Микроэкономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:44, шпаргалка

Описание

1Микроэкономика как составная часть экономической теории.
Экономикс – наука, исследующая поведение людей в процессе пр-ва, распределения и потребления материальных благ в мире ограниченных ресурсов; исследует проблему их эффективного использования и управления или с целью максимального удовлетворения материальных потребностей.
Микроэкономика – изучает поведение индивидуального эк.Субъекта, как он достигает своих целей при ограниченности ресурсов; исследует обособленные эк.единицы (эк.Субъекты микроэкономики – дом.хоз-во, гос-во, отрасли, отдельные рынки); охватывает анализ таких величин –объём, цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка и доход отдельного предприятия.

Работа состоит из  1 файл

инимальные шпорки.doc

— 612.50 Кб (Скачать документ)

- объём производства  отдельной фирмы является незначительным  и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

- реализуемые  каждым производителем товары  являются однородными;

- покупатели хорошо  информированы о ценах, и если  кто-то повысит цену на свою  продукцию, то потеряет покупателей;

- продавцы действуют  независимо друг от друга;

- доступ на  рынок никем и ничем не ограничен.

Монополия – исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция характеризуется наличием монопольных цен и монопольных прибылей.

Классификация монополий:

1. С учётом охвата экономики выделяются:

А) Чистая монополия (один продавец, полный контроль над ценой);

Б) Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов);

В) Монопсония – тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара.

Г) Олигопсония – тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определённого товара.

Д) Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Ж) Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) – тип рыночной структуры, при котором возникает противоборство единого поставщика и единого (объединённого) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, газоснабжения и водоснабжения.

2. В зависимости от причин возникновения различают:

А) Естественная монополия (собственники и организации, владеющие редкими и не воспроизводимыми ресурсами, а также такие отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.);

Б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты);

В) Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм (Картель, Синдикат, Трест, Концерн). Эти монополии:

1) Создают барьеры  для вхождения на рынок новых  фирм;

2) Ограничивают  аутсайдерам (предприятиям, которые  не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;

3) Создают очень  высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологий;

4) Применяют более  крупный капитал;

5) «Забивают» новые  фирмы хорошо поставленной рекламой.

.

10Рынок монополистической конкуренции

Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» —  продаю) — исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок. Появление монополий явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

Признаки  монополистической конкуренции:

1.В области  существует относительно большое количество фирм, любая из которых вырабатывает лишь небольшую частицу суммарного выпуска области, поэтому имеет ограниченные возможности влиять на рыночную цену, отсутствующая взаимная зависимость, тайный заговор фактически невозможная (для монополистической конкуренции довольно 30, 50 ли 70 фирм).

2.На рынке покупаются-продаются  дифференцированного блага, качественные  характеристики которых отличаются  от выработанного конкурентом.  Поскольку продукция дифференцирована, каждый производитель определенной марки товара выступает как монополист. 

3.Продавцы, устанавливая цены на свои товары или определяя объемы продажу не учитывают реакцию своих конкурентов.

4. На рынке не имеет барьеров для входа и выхода из области, или почти не имеет. Однако, вхождение на рынок, не такое легкое, как в условиях совершенной конкуренции. 5.Широко используется неценовая конкуренция (детально будет рассмотрена низшее).

Появление монополий  обусловлено возникновением экономических  выгод, которые они получают в результате установления монопольно высоких цен на свою продукцию и монопольно низких цен на покупаемую ими продукцию (например, сырье и др.).

Монопольная цена — это особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже конкурентной в целях получения монопольного дохода в форме монопольной сверхприбыли. Монополистическая конкуренция сочетает черты монополии и рынка совершенной конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Первая – это завышение цен.+ Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, чревата социальными конфликтами. отрицательные стороны у монополии. Вторая отрицательная сторона – ограничение монополистом выпуска продукции. Положительным моментом есть то, что монополистическая конкуренция постоянно нацеливает фирму на поиск вариантов выделение своего продукта среди аналогичных товаров области, наиполнейшее учитывая при этом разнообразие потребностей потребителей. Это достигается путем проведения неценовой конкуренции.

11Рынок чистой монополии

Противоположностью  совершенной конкуренции является чистая монополия - модель рынка с  единым поставщиком продукта, который  не имеет близких заменителей. Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайностями. В определенном смысле чистая монополия, как и совершенная конкуренция, существует скорее как научная модель, а не в реальной действительности. В условиях чистой монополии область состоит из одной фирмы, то есть понятие "фирма" и "область" совпадают.

Основные черты чистой монополии:

-на рынке функционирует  лишь один производитель определенной  продукции;

-товар, который  вырабатывается монополистом, не  имеет близких заменителей;

-цену на свой  товар монополист устанавливает сам;

-заблокированное  вступление в данную область  для других производителей, это  достигается как административно-правовыми  так и экономическими методами, поэтому в условиях монополии  отсутствующая любая конкурентная  борьба.

Монополия возникает там и тогда, где и если являются большие барьеры вступления в область, это есть основной причиной ее возникновения.

Барьерами для вступления в  область могут быть:

-экономия от  масштаба производства;

-легальные барьеры  , созданные государством (патент - исключительное право на производство какого-либо продукта или использования технологии, лицензия - право на занятие определенным видом деятельности и прочие);

-собственность  на важнейшие виды ресурсов (если  ограниченность ресурсов абсолютная, и в них нет близкого заменителя);

-недобросовестная  конкуренция (подкуп чиновников, давление на поставщиков сырья,  ценовая война с целью банкротства  конкурента и прочие).

 

Монополизация рынка может достигаться:

1.Возрастанием  фирмы за счет капитализации  прибыли, банкротством конкурентов, их поглощением к достижению фирмой полное господство в области.

2.Объединением  капиталов на добровольных основах.  Формы монополистических объединений:  картель, синдикат, трест.

 

Различают три  вида монополии:

-закрытую (защищенная  от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений, чаще всего это государственная монополия);

-открытую (если  одна фирма в силу стечения  обстоятельств постоянная единым  производителем и поставщиком  товара);

-естественную (основами  существование естественных монополий есть владение редчайшими и важными ресурсами; высокие барьеры входа на рынок естественной монополии и выхода из него; государственное ограничение приток новых фирм).

Кривая спроса  для чистого монополиста имеет нисходящий характер.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

21Предложение, неценовые определители предложения

Индивидуальное  предложение – желание одного эк.Субъекта предложить товар при данных условиях по определённой цене.

Рыночное  предложение – совокупность всех индивидуальных предложений на данном рынке.

Кривая предложения показывает, что при высоких ценах продавцы выставят на продажу большее количество товара, чем при низких. Это происходит из-за стремления получить большую прибыль.

Кривая рыночного  предложения строится аналогично кривой рыночного спроса: путём сложения всех индивидуальных кривых предложения по горизонтали, иначе говоря, суммировать все индивидуальные объемы предложения при каждом возможном уровне цены.

Неценовые факторы вместе взятые «определяют» положение кривой предложения. Эти факторы имеют одну общую черту: когда они изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции.

неценовые факторы:

  1. Цены на ресурсы - снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то  есть переместит кривую предложения вправо.
  2. Технология - При данных  ценах на ресурсы снизятся производственны еиздержки и увеличится  предложение.
  3. Налоги и дотации -повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение; дотации  снижают издержки и увеличивает его предложение.
  4. Цены на другие товары
  5. Ожидания - Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.
  6. Число продавцов - Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

12Особенности конкуренции на олигопольном рынке

Олигополия – тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

Обычно термин «олигополия» используется при характеристике рынка, на котором функционируют  крупные корпорации. Например, автомобильный  рынок США с тремя корпорациями: General Motors, Ford и Chrysler.

Дуополия –имеются только два производителя определённого товара и между ними отсутствуют какие-либо соглашения о ценах, рынках сбыта и квотах. Дуополия – наиболее простой случай олигополии. Например, на рынке микропроцессоров для персональных компьютеров на данный момент находятся два доминирующих производителя: Intel и AMD.

Основные  признаки олигополии:

1. Господство на  олигополистическом рынке нескольких  фирм, которые обеспечивают продукцией  почти весь рынок. Их может  быть от 2-х до 20, поскольку олигополия занимает весь промежуток между чистой монополией и монополистической конкуренцией.

2. Продукт олигополии  может быть как дифференцированной, так и стандартизированным по качеству. Вид продукта существенно не влияет на функционирование рынка.

3. Вступление в  область новых производителей  кое-чем ограничен. 4. Контроль над ценой: ограниченный взаимной зависимостью, значительный за тайного заговора;

Информация о работе Микроэкономика