Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:44, шпаргалка

Описание

1Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе пр-ва, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; исследует проблему их эффективного использования и управления или с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуального эк.Субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные эк.единицы (эк.Субъекты микроэкономики – дом.хоз-во, гос-во, отрасли, отдельные рынки); охватывает анализ таких величин –объём, цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка и доход отдельного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

инимальные шпорки.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

Следствия ценовой дискриминации  двойственные:           *разрешают расширить границы объема продажа за пределами, которые контролирует монополист; *выравнивают разность в реальных доходах отдельных групп потребителей;                                                     *оказывают содействие нерациональному межотраслевому и региональному перераспределению  ресурсов; *препятствуют конкуренции и увеличивают монопольную власть. Свободный вход на рынок монополистической конкуренции новых производителей приводит к тому, что в долгосрочной перспективе на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам, и каждая фирмаполучает только нормальную прибыль. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
45экономические следствия чистой монополии и государственное регулирование её деятельности

признаки  рынка совершенной  конкуренции:

 -много продавцов и много покупателей;

 -стандартизированная  продукция, которая предлагается  для продажи;

 -невозможность  влияния отдельного продавца  на рыночную цену;

 -абсолютная  мобильность производственных ресурсов;

 -полная рыночная  информация: о ценах, технологии  и возможной прибыли;

 -каждая фирма  имеет очень небольшую частицу  общего выпуска продукции на  рынке; 

 -вход на  рынок и выход из него - свободные;

 -отсутствие  неценовой конкуренции.

Нельзя назвать  монополизированный рынок эффективным  с точки зрения распределения ресурсов. Дело в том, что потери потребителей от повышения цен и снижения выпуска монополистом оказываются всегда больше выигрыша монополии. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополист искажает распределение ресурсов в экономике. Слишком низкий объем производства при завышенных ценах — не единственная форма снижения эффективности в условиях несовершенной конкуренции. Ослабление давления конкуренции означает, что фирма не поставлена перед выбором: добиться минимума издержек или прекратить свое существование. Основной монополии является концентрация производства, — вполне закономерный процесс повышения экономичности, во многом обусловленный рынком. Результат же его подрывает основу основ эффективного функционирования рыночного хозяйства — эффективное распределение ресурсов. Поэтому монополизацию производства иногда называют “провалом” рынка.

Важным аспектом, оказывающим существенное влияние  на обострение монополистической конкуренции, борьбы за прибыль, является развитие научно-технической революции. Научно-технические достижения фирм и расширение их производства взаимосвязаны. Чистый монополист имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка, но в то же время чистый монополист рискует потерять абсолютный контроль над рынком, так как в этом случае на его рынок могут тут же проникнуть конкуренты. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.

Но в условиях монополистической конкуренции "монополии иногда сознательно идут на продление срока морального старения выпущенных ранее изделий, чтобы сохранить положение на рынке.

Два варианта государственного регулирования цены:

1.цена устанавливается  равной предельным затратам (как  при совершенной конкуренции)  Р=МС с целью достижения эффективного  распределения ресурсов, то при  общественно оптимальной цене  больше продукции получат потребители, фирма может иметь убытки.

2.цена устанавливается  равной средним общим затратам  Р=АТС.

Государственная политика реализуется  путем:

-административных  рычагов: 

-регулирование  конкуренции (первый специальный  законодательный акт был принятый  в Украине в 1992 р);

- прямой запрет  слияния фирм;

-распределение  (разбивка)  существующих фирм  на несколько меньших; 

-введение государственной  собственности на предприятия  - естественные монополии. 

48равновесие на конкурентном рынке труда

Труд  как фактор пр-вакакая-либо интеллектуальная или физическая деятельность, направленная на создание благ или предоставление услуг. Это сознательная деятельность человека.

Особенности рынка  труда:

  • специфический характер товара (рабочая сила, человек);
  • спрос на труд является производным от спроса на товары и услуги;
  • воздействие социальных факторов.

Сущность рынка  труда проявляется в его функциях:

  1. Обеспечение пропорционального распределения рабочей силы в отраслевом и территориальном разрезах.
  2. Обеспечение равновесия спроса на труд и предложения на труд.
  3. Формирование эффективной рациональной занятости.
  4. Установление равновесной ставки зарплаты и обеспечение доходов населения.

Закон убывающей  производительности, согласно  неоклассической  теории, осуществляется  лишь  в  условиях  совершенной  конкуренции,   для   которой характерны нижеследующие черты:

1) взаимодействие  на рынке труда только двух  типов  экономических субъектов:  предпринимателей и наёмных работников;

2) неограниченная  конкуренция между многочисленными   нанимателями за привлечение  более квалифицированной и дешёвой  рабочей силы;

3)  неограниченная  конкуренция  между   работниками   за   более  высокооплачиваемые  рабочие места;

4) все решения  на рынке труда принимаются автономными и полностью информированными индивидами.

 На рынке  совершенной конкуренции предприниматели  предъявляют спрос  на труд  и  нанимают  работников,  стремясь  к   максимизации   прибыли.   Наём работников продолжается  до тех пор, пока объём дополнительной выручки от привлечения ещё одного работника не сравняется с дополнительными

издержками фирмы  на  его  наём.  Следовательно,  границей,  устанавливающей размеры  найма при данной технике и  фиксированном размере капитала,  является

равенство предельного  продукта труда и реальной заработной платы.

При   росте   реальной   заработной   платы   увеличиваются   издержки предпринимателей  на  наём  дополнительной   рабочей   силы,   поэтому   для выполнения  условий  максимизации  прибыли   наниматель   сокращает   число нанимаемых рабочих и наоборот.  Следовательно,  между величиной спроса  на

труд  (L)   и   реальной   заработной   платой   (W)   существует   обратная функциональная зависимость, которая графически изображается в виде  кривой спроса на труд (D L). Количество предлагаемого труда в также зависит от ставки реальной заработной платы. С ростом  цен такая заработная  плата сокращается, что вызывает естественный отток работников, не  удовлетворённых её уровнем.

Вместе с тем рост  ставок  заработной  платы  увеличивает  предложение труда до определённых пределов (L1).

В результате взаимодействия  спроса  и  предложения  на  рынке  труда всегда   достигается    устойчивое равновесие при полной занятости  в точке пересечения кривой  спроса  на  труд DL и кривой предложения труда – SL.

Равновесие  на  рынке  труда  означает,  что все желающие   работать полностью реализуют свои  планы по  продаже рабочей силы  по  сложившейся равновесной ставке реальной заработной платы,  а  работодатели  –  планы  по найму рабочей силы.

При суммировании кривых индивидуального предложения  труда, имеющих обратный загиб, образуется восходящая кривая рыночного предложения  труда.Обычно кривая рыночного предложения труда имеет положительный наклон на всем диапазоне реальных ставок заработной платы.

 
 
 
 

46конкурентные рынки факторов производства

Факторы пр-ва – это элементы, необходимые для создания товара.  Они разделяются на материальные (земля и капитал) и людские (труд и предпринимательская способность).

Категории, используемые для рынков товаров, могут использоваться и к рынкам ресурсов.  Но у них  есть свои особенности – на многих ресурсных рынках покупателями являются фирмы, а продавцами – хаусхольдеры (домохозяйства). Поэтому теория спроса на ресурсы строится на анализе максимилизации прибыли со стороны фирм.

Рынок производственных ресурсов - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на работу, капитал и естественные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты. Это по сути три взаимосвязанных ринка.

Функции:

  1. Помогают определить, как вырабатывать товары и услуги, каким способом, с помощью что ресурсов, как выбирается та или другая технологическая комбинация ресурсов. Рынок через цену укажет оптимальное для каждого времени место объединения ресурсов.

 2) Рынки ресурсов помогают определить, для кого вырабатывать товары и услуги, так как большинство людей получают доход путем продажи ресурсов, которые они имеют.

Особенности рынков факторов производства:

      • изменение ролей рыночных агентов (фирмы выходит на данный рынок как покупатели, а домохозяйства - как продавцы);
      • спрос на ресурсы есть производным, так как они удовлетворяют потребности опосредствованно через производство товаров и услуг;
      • потребление факторов производства взаимосвязанное. Они не используются в отдельности и не могут функционировать изолирован один вот второго;
      • чем выше спрос на продукцию, тем выше спрос на производственные ресурсы;
      • для каждого типа и качества производственных ресурсов существуют отдельные рынки;
      • личный характер такого фактора, как работа;
      • доходы собственников ресурсов определяются предельной производительностью ресурсов и уровнем цен;
      • от цен факторов производства зависят размеры доходов их собственников.

Конкурентный  рынок факторов производства (рынок совершенной конкуренции) - рынок, где есть много продавцов и много покупателей и при этом ни один из их не может существенным образом повлиять на цены факторов производства:

1.Фирма покупает  ресурсы на конкурентном рынке и продает свою продукцию также на конкурентном рынке;

2.На совершенном  конкурентном рынке ресурсов  покупателем выступает фирма,  которая есть монополистом или  олигополистом на рынке готовой  продукции.

Производный спрос - спрос на производственный ресурс, который зависит от спроса на продукт, при производстве которого он используется. Производный характер спроса на ресурсы означает, что стабильность спроса на любой ресурс будет зависеть от:

1.Производительности  ресурса в процессе создания  блага;

2.Рыночной стоимости,  или цены блага, выработанного  с помощью этого ресурса.

Существует обратная зависимость между ценой на ресурс и количеством ресурса, который  покупается. Она представленная кривой спроса на производственные ресурсы  отдельной фирмы. Чем выше цена на ресурс, тем в меньших объемах можно ожидать куплю и использование ресурсов. Чем низшей будет цена, тем более количество ресурсов будет приобретена фирмой для расширения производства к уровню, который обеспечит максимизацию прибыли. Отрицательный наклон кривой спроса поясняется тем, что предельный продукт от ресурса - величина ниспадающая.

Эластичность  спроса на ресурс - реакция спроса на ресурс в ответ на действие влияющих на него факторов.

Ценовая эластичность спроса на ресурсы зависит от таких факторов:

1. Эластичности спроса на готовую продукцию. Чем она высшее, тот более эластичным будет спрос на ресурсы, если неэластичным становится спрос на товар, то и менее эластичным становится спрос на ресурс.

2.  Легкости ресурсозамещения. Чем выше техническая возможность замены одного ресурса вторым, тем эластичнее будет спрос на заменяемый ресурс (бензин - дизельным горючим; уменьшение потребности в бензине - при внедрении более совершенной технологии).

3. Темпов спадания предельного продукта. Если предельный продукт работы снижается медленными темпами при увеличении количества работы, то и кривая спроса на ресурс будет иметь меньший наклон и тенденцию к большей эластичности и наоборот.

4. Части затрат на ресурс в общих затратах. Эластичность спроса зависит от удельного веса определенных ресурсов в общих затратах производства готовой продукции. Спрос на ресурс будет менее эластичный, если затраты на ресурс будут составлять лишь небольшую часть в общей сумме затрат.

Информация о работе Микроэкономика