Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:37, реферат
Результатом и проявлением этого стало общее продолжающееся падение производства (лишь по некоторым оценкам - стагнация) и явное несоответствие между спросом и предложением на рынке труда. При этом молодежь, не обладающая достаточным производственным и социальным опытом, испытывает значительные затруднения в получении работы, несмотря на безусловно имеющиеся у нее преимущества, такие как возможность получения более соответствующей требованиям дня образовательной и | профессиональной подготовки, повышенная мобильность, активность и инициативность.
Введение
1. Теоретические основы рынка труда и занятости молодежи
2. Молодёжная занятость: проблемы и перспективы.
3. Специфические особенности молодежного рынка труда.
4. Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи
5.Основные направления совершенствования законодательства в области труда и занятости молодежи
6. Приложения
Заключение
Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, посредством создания соответствующей странички в Internet. На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов.
Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас. - Проблема дискриминации женщин при приеме на работу: Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов. Изменить ситуацию крайне трудно. В данной ситуации можно предложить следующие решения проблемы. Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку. Другим предложением стало - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость.
Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал. Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным. Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности. Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда: Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности. Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы. Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти.
Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии: проблема "вуз-армия-рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда. В качестве возможных путей решения было предложено разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии. Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами - проблема недостатка рабочих мест определённой специальности. В настоящее время молодёжь стремится получить престижную и высокооплачиваемую профессию. Например, такую как экономист, юрист, журналист и прочие. И после окончания учебного заведения сталкивается с трудностями трудоустройства. Ведь с каждым годом специалистов в данных областях становится всё больше и больше. Поэтому каждому последующему выпускнику экономического или юридического учебного заведения труднее устроится, чем предыдущему, так как спрос на данные трудовые ресурсы уменьшается, а предложение растёт. Чего нельзя сказать о таких профессиях как медики или учителя: в данном случае спрос превышает предложение и выпускникам медицинских или педагогических учебных заведений устроиться на работу легче. Но данные профессии низкооплачиваемые, поэтому желающих получить их мало. Для того чтобы решить эту проблему необходимо, прежде всего, обратить внимание на неё государству. Принять меры для вовлечения молодёжи во все сферы трудовой занятости.
Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития.
Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности. Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации нормативно-правовой деятельности Комитета по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий населения, в которые без особого выделения входили и молодые жители округа (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи с низкими доходами и т.д.).
В количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как правило, в виде единовременных пособий и компенсаций преобладали. Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой молодежи в программах ее временной и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, молодежь до определенного момента не имела достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления субъекта РФ. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики. Целью таких законов является установление правовых основ государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернатора и ведомственные акты.
Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-методического и других его видов. На федеральном уровне основным нормативным актом является Федеральная целевая программа “Молодёжь России (2001 – 2005гг.), которая предусматривает необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы, в том числе и на региональном уровне, финансовой поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных программ в области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д.
Целью данной программы является создание и развитие правовых, экономических и организационных условий для воспитания у молодежи гражданского сознания в условиях демократического общества, рыночной экономики и правового государства, личностной самореализации молодых людей как активных участников преобразований современного российского общества, в том числе обеспечение занятости молодежи, снижение уровня безработицы путем предоставления сезонных и временных работ, создания рабочих мест для молодежи и несовершеннолетних; рост деловой активности молодежи. Также целью данной программы было создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодежи; стимулирование инновационной деятельности молодых россиян; работа со студенческой молодежью. Ожидаемыми результатами должны были стать: повышение уровня доходов молодежи и молодых семей; улучшение социально-бытовых и жилищных условий; снижение уровня безработицы среди молодежи на основе повышения квалификации и формирования соответствующих требований трудовых ресурсов; увеличение числа учреждений по работе с молодежью; повышение деловой и социальной активности молодежи. Для этого необходимо было решить ряд задач, одной из которой являлась реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства.
Министерство
образования Российской Федерации
осуществляет организацию, координацию
и контроль работ по реализации Программы,
вносит в установленном
порядке предложения по
уточнению мероприятий
Программы с
учетом складывающейся
социально-экономической ситуации,
обеспечивает контроль над целевым использованием
средств. Управление реализацией
Программы осуществляется дирекцией
Программы, возглавляемой
заместителем Министра образования
Российской Федерации. Реализация Программы
осуществляется на основе
государственных контрактов
(договоров), заключаемых
в установленном порядке Министерством
образования Российской Федерации
с исполнителями программных мероприятий. Эффективность
реализации программы
оценивается по показателям,
характеризующим качество жизни
молодых людей, их социальную интеграцию
в общество. Поэтапное решение проблем,
поставленных в программе, позволило:
повысить уровень доходов молодежи
и молодых семей, улучшить социально-бытовые
и жилищные условия; снизить уровень
безработицы путем обеспечения
временной и сезонной занятости
молодежи, увеличения числа
рабочих мест, повысить деловую активность
молодежи.
Специфические
особенности молодежного
рынка труда
Незанятая
молодежь представляет собой один из четко
определенных устойчивых сегментов рынка
труда, характеризующийся стабильным
ростом предложения рабочей силы.
Молодежный рынок труда формируется молодыми
людьми, нуждающимися в трудоустройстве.
Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических
и среднеспециальных общеобразовательных
учебных заведений. Рынок труда пополняется
и за счет демобилизованных воинов срочной
службы. В последнее время существенен
для центральных районов России приток
молодежи за счет беженцев и мигрантов.
Разумеется, не все выпускники учебных
заведений ищут работу и попадают на рынок
труда. Часть из них планирует продолжить
образование, другие не трудоустраиваются
по иным причинам.
Молодежный
рынок труда имеет свою специфику:
Во-первых,
он характеризуется
Во-вторых,
специфична для молодежного рынка
труда низкая конкурентоспособность
по сравнению с другими
В-третьих,
молодежная занятость имеет явные
и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться
группа молодежи, которая нигде не
работает и не учиться.
В-четвертых,
молодежный рынок труда характеризуется
большой вариантностью. Это обусловлено
тем, что на него выходят выпускники
учебных заведений, осуществляющих
подготовку специалистов по всем возможным
профессиям. Отсутствие спроса на региональном
рынке труда на многие из них, приводит
к тому, что большая часть ищущих
работу молодых людей, в том числе
недавних выпускников учебных заведений,
трудоустраивается по специальностям,
далеким от базового образования, для
многих переподготовка является единственной
возможностью получить работу. Ежегодно
из числа выпускников каждый четвертый
становится потенциальным кандидатом
на переобучение, получение второй
профессии. Кроме того, пятая часть
молодых людей увольняется из-