Молодежный рынок труда в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 18:37, реферат

Описание

Результатом и проявлением этого стало общее продолжающееся падение производства (лишь по некоторым оценкам - стагнация) и явное несоответствие между спросом и предложением на рынке труда. При этом молодежь, не обладающая достаточным производственным и социальным опытом, испытывает значительные затруднения в получении работы, несмотря на безусловно имеющиеся у нее преимущества, такие как возможность получения более соответствующей требованиям дня образовательной и | профессиональной подготовки, повышенная мобильность, активность и инициативность.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы рынка труда и занятости молодежи

2. Молодёжная занятость: проблемы и перспективы.

3. Специфические особенности молодежного рынка труда.

4. Социальная поддержка и обеспечение занятости молодежи

5.Основные направления совершенствования законодательства в области труда и занятости молодежи

6. Приложения

Заключение

Работа состоит из  1 файл

курсач- молодежный рынок труда.docx

— 84.22 Кб (Скачать документ)

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась  чрезвычайно сложная ситуация с  женской занятостью: традиционно  среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам. 

Складывающийся  рынок труда предполагает выявление  приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи  с этим возникли теоретические и  прикладные задачи по количественному  и качественному сопоставлению  востребованных рынком труда профессий  и специальностей, по которым ведется  подготовка специалистов в учебных  заведениях. 
 
 
 
 
 

Социальная  поддержка и обеспечение  занятости молодежи 
 

Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики  во многих странах является страхование  от безработицы. 

В России в соответствии с действующим  законодательством Закон "О занятости  населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 03.06.2009) государство  гарантирует:  

- свободу  выбора рода деятельности, в том  числе с разным режимом труда; 

- охрану  труда, правовую защиту от необоснованного  увольнения или необоснованного  отказа в приеме на работу; 

-бесплатное  содействие в подборе подходящей  работы и трудоустройстве при  посредничестве органов служб  занятости. 

Безработным гражданам гарантируется: 

-бесплатное  получение услуг в сфере профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, психологическая поддержка по  направлению органов службы занятости; 

- обеспечение  социальной поддержки; 

- компенсация  в соответствии с законодательством  РФ материальных затрат в связи  с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению  органов службы занятости; 

-бесплатное  медицинское обслуживание и медицинское  освидетельствование при приеме  на работу и направлении на  обучение; 

- возможность  заключения срочных трудовых  договоров на участие в оплачиваемых  общественных работах, организуемых  с учетом возрастных и иных  особенностей граждан. 

  Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения. Создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации (включая организации для труда инвалидов). Устанавливаются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам. 
 

Государство гарантирует безработным: 

- выплату  пособий по безработице, в том  числе в период временной нетрудоспособности  безработного; 

-выплату  стипендии в период профессиональной  подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению  органов службы занятости; 

- возможность  участия в оплачиваемых общественных  работах; 

-возмещение  затрат в связи с добровольным  переездом в другую местность  для трудоустройства по предложениям  органов службы занятости. 

В системе  мер социальной защиты населения  от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению  органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан  осуществляется с целью: 

- повышения  конкурентоспособности конкретного  человека на рынке труда; 

- сокращения  уровня безработицы; 

-изменения  профессионально-квалификационного  состава трудовых ресурсов в  соответствии с потребностями  экономики; 

- минимизации  финансовых издержек государства. 

Данный  вид деятельности службы занятости - один из главных элементов активной политики занятости, т.к. он способствует преодолению основной причины безработицы- несоответствия качественных характеристик  вакантных рабочих мест и безработных  граждан. 

В соответствии с законом эта работа ведется  в тех случаях если: 

- гражданин  не имеет профессии (специальности); 

-невозможно  подобрать подходящую работу  из-за отсутствия у гражданина  необходимой профессиональной квалификации; 

-необходимо  изменить профессию в связи  с отсутствием работы, отвечающей  имеющимся у гражданина профессиональным  навыкам; 

-гражданин  утратил способность к выполнению  работы по прежней профессии. 

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан  осуществляются в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами, заключаемыми органами службы занятости. 

Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации имеют безработные  инвалиды; безработные граждане по истечении шестимесячного периода  безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также граждане впервые ищущие работу и при этом не имеющие профессии. 

И в  России, и в Содружестве Независимых  Государств текущий год проходит как Год молодёжи. И в центр  внимания вынесены проблемы, которые  связаны с реализацией потенциала молодых людей, с поддержкой их инициатив. 

Во всём мире и науку, и технологические  достижения делают молодые, поэтому  абсолютно актуальная задача - поощрять научно-техническое творчество молодёжи, создавать условия для создания новых идей и, самое главное, для  их последующего применения, то есть для  коммерциализации. Очень важно впоследствии эти идеи популяризировать, поощряя  состязательность как часть инновационного процесса. 

В этом направлении, кстати, уже сделаны  определённые шаги. Появились премии Президента для молодых учёных, это  вполне серьёзные, «взрослые», скажем так, по размеру премии - по 2,5 миллиона рублей. Увеличены президентские  гранты для молодых кандидатов и  докторов наук - сейчас это 600 тысяч  рублей и один миллион рублей. Впервые  в России прошёл так называемый молодёжный инновационный конвент. Теперь необходимо, чтобы подобные инициативы развивались  и в каждом субъекте Федерации. Определённые стимулы этому были даны, в том  числе в регионах сейчас создаются  советы молодых учёных и специалистов.  

  Сейчас на выходе из Федерального Собрания законопроект, который позволит создавать при вузах малые инновационные предприятия. Эта мера была предложена как мера, которая должна достигнуть двух результатов. Во-первых, естественно, поддержать инновационную активность в университетах и, во-вторых, помочь в условиях кризиса адаптироваться части молодёжи, выпускникам вузов по их окончании, чтобы не создавать проблемы с трудоустройством, - прямо при университетах должны будут создаваться малые инновационные предприятия.  

  Кроме того, есть вполне дельные предложения, которые связаны с созданием на местах молодёжных школ предпринимательства, есть целый набор грантов, которые предоставляются на открытие молодёжью собственного дела. Эти гранты действуют в различных субъектах Федерации. Я надеюсь, эта работа будет продолжена. 

  Излишне говорить, что становление, социализация сегодняшнего поколения молодёжи пришлась на годы, когда молодёжная политика практически отсутствовала. Это привело к серьёзным проблемам с духовно-нравственным, гражданским и патриотическим воспитанием, к заметному искажению ценностных установок. 

  В Амурской области в 2009-2010 году планируется обеспечить образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования земельными участками, техникой, чтобы молодёжь могла ощутить себя хозяином земли, чтобы повысить профессиональные навыки и почувствовать своими руками, что такое урожай, выращенный в поле. Безусловно, это даст возможность ещё и заработать молодёжи. 

  В среднем 350 тысяч молодых людей, студентов в летний семестр трудилось. Сейчас эта цифра где-то 180-200 тысяч. (« Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах - 2009 г.»). И естественно, только в тех регионах, где губернаторы уделили этому внимание, на крупных стройках таких как Казань, АТЭС, Сочи-2014 - там работают строительные отряды. То есть механизм можно всегда найти. Кто-то скажет: дорого создавать центры по работе с молодёжью по месту жительства, ФОКи. Но если мы не будем их строить, нам придётся не меньше денег вкладывать в реабилитационные учреждения. 

  Как показывает практика, в городах и посёлках, где создаются молодёжные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в пять-семь раз снижается количество правонарушений среди подростков. И примеров таких очень и очень много. Примеры такие можно привести: Республика Мордовия, где 75 процентов бюджета социального инвестируется в строительство подростковых, спортивных клубов. В ряде городов, таких как Губкин в Белгородской области, как Дмитров в Московской области, практически отсутствует преступность или близка к той минимальной норме, которая может быть, когда у молодого человека есть выбор заниматься практически всеми родами деятельности Стенограмма заседания Государственного совета «О молодёжной политике в Российской Федерации» 17 июля 2009 года, Москва, Кремль. 

   Совместно с Министерством образования и науки утвердили и разработали при поддержке Администрации Президента положение о советах молодых учёных и специалистов для каждого субъекта Федерации как механизм сопровождения таланта, диалога с властью. Сегодня на федеральном уровне выделяется 5350 премий для талантливой молодёжи, 500 грантов молодым кандидатам наук, их научным руководителям, 1000 грантов молодым докторам наук. Но, как показал первый проведённый инновационный конвент, крайне мало проектов, реализуемых при поддержке региональных властей. Необходимо, чтобы система поддержки и сопровождения талантливой молодёжи существовала на региональном уровне в каждом субъекте Российской Федерации. Это позволит привлечь больше молодёжи в науку, инновационную сферу. 
 

   Анализируя работу региональных органов занятости и социальную поддержку молодежи можно выделить несколько недостатков, которые не позволяют эффективно реализовывать программы по улучшению ситуации на рынке труда молодежи: 

-непривлекательность  и отсутствие доверия у молодежи  к службам занятости; 

-отсутствие  четких показателей эффективности  уже реализованных проектов службами  занятости; 

- недостаточно  отлаженная система по сокращению  сроков устройства молодежи на  вакантные места; 

-проблема  ориентации молодежи на рынке  труда и отсутствие необходимой  помощи в «сложный момент»; 

-отсутствие  помощи в адаптации устроенных  впервые молодых людей и т.д. 

   В рамках данной работы возможно раскрыть лишь малую часть проблем и недостатков, которые являются системой и требуют более тщательного анализа. Во избежание препятствий на пути устройства молодых граждан России возможно выделить основные ошибки с одной стороны Службы занятости и с другой стороны самой молодежи и разработать основные направления совершенствования занятости молодежи. 
 
 

Основные  направления совершенствования  законодательства в  области труда  и занятости молодежи

  
 

1.Пути улучшения работы государственной службы по обеспечению занятостью молодежи 

  Несмотря на расширение прав службы занятости и усиление их нормативности в отношении субъектов рынка труда, а также развитие института социального партнерства, обеспечивающего основу координации и взаимосодействия, можно говорить о существующем дисбалансе между целью-заданием и возможностями службы занятости. Наработанный же безусловно полезный опыт по социальной поддержке безработных становится фактором противодействия усилению роли службы занятости в системе активного регулирования рынка труда. Проблемная ситуация заключается в том, что политический и макроэкономический фон реализации политики занятости не являются прогнозируемыми настолько, чтобы обеспечить разработку долгосрочной стратегии, с одной стороны, а содержание политики занятости, определяемое в федеральных программах содействия занятости, имеет настолько многоуровневый и вариативный характер, что не позволяет выделить интегральный и специфический показатель эффективности деятельности служб занятости, с другой стороны. 

Информация о работе Молодежный рынок труда в РФ