соответственно уменьшится продажа каждой фирмой;

в) если фирма-инициатор  решит снизить цены, объемы продукции  увеличатся за счет двух фирм в которых цены не изменились;

г) если фирма повышает цены, то утратит часть рынка, которую  захватят две вторых фирмы этой области.

Показатели  концентрации характеризуют степень неравномерности распределения объемов производства или продаж товара между хозяйствующими субъектами, а также возможность воздействия каждого из них на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке.

Основными показателями концентрации, используемыми в экономической  теории и практике антимонопольных  органов, являются:

• коэффициент  концентрации (Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции  определенным числом крупнейших продавцов  к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке)

• коэффициент  Герфиндаля—Гиршмана,

• коэффициент  относительной концентрации (Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара),

• коэффициент  энтропии,

• коэффициент  дисперсии логарифмов рыночных долей фирм (Характеризуют распределение объемов продаж между предприятиями)

• коэффициент  Джини,

• коэффициент  Холла—Тайдмана (коэффициент Розенблюта),

• коэффициент  Лернера.

14Сравнительная оценка конкурентного и чисто монопольного рынков

признаки  рынка совершенной  конкуренции:

 -много продавцов и много покупателей;

 -стандартизированная  продукция, которая предлагается  для продажи;

 -невозможность  влияния отдельного продавца  на рыночную цену;

 -абсолютная  мобильность производственных ресурсов;

 -полная рыночная  информация: о ценах, технологии  и возможной прибыли;

 -каждая фирма  имеет очень небольшую частицу  общего выпуска продукции на  рынке; 

 -вход на  рынок и выход из него - свободные;

 -отсутствие  неценовой конкуренции.

Признаки  монополистической  конкуренции:

1.В области  существует относительно большое количество фирм, любая из которых вырабатывает лишь небольшую частицу суммарного выпуска области, поэтому имеет ограниченные возможности влиять на рыночную цену, отсутствующая взаимная зависимость, тайный заговор фактически невозможная (для монополистической конкуренции довольно 30, 50 ли 70 фирм).

2.На рынке покупаются-продаются  дифференцированного блага, качественные  характеристики которых отличаются  от выработанного конкурентом.  Поскольку продукция дифференцирована, каждый производитель определенной марки товара выступает как монополист. 

3.Продавцы, устанавливая  цены на свои товары или  определяя объемы продажу не  учитывают реакцию своих конкурентов. 

4. На рынке не  имеет барьеров для входа и  выхода из области, или почти  не имеет. Однако, вхождение на рынок, не такое легкое, как в условиях совершенной конкуренции. 5.Широко используется неценовая конкуренция (детально будет рассмотрена низшее).

Функционирование  чисто конкурентной экономики дает нам образец или стандарт, с  которым могут быть сопоставимые и по котором может быть оцененная эффективность реальной экономики. Так вот, исследование рынка совершенной конкуренции имеет особое теоретическое и практическое значения для раскрытия методологии познание вторых рыночных структур.

Экономические последствия совершенной конкуренции:

  1. Освоение передовой продукции, ранее не производимой.
  2. Производство модернизированной продукции.
  3. Производство продукции высокого качества.
  4. Распределение производственных сил.
  5. Расслоение общества.
  6. Анархия, кризисы.

По отношению к монополии возможные два варианта государственного регулирования цены, эффективность их проблематическая. Рассмотрим:

1.цена устанавливается  равной предельным затратам (как  при совершенной конкуренции)  Р=МС с целью достижения эффективного  распределения ресурсов, то при общественно оптимальной цене больше продукции получат потребители, фирма может иметь убытки.

2.цена устанавливается  равной средним общим затратам  Р=АТС.

Наибольшую угрозу представляет чистая монополия. Государственная  политика реализуется путем:

-административных  рычагов: 

-регулирование  конкуренции (первый специальный  законодательный акт был принятый  в Украине в 1992 р);

- прямой запрет  слияния фирм;

-распределение  (разбивка)  существующих фирм  на несколько меньших; 

-введение государственной собственности на предприятия  - естественные монополии.

Доказательством являются следуя аргументы: во-первых, сохранение естественных монополий  отвечает стратегическим интересам  государства и разрешает держать  под контролем жизненно важные оборонозначемі области, в первую очередь: энергетику, связь, коммуникации транспорт; во-вторых, наличие таких монополий разрешает унифицировать и стандартизировать железнодорожный путь, вагоны, напряжение в сети электропередач, и т.п.; в-третьих, равный доступ граждан к основополагаючих товарам и услуг - это, может быть основной аргумент.

-экономических  рычагов: 

-регулирование  деятельности монополий, 

-определение территории  их деятельности,

-регулирование  цен на продукцию монополии,

-обеспечение объемов  производства, качества товаров и услуг,

-установление  налога на монопольную прибыль,  и т.п.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15потребности, их структура. Классификация и тенденции развития

Потребности – *способность человека к потреблению; *побудительный мотив действия людей с целью обеспечения необходимых условий жизни; *всякое состояние неудовлетворённости, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти (или состояние удовлетворённости, которое он хочет продлить).

Потребности растут, они динамичны, видоизменяются в  кол-ве и качестве.

 

Классификация потребностей:

  • общественные
  • экономические – это часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием общественного пр-ва
  • абсолютные – идеальные потребности (желание обладать вещью), характеризуются безграничностью, связаны и возникают на базе научного прогресса и т.д.
  • действительные – реальная специфически историческая потребительскую силу общества и выступают как рациональные потребности, которое общество может удовлетворить.
  • Платежеспособные – формы выражения действительных потребностей в условиях товарного пр-ва.
 

Древо потребностей:

    1. Материальные – пища, одежда/обувь, дом, благоустроенный быт, здоровье, здоровый образ жизни, работа
    2. Духовные – образование, учёба, знания, воспитание, приобщение к к-ре, духовная к-ра, свобода слова и совести.
    3. Социальные – труд, отдых, участие в управлении общест.жизнью, нормальная среда обитания, общение с природой.

Маслоу добавляет  также потребности в безопасности, любви, дружбе и самореализации.

Различают:

- первичные и вторичные

- постоянные (ежедневные  предметы и

   услуги) и  временные (отдых, хобби)

- неотложные (оздоровление, воспитание

Информация о работе Микроэкономика